Письма и поучения

Письмо к Н.

(21 августа 1960)
о.Никита Лехан

Новая ловкость лукавого, новая и тонкая ложь. Новое отуманивание братий и сестёр. Миша силится ложь прикрыть ложью. Нет, друг Михаил, оставь дружбу с ложью, прекрати подчиняться ей, перестань быть рабом ея ухищрений. Она уклонит тебя от Христа Господа и приведёт тебя и введёт тебя в дом самого лукавого сатаны.

Отбрось от себя мысль, что ты муж совершенный и соделайся младенцем, рабом неучёным, неключимым, и сие для твоей души будет выгоднее.

Ты говоришь, ездил в Ленинград в Советскую академию спросить, можно ли в ней учиться на Архиереи большевистские и чтобы не присоединяться к большевистской церкви?

Ах, Миша! Или ты нас считаешь совершенно глупыми, или сам на сей час преступился? Если ты этим хочешь сказать, что твои действия не то что вред нанесут Церкви нашей, а ещё польза была бы от твоего учения, то почему же ты об этом деле твоём не советовался со своими? И нас бы посвятил в это дело, и Настеньке сказал бы, и всем своим близким, и, особенно, почему ты не сказал своему любимому, сомолитвенному другу задушевному Николаю? Почему ты скрывал от него всё это? Мало того, что скрывал, ты сфабриковал для своего друга Коли ловкую ложь! Говорил, есть возможность из Ленинграда или Одессы уехать за границу. И этот план лукавого был у тебя для того, чтобы тайно уехать учиться и чрез 5 лет вернуться академиком из заграницы!

Нет, Миша, это не конфеты, которыми детей заманивают! Обманул тебя лукавый! Обещал тебя соделать академиком и вместо академии ввёл тебя в грех! И ты стоишь в болоте и нас вновь обманываешь, говоришь, что ты прохаживаешься по благоуханным лугам. Почему же ты, Миша, об этом полезном для пустынной Церкви деле советовался тайно не со своими братьями, не со своей Церковью, а с врагами твоих братьев, и с врагами нашей Церкви: Филагрием, Верою А., большевиком Нестором? Вот, Миша, друг наш, ты второй ложью хотел поправить дело своё, страшное падение и этим самым открываешь нам глаза в том, что ты явленный враг нашей Церкви Соборно Апостольской! Святитель Димитрий Ростовский говорит: «Кто подружится с врагами Христовыми, тот уже не друг Христов, а враг!»

Как по-твоему, Филагрий, священник внешней Церкви, друг наш или враг? Епископ Сухумский друг или враг наш? Вера А., которая отвернулась к нам спиной и наслаждается Филагрием, друг или враг? А ты у Филагрия на литургии стоял, благословение брал, руку целовал! От епископа Сухумского документы получил! С Верой А. тайно беседовал и приказывал, умолял не говорить об этом хорошем деле твоим братьям и сёстрам. Ответь нам прямо, без предисловия: чей ты друг и чей ты враг?

Ясное дело, что ты враг своим, враг любимому другу Коле и друг большевикам! Теперь можно без ущемления совести сказать, что ты Колю целуешь иудиным поцелуем. Это ли присоединение твоё к внешней Церкви? И у тебя хватает уже потерянной совести говорить: «Я поехал узнать, можно ли учиться без присоединения?» Кто тебя такой хитрости научил?

А почему ты, когда удирал из дому (неложно, что удирал — три тысячи взял — ибо уезжающие все прощаются с родными, друзьями, а ты тайно днём ушёл), почему ты, когда увидел, что всё уже открыто, Настеньке сказал: «Только Коли и отца жаль». Отца — видимо, что оставляешь одиноким, а Колю только потому, что если Коля узнает твой приострейший обман, и это для него будет великий удар, это будет для него плевание твоё ему в лицо, это будет для него великая скорбь, он увидит твою афёру, он увидит, что его любимый друг сделался духовным аферистом! Ты понял, Миша, в ту минуту, что Коля узнает твою афёру, может пошатнуться и бросить всё это: и молитву, и монашество — и удалиться в мир. И тебе стало жалко Колю, а потому твои уста и изрекли: «Жалко Колю!» Почему же тебе было жалко Колю, если ты ехал только узнать, можно ли учиться без присоединения? Если нельзя без присоединения, сказал бы Коле: «Я в среду вернусь назад».

Нет, друг, мы хотя и не прозорливые, но читаем все лукавые намерения твоего сердца. Просим и умоляем тебя, обратися с ложного пути, отжени от себя беса лжи и высокоумия, последуй примеру блудного евангельского сына! Это мы пишем сие, как предисловие к письму, которое просим выслушать по-детски и которое при сем прилагается, ибо второй твой обман донесен нам после написания письма.

И ещё забыл один важный момент: Вера А. когда раскрывала нам тайну, очень уговаривала и просила нас, чтобы мы не разгласили того, что Миша уже присоединился к советской Церкви. Говорит, уже все документы готовы к присоединению. Присоединяли Филагрий и епископ Сухумский. Почему ты так приказал Вере А.? Чтобы мы, глупые, не узнали твоей мудрости? Прочитай, Миша, своим — Правило 10 Св.Апостолов говорит: «Кто с отлучёнными помолится, хотя бы и на дому, да и тот будет отлучён». Ты же, Миша, молился с Филагрием на литургии и целовал руку ему. Без сомнения, отлучён! Ты скажешь, отец Герасим присоединит тебя? Как он может присоединить тебя тогда, когда и сам отлучён!

  1. Ведь он послал своего родного сына в еретическую семинарию. Сам он говорил мне: «Вы не знаете политики Миши».
  2. Он повенчал на Усекновение Честной Главы Иоанна Предтечи, чем нарушил правила Св.отцов. А посему ему нельзя служить св.Литургию без разрешения дела епископом.
о.Никита с прихожанами

Братьям во Христе и сёстрам Богоспасаемого града Гудаута
и в частности о.Герасиму, Мише и р. Б. Вере А.

Ранее всего похвалюся своей радостию (вчера 6 сентября 1960), я получил письмо примирительное от о.Герасима, в котором он просит извинения — дословные его слова: «Простите и простите, и я вас прощаю, и помолимся друг за друга и прочитаем друг за друга разрешительные молитвы». Напоминает о.Герасим, что и у Апостолов были разногласия и они примирялись. Всё это для меня очень лестно, и приятно, и утешительно.

Но, возлюбленный друг Герасим, для нас не достаточно с Вами того, что: «простите и разрешите», а в душе оставаться такими же, как и были! Нам с Вами нужно рассудить глубоко о наших действиях, которые уже открыты всей Церкви! Ведь сказано во Святом писании, что рассуждение выше всех добродетелей! То есть, выше поста, выше молитвы, выше девства, даже выше любви, которая сама имеет 16 добродетелей. Ведь любовь имеется и в рядах сектантов, а приведёт ли она их ко спасению? Так вот начнём своё рассуждение с самаго начала нашего знакомства.

Первый раз я приехал к вам добровольно и получил великое утешение. Уехал от Вас с великим удовлетворением! Между прочим, для нашей пользы, напоминаем слова свят.Иоанна Златоуста, который сказал: «Если ты видишь девушку на городской улице наряженную, с гордой походкой и высоко поднятой головой, а выходя из дома, она не заметила, что сзади ея тянется подкладка от нижнего белья и что ребята со стороны чмыхают, смеются над нею, и ты видишь сие и не скажешь ей, чтобы она подобрала подвязку и этим избежала бы большой насмешки, если ты ей не скажешь, греха от этого ты иметь не будешь. Но если ты видишь брата своего, ближняго своего, который приближается к геенне своим житием, своими неправильными действиями, и ты умолчишь, не скажешь ошибок своему брату, то согрешаешь против 6 заповеди». Ты являешься преступник 6 заповеди и ты убийца своего брата! Вот какой грех молчать!

И я благодарю Вас (правда, я только сейчас благодарю Вас, а тогда было стыдно пред людьми). Благодарю я Вас за Ваш поступок со мною, когда я 2-й раз к Вам приехал. Правильно Вы делали, когда высмеивали мою тетрадку, моё поучение, моих пасомых. Указывали иронически на мои грубые ошибки. Великую пользу я от этого получил! Я сразу же увидел своё настоящее лицо, что я проповедник низкий, только для детей, а для совершенных мужей моя проповедь подобна сказке. И искренне говорю, будем исправляться, будем делаться лучшими с Божией помощью!

И 2-й поступок со мною правильный. Когда Вы выгнали меня. Слова о.Герасима: «Уходи вон с моей территории! Один пришёл (безмолвник), оторвал часть моего стада, второй (о.Александр) разбивает стадо, и ты приехал разорять мною собранную Церковь». Это подлинные слова о.Герасима, и это всё правильно, я большего бесчестия заслужил! Правда, сейчас я этого не заслужил, не было у меня такого намерения, чтобы разбить Церковь о.Герасима, но за прежние мои грехи я получаю подобную награду! И прп.Ефрема Сирина посадили в темницу напрасно, за барана. Волк-таки украл барана. Но когда Ефрем Сирин, сидя в темнице, рассудил, что это за то, что они, когда ещё были подростками, украли у богача барана, а сказали ему, что волк украл. Так и получилось, что тогда волк ответил за Сирина, а теперь Сирин отвечает за волка! Так и я сейчас невинен, но вина моя была ранее, и я за неё терплю сейчас, ради вины моей, очищение.

Также понравились мне слова Иоанна Кронштадтского, когда он молился ко Господу, говоря: «Откажешь, не отойду, оттолкнёшь — пойду опять!» Так и я, не сразу же я ушёл от Вас, когда Вы гнали меня, ибо я желаю и ищу чистоты веры Господней. Приехал к Вам и не требую от Вас перстня, упитанного тельца, ни новой обуви! Истину говорю Вам, я рад был бы быть Вашим слугою, боялся просить Вас быть с Вами равным. Между своими я хвалился, я через Вас прославлялся! Тайно и по секрету, говорил своим: «Я нашёл сокровище! Унывать, сомневаться нам в нашем пути и бояться нам нечего! Есть в тайне столпы, на которых можно возложиться во всём! Видел дела, а не слова». И что же? Приимите, прошу Вас, и мою исповедь! Я тоже пастырь словесных овец, неключимый раб. Как Вы меня обличали, так же и моя обязанность обличать, наставлять, угрожать наказанием Господним. А по сему и я некоторые недостатки у Вас заметил, которые благословите изложить на пользу нам всем.

Задам Вам вопрос: «Почему мой 2-й к Вам приезд так Вас встревожил?» Правда, я не по своей воле в этот раз приехал. Меня Ваши же чада, и письмами, и телеграммой, и посыльным вызывали! Меня просто принудили к Вам приехать! Но почему, по какой причине появилась у Вас тревога? И о.Герасим стал нападать и выгонять, и Миша стал уязвлять едким нападением и насмешкой, презрением, стал запрещать говорить и с тем, и с теми. Да почему же Вы испугались меня?

Да потому, что я для Вас буду ослицей, на которой Валаам ехал Израильское воинство проклинать. Вы испугались, что я как бессловесная ослица, обличу пред светом Ваши тёмные дела! Вы боялись, чтобы я не распугал Ваше стадо, а оно уже распугано. Вы страшилися волков, но Вы сами оказалися сетями. Вы боялись, чтобы Ваших чад не отвратили от правильного пути, но Вы сами их ведёте в еретический стан. И не ложны сии слова!

И напрасный Ваш страх и трепет! Страхом дел не исправишь. То, что надо мной иронизировали, выгнали вон, ещё более открывает картину Ваших тёмных дел! Для сего то и вызвали меня, чтобы найти причину Вашего 12-летнего раздора, нестроений и один от другого смущений. При первой встрече и беседе с Вами, господа Герасим и Миша, я сразу же почувствовал и узнал свой худой ум, и тут я нашёл пользу для себя! Узнал низкую цену себе. Но и корень зла, царящего в Вашей общине, необходимо найти! Так я оставил свой худой ум, хотел обратиться за помощью к Св.отцам, пусть они рассудят нас и найдут, и скажут нам корень и помогут нам выкорчевать его!

Но Вы и тут заградили мне уста, собственно не мне, а заградили уста Иоанна Златоустого, Иоанна Лествичника и других Св.отцов, устами которых я хотел указать корень зла. Ты, Миша, не откажешься от своих слов, когда ты к нам приехал в первый раз, мы ещё не знали; что схимник и иеромонах твой отец по плоти, и ты нам говорил: «У нас есть священник, но очень грубый и гневный». И, кроме тебя, мне из Ваших ещё говорили, что о.Герасим очень сердит и Настеньку выгонял не раз и бил в лицо кулаком, и монахиню в спину кадилом бил, и не одной Литургии не прошло без ярости и прочее многое. Вот на этом одном факте мы и остановимся.

Канонические правила и запрещения в части биения пастырем своих чад Вам уже писал безмолвник Александр, который у Вас жил и через это самое ушёл от Вас в своё время. Я же хочу выставить нравственные правила, подобающие иметь каждому христианину и особенно пастырю словесных овец! Без этих правил также не найти нам Царствия Небесного, ради которого мы и время тратим, и ночи не досыпаем, и чрево утесняем постом, и плоть обуздываем уздой, и ежечасно и ежеминутно воюем с греховными помыслами.

Мне уже стыдно Вам и писать, ибо Вы уже высмеяли мой детский ум, когда я начал Вам читать слова прп.отца Лествицы. Вы сказали с иронией: «Выбрал стихи из книг, на что они нам нужны?!» Но я истину Вам говорю, что, как кроткое дитя слушает слова своего отца и лепечет, повторяя вслед за отцом, так и я наслаждаюсь, верю, слушаю, и желание есть исполнять слова Лествицы, которая говорит: «Если Дух Святый называется и есть мир души, а гнев есть возмущение сердца, то ничто не препятствует пришествию в нас Духа Святого, как гневливость! В кротких сердцах почивает Господь, а мятежливая душа седалище диавола! Кроткая душа престол простоты, а гневливый ум есть делатель лукавства! Несообразно видеть лисицу между курами, но ещё несообразней видеть пастыря гневливого! Ибо лисица губит кур, а сей смущает и погубляет разумные души». Эти слова святого отца, открывают нам врата Царства Небеснаго, которые я желаю бы, чтобы все знали и исполняли!

Кроме того, гнев стоит в числе семи смертных грехов! К смертным грехам относятся: гордость, сребролюбие, блудодеяния, чревоугодие, зависть, гнев и леность! А это же Лествица называет их и бесом, то есть бес гордости, бес сребролюбия, бес блудодеяния, бес зависти, бес гнева, бес чревоугодия! И я и этому без рассуждения и толкования верю. Когда Иоанн Кронштадтский говорит: «Один неправедный помысл у христианина изгоняет Христа из его сердца, и вселяет в сердце диавола, и этот христианин уже является обиталищем диавола, что и Св.Евангелие подтверждает — когда Пётр начал прекословить Господу, то Господь сказал: «Отойди от Меня, сатана, потому что ты думаешь не о том, что Божие, но что человеческое».

И когда через один неправедный помысл человек делается обиталищем диавола, то кольми паче через гнев, смертный грех! Помимо этого, гневливый притягивает к себе ещё один главный смертный грех — гордость! Иоанн Кронштадтский говорит: «Всякий гневливый есть горд! Ибо, когда он сердится, то он тайно имеет в сердце своём — своё “Я”! Все плохие, на кого он сердится, один Я только хорош!» Значит нам необходимо согласиться по-детски, без всякого мудрования и высокоумия, что гневливый горд и обиталище и носитель диавола! Вот это и будет корень зла, корень нестроений в вашем стаде!

Пастырь кричит, пастырь отлучает, пастырь грозит, пастырь бьёт кулаком и кадилом, пастырь обманывает, пастырь проклинает! А овцы? Овцы за кем идут? За пастырем, одни других выгоняют со двора, как гоняют шатающихся собак, одни другим не доверяют, одни других подозревают, одни других осуждают! И всё это так сроднилося с Вами, так что Вы сие не считаете за грех! Будет ли в таком стаде место Христу Господу?!

Подобные стада с пастырем только пленники самого лукавого, врага спасения нашего. К примеру, возьмём один поступок — выгнать с собственного двора человека: «Вон со двора!» (Паша выгоняла Зою — свидетели Аня и Шура). Да если бы человека, а то — свою духовную сестру, с которой в пустынной Церкви молится! Что это значит? И как этот поступок объяснить? Кто такой выгоняющий и кто такой выгоняемый? Выгоняющий есть горд, ибо он думает, что выгоняет худшего себя, то есть: «Я не таков, как он! Вон со двора!» И это «Я» оборотная сторона — выгоняющий как будто и не хотел этого сказать, но свидетельствуют его дела!

Это великая гордость, которая и есть величайший, смертный грех! Вот дела пастыря гневливого, жестокого! Сам мёртв, сам гроб раскрашенный, в котором мёртвые кости и всякая нечисть! Гроб движется и носит мёртвую душу, как говорит Дмитрий Ростовский. И этот пастырь, безусловно, делает своих духовных чад гробами раскрашенными, что и свидетельствует «Вон с нашего двора!»

Не стыдно ли называть себя Церковью, пустынным монастырём?! Быть в таком состоянии не год и не два, но 10 лет, по Вашим словам, и стоит ли обращаться ко Господу с молитвою? Это не моление будет, а раздражение Господа! Сознательно пребывать в грехе, без намерения исправляться, — это будет хула на Духа Святаго!

Необходимо самим на себя наложить епитимию, затвориться каждому в отдельности в комнату на год и молиться в тайне, чтобы Господь явил нам любовь один к другому. Смотрите свидетельство, затемнение лукавым истинного значения происходящих действий! Изглаживает лукавый и заповеди Господни, и изречения, поучения Св.отцов.

Слушайте слова о.Герасима: «Что ты приехал вредить, разгонять мною собранное стадо?» И Миша говорит: «Вам нельзя туда идти с тем говорить, ибо это будет вред и для Церкви, и для Вас». Так ли это?

Правильно ли такое ограждение? Может быть, подобные действа в Вашей Церкви и правильные, но свят.Иоанн Златоуст говорит о своей Церкви, о себе самом и о всех святых, что «никто, никому и никогда, и ничем повредить не сможет, если кто сам себе не повредит!» Повредили ли свят.Иоанну гонители его? Кто повредил Апостолам, которых преследовали и гнали, и били, убивали до самой их смерти. Не чрез это ли они ещё больше прославилися? Кто повредил целому сонму мучеников, которых мы ублажаем и до сегодняшнего дня? Принесла ли вред смерть Иоанну Крестителю?

Но почему же Вы, молитвенники, восстаёте против проповеди, против воззрений, взглядов на вещи свят.Иоанна Златоустого? Думаете, что он неправильно мыслит, думаете, что Вы более его знаете пути ко спасению, думаете, что он ошибается, как это Миша говорил? Как я, ничтожная ослица бессловесная, мог Вам, имеющим себе защитника Бога, как я мог Вам повредить?

А свидетельство Вашего страха то, что Вы гнали меня, высмеивали, оскорбляли, унижали пред Вашим стадом. Если Вы не имеете тёмных пятен, если Вы чисты, кто мне поверит, что Вы чёрные и грязные? Нет, друзья мои, этот страх не от Бога, обратите внимание на Вашего с виду кроткого друга о.Александра, который у Зоиного отца отдыхал, с которым Вы лицемерно при мне примирились. Он тоже говорит: «Наклеветали на меня, что я умер, и похитили моё стадо, моих чад! Приезжаю через полгода, а моих чад захватил другой и я остался ни с чем». Правильное ли это мышление? Почему бы не последовать учению Св.отцов, которые говорят: «Я этого и достоин, что отошли от меня». А они? Если они зло творят, не знают, что делают!

Так заметно, что люди мудрые, высокомудрствующие о себе, впадают в заблуждение. Оставили свет заповедей Господних, отвернулись от наставления. Наставления, которое исходило от сердца и из уст святых отцов к своим детям, к своим чадам духовным. Не захотели быть под покровом отцов, не пожелали быть детьми и возомнили о себе, как о мужах взрослых и совершенных! Живой пример Миша — мы сами свидетели его мнимой кротости, его святости, его благоразумия. Кроме сего, до нас донеслись слухи, что ему, 30-летнему иноку, пели многолетие, взывали верующие: «Слава отцу, имеющего такого сына!» И что же? Лукавый через его высокоумие затемнил ему свет заповедей Господних! Ложь принимает за истину и ведёт других в эту темноту! Миша тайно ушёл в еретический лагерь для приобретения академического просвещения. Что это значит? Как оценить его поступок? Какое теперь с ним можно иметь общение?

Некоторые говорят: «Ничего Миша особенного не сделал! Он человек молодой, грамотный, равного себе не нашёл в своём обществе верующих, ну и пошёл приобретать себе образование, потом покается и будет епископом». О нет, друзья! Это рассуждение не христианское! Это величайшее зло, большее от всяких грехов зло! Во-первых, Миша отказался, отвернулся спиной от сынов света и ушёл, повернулся лицом своим к сынам века сего, к сынам, которые ведут множество простодушных верующих людей к геенне! Он протянул руку, да где там протянул, земно кланялся и целовал правую руку врагу Христову (брал благословение у Филагрия, Нестора и прочих). И не ложно я говорю, свят.Димитрий Ростовский сказал: «Знай, христианин, если ты подружился с врагами Христовыми, то ты уже не друг а враг Христов!» Филагрий, Нестор и всё духовенство внешней Церкви дружат с большевиками, которые есть явные враги Христовы, а, стало быть, по Дмитрию Ростовскому, всё духовенство, которое ведёт дружбу с большевиками — враги Христовы! И Миша им лобызает руки! Более сего, Миша стал спиной, отвернулся от учителей света: Иоанна Златоустого, Дмитрия Ростовского, Иоанна Лествичника и прочих святых отцов! Не захотел от них учиться, не захотел быть их учеником, не захотел быть с ними вместе, не доверился им, их уму и просвещению, не поверил им, что они могут довести до Царствия Небеснаго! Захотел научиться мудрости века сего и ушёл к сынам века сего и с ними, конечно, разделяет радость на земле и участь в веке будущем. Это ужасно!

Неужели, друг Миша, ты недоволен был бы, если бы тебя Господь поселил бы вместе с Серафимом Саровским на небесах после твоей смерти? Серафим Саровский академии не кончал, и прочие святые, которые не учились человеческой мудрости и получили райские блаженства? И что ты сделал для себя хорошего? И это дух гордости высокоумия довёл тебя до такой степени! Ты сам себя сделал и еретиком, и лжецом, и соблазнителем. Разъясним и эти слова, они не всем понятны и ясны. О ереси, думаю, все знают и знают, откуда она выходит. А о соблазне? Что такое соблазн?

Соблазн есть всякий грех! Соблазнитель прекословит Христу! Христос желает всем спастись, а соблазнитель мешает этому. Соблазнитель враг Христу, есть друг и сообщник диаволу. Соблазн — дело диавола! Праматерь нашу Еву кто соблазнил? И соблазнитель дела его делает!

Более сего, соблазнитель убийца не тела, а души! Всякий грех можешь загладить покаянием. Ты соблазнил и раскаялся! А в людях? Матушка Лидия без причастия, другая сестра ушла без известия, Василёк, на плане которого построили дом и обещали ему времянку и поскупились, обманули, не построили, он через Вас отстал от Соборной Апостольской Церкви и ушёл странничать. Вера Александровна соблазнилась отцом и ушла прямо в лагерь еретиков, а Миша утвердил её в таком положении своею мнимою кротостию и учёностию, и многих других Вы соблазнили! Как Вы прекратите сей грех? Грех Ваш растёт и растёт! Не то, что вырывать верующих из чужого лагеря, а своих посылаете Вашим поведением. Это страшные дела!

Сам Господь говорит: «Кто соблазнил одного из сих малых верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный камень на шею и потопили в глубине морской. Горе тому человеку через кого соблазн приходит» (Мф.18:6).

Теперь далее, Миша сам себя сделал лжецом. Что такое ложь? Ложь — есть намеренное искажение истины пред другими с целью обмануть их, увести в заблуждение. Ложь имеет две степени: низшая степень, когда обманывают по легкомыслию для забавы себя и других, высшая степень состоит в лжесвидетельстве и клятвопреступлении, ложь, которая силиться обмануть Самого Бога! Всякая степень лжи осуждается Богом. «Мерзость Господеви уста лживые» (Притч.12:22). Сам Господь говорит евреям: «Ваш отец диавол, и Вы хотите исполнять похоти отца Вашего, он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нём истины, когда говорит он, ложь говорит своё, ибо он лжец и отец лжи» (Ин.8:44). Слышишь, Миша, кто есть лжец? Лжец есть диавол! И тебя, друг, твоё высокоумие довело до степени лукавого! Ты лгал нам, что едешь, мол, искать епископа, а искал протекции, ты лгал всей своей Церкви, ты обманул самого близкого своего друга Колю! Целый год ты водил его, обманом подготовлял его поверить лжи. И что же друг? Пузырь лопнул — рана открылась, пришла осень — ветер подул, и листья осыпались, а плоды оказались загнившие!

Что же, что Вы мне пишите: «Простите и простите»?! Я-то прощаю, а все Ваши люди? Уже Ваши дела прогремели. Все почти знают Ваши поступки. Слышу я Ваше покаяние, но покаяние без плодов суетное!

Наложите на себя епитимию, как епископ, который впал в блуд и лёг на пороге, и велел ставать ногой на него при выходе из храма всем. Присоединить Вас к Соборной Апостольской Церкви? Вы сами сказали мне, что иерей не может, а только епископ и, в крайнем случае, протоиерей. Не смягчайте сами своей вины. Что Вы просите у меня ничтожного — разрешительной молитвы? Я только могу помочь Вам найти, у кого можно разрешиться от падений, особенно Мише! Легче присоединить того священника, который по незнанию служит и сейчас во внешней Церкви, чем тебя! Тот ходит во тьме и не видит света, а ты пребывал в свете и сам пошёл во тьму и многих соблазнил. Та преступная Коли и Насти кротость к тебе, что с первого дня начали опять целоваться. Нам же с церковниками (официальными — прим.ред.) не то что целоваться, но преступно даже и молиться с ними. Ты же, друг Миша, целиком оформленный церковник. Лично твои грехи мы прощаем, но грехи против Бога — ищи, друг, высших нас всех, и если обрящешь, то мы с радостию и любовию обымем тебя и порадуемся с тобой, как отец с сыном.

Конечно, скорбим и мы, и очень скорбим о том, что лукавый посмеялся над тобою! Грехом против Бога мы считаем тот грех, когда христианин, и особенно пастырь словесных овец, отворачивается от Бога и Его Святой Соборной Апостольской Церкви и начинает дружить с врагами Христовыми, раскольниками. А следовательно дружба с врагами Христовыми, есть вражда против Бога! А за оскорбления и бесчестия меня я прощаю, и Бог простит.

Простите и меня, что я довёл Вас до такого раздражения, но общаться с Вами в молитве пока маленько воздержимся до Вашего оформления церковного свыше. Вот над Колей и Настенькой, а также над теми, которые сейчас с Вами молятся и берут от Вас благословение, над теми можно бы прочитать разрешительную молитву, ибо они по их неведению опять с Вами молятся, они ещё не твёрдо уверилися в том, что Вы настоящие церковники, с которыми они не смеют молиться. А знаю только то, что Господь каждому даёт крест по его силе. Вот они знают, что нужно прощать всё всем, и что кто претерпит до конца, тот спасен будет! И знают то, что пастырь ответит за себя, исходя из сих поучений. Они о.Герасиму и Мише простили и облобызалися, но не знают той разницы не в силе разграничить (видимо, не читали) того, что пастырь и мирянин имеют разные степени в настоящей и будущей жизни! Пастырь является проповедником, учителем и благовестником! И к нему относятся слова Апостола: «Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать Вам не то, что мы благовествуем Вам, да будет анафема! Как прежде мы сказали, так и теперь ещё говорю: кто благовествует Вам не то, что Вы приняли, да будет анафема!» (Гал.1:8-9). И если Апостол анафематствует подобных противников, то, стало быть, отлучённые и те, которые с ними общаются. Отец Герасим и Миша, согласуясь, совместно оставили Церковь Христову и ушли к врагам Христовым, посему-то и нужду имеют в разрешении свыше, после чего Бог благословит с ними соединяться в молитве. Сознательные еретики не так легко принимаются, как Вы Николай и Анастасия приняли, облобызали и простили, а о.Герасим и Миша много навредили Церкви Христовой, разогнали чад Ея, соблазнили, послали во внешнюю Церковь, да ещё непокорных ихнему любоначалию проклинали. Подобные еретики, сознательные борители против Церкви, должны в Церкви отречься от ереси, проклясть ересь, и должно его помазать миром! (Правило 95 6-го Вс.Собора Константин. Правило 10 Петра арх. Алекс. Правило 7 Лаодик.Собора).

о.Никита с духовной дочерью

Вы пишете нам, что Ваши сердца встревожилися, смягчилися, когда увидели слёзы о.Герасима и что он рвал волосы на себе? Вы им всё простили и опять сдружились? Хорош и очень хорош ваш поступок, но только в том случае, если Вы простили им грехи лично против самих себя Но как Вы решились, осмелились простить им грех против Бога? Это уже кротость Ваша преступная, Вы губите их и себя!

Вы увидели их великую, печаль, скорбь и терзание тела своего? Не доверяйтесь так легкомысленно! Печаль, слёзы и терзание тела своего есть двоякого рода. Печаль есть по Боге и по своих грехах, и есть печаль и слёзы о лишении благ земных, о лишении утешаться и наслаждаться страстями своими и разными непотребствами. Преп.Серафим Саровский говорит: «Кто победил страсти тот победил и печаль! Побеждённому страстями не избежать оков печали! Как больной заметен по бледности лица, так побеждённый страстями обличается печалью».

Теперь посмотрим на печаль, слёзы и терзания влас о.Герасима. Нет, раньше для большей ясности приведу Вам живой пример на моём опыте. Сидел я в темнице в камере, в 1924 году. Вдруг открывается камера наша и толкают к нам в камеру гражданина, человека в новом красивом костюме при галстуке и на груди часы, последней моды причёска, сам упитанный. И что же? Жалко было на него смотреть, нас было 25 человек и все на него смотрели с сочувствием и скорбью, никто не смог ему вопроса задать. Он, бедный, видимо нас и не замечал, быстро ходил по камере из угла в угол, ломал свои руки, лицо всё в слезах, поломал причёску, терзал власы главы своея, охал издавал глубокие стоны, приклонялся к стене головой, бил рукой своею в лоб, глаза блуждали, как у помешанного. Жалкая картина! Все мы вздыхали и желали бы помочь ему. И только к вечеру он немного успокоился. На 2-й день бросают в нашу камеру двух монахов, которые уже в камере дружески обнялись и весело рассмеялись. Им оказалось лучше в камере, чем в монастыре! Ибо в монастыре в волю и смеяться запрещали, а тут они с удовольствием посмеялись. Ясное дело, тот терзался земных благ и наслаждений, а эти двое ничего не потеряли, а наоборот, воздаяния ждут за страдания в тюрьме! Так и тут — Вам думается, что о.Герасим у меня просил прощения, что я ему нужен как собрат, чтобы вместе прославлять Бога, и один от другого учиться добродетели? Или перед Вами рыдал, потому что он Вас так любит и дорожит Вашей дружбой? Никак нет, он не дорожит этою Христовою любовию, миром Господним! Свидетельство сему то, что с Вами подобный случай не первый и то, что не вчера только выгонял меня и обзывал разными неподобными словами, и ещё свидетельство то, что он после такой бури, после такого падения не смиряется, в письме ко мне пишет: «С Настей и Колей примирились и с остальными, а Анна Ивановна не покоряется». Слышите?! «Не покоряется». Не пропускайте смысла и глубины слов — это значит, что всё то, что ты (Анастасия) нам писала, что о.Герасим смирился, плакал, называл нас детьми и сам сделался как ребёнок — это всё притворно и ложно! Но всё же в его сердце гнездится желание владычествовать над Вами, покорить Вас под своё любоначалие.

Не сказал: «Отселе я буду Вам слугою, как Господь сказал: Я пришёл, чтобы не Вы мне служили, но чтобы Вам послужить». Желание такого в его душе нет, свидетельствуют сие его уста: «До сего часа не покоряется». Перед нами он смирился и плакал только потому, что он спохватился, что мы можем разгласить их поступок, их хитрость, мудрствование, их политику, как о.Герасим выразился, мы можем разгласить по всему их стаду все его материальные добродетели и узнают их настоящее лицо. И они лишатся почёта и всех земных благ! Иссякнет их материальный источник, слава отнимется от них, некого будет отлучать и проклинать. Вот чего они боятся!

Велик ли грех Николаю и Анастасии за то, что они начали целоваться с церковниками Герасимом и Михаилом? О, велик! Грех против Духа Святаго, хула против Духа Святого!.. Приведём для ясности ещё один пример. Верующий молится Богу и в то же время пребывает в блудодеянии и не думает оставлять своего блудного дела, знает то, что Бог безмерно милостив и простит ему грехи. Он, блудник, считает виновным Бога! Если бы Бог не был так милосерд, то он оставил бы блудодеяние, а то пребывает в блуде только потому, что Бог безмерно милосерд. Видите, какой оборот дела?! Сам не желает потрудиться в терпении и воздержании своей похоти и хочет без труда получить венец.

Святые отцы говорят: «Как отчаяние, так и безмерное упование на Бога — есть хула на Духа Святого! Так Николай, Анастасия, Паша достоверно знают, что Герасим и Миша — лжецы, соблазнители и ещё есть и церковники и общаются с ними. И достоверно знают, что все грехи мы обязаны прощать ближнему, но грех против Бога не наше дело прощать! Зная всё это, вы восстали против правил Апостолов и Вселенских соборов, соединились и пребываете в любви и дружбе. Это всё равно, что вы пребываете в дружбе с Филагрием, священником внешней Церкви. И если вы сознательно будете общаться с ними, надеяться на безмерную милость Божию, то это будет хула на Духа Святого, который грех не простится ни в сем, ни в будущем веке!

Смотрите сами! Кроме сего, Вы, Коля, Настя и Паша, преграждаете путь Герасиму и Мише, преграждаете им путь к покаянию.

Вы ублажаете и умаляете их великий грех, их великое падение, их великое оскорбление Бога, их великий обман ближних и друзей своих. Они не успели углубиться, они не успели обдумать свои поступки, они не успели покаяться, они не успели выдержать епитимию и Вы поспешили лобызать их. Это ли епитимия, что Коля и Миша на моторных велосипедах катаются, как это ты, Настенька пишешь?! Пожалейте их!

Конечно, жалко нам лишаться с Вами такой духовной дружбы, но Вы этого сами желаете. Оставляете нас опять сиротами! Не подумайте, милые, что мы имеем желание с Вами разлучиться, имеем желание Вам нанести зло и неприятность. Нет, мы Вам остаёмся в великом неоплатном долгу! Мы только через Вас начинаем прославлять Бога, и пред людьми, что имеем дружбу с Вами, как с пустынным монастырём. А посему запишите наши имена, а мы Ваши и будем молиться один за одного и Господь обязательно услышит нашу молитву, и вновь снимет с нас действие заблуждения, и воссоединит нас, и укрепит, свяжет нас узами любви Христовой, как об этом и о.Герасим писал в своём письме ко мне. Ведь мы видим через Ваши и о.Герасима письма, что Вы уже раскаиваетесь в сокрушении сердца. Вы уже готовы отстать от греха, от высокоумия, от гневливости и ярости, от соблазнов. Операция уже закончена, одна нужда осталась приобретать целебнаго елея, то есть обогащаться плодами Духа Святого: любовью, радостью, миром, долготерпением, благостию, милосердием, верою, кротостию, воздержанием (Гал.5). Которых плодов Духа Святаго сподобимся Мы и Вы, возлюбленные, ныне и присно и во веки веков! Аминь!

Признаки духовной прелести

Посвящается р.Б. Е.

о.Никита с духовным чадом

Прелесть — есть ложная мысль!

И ещё напомним Вам Ваши ошибки в словах, произнесенных Вами в том ложном обществе верующих.

Но прежде напомним Вам, чтобы Вы не обиделись на нас за то, что мы будем говорить Вам не в укор, а от любви, ибо таким хлебом духовным мы делимся только со своими! Чужих мы боимся. Мы Вам напоминаем из поучений свят.Димитрия Ростовского, что хром-кожа эластичная, которую приятно в руки взять, прежде подвергалася многим операциям. И мочили кожу, и скребли, и колотили, и опять мочили, и растягивали, и сушили, и гладили, и красили, и лакировали её, и тогда только приятна она стала, и любезна, и желательна для всех! Таким операциям должен подвергнуться каждый христианин желающий своего спасения. Мы брёвна неотёсанные, приготовленные для строения Церкви. А ведь брёвна с корой и сучками не ложатся в постройку Храма! Так и мы заметили в Вас некоторые сучки, через которые Вы и не можете быть пригодной к строению Храма. Необходимо отрубить их, отсечь, отесать, зашлифовать!

Например, Вы ранее часто повторяли слова: «Я такая, что со мною можно жить». И почти в каждой Вашей беседе Вы это повторяли. Мы Вам сделали замечания, и Вы оставили это. Теперь у Вас новое появилось. Вы часто повторяете: «Если я и повышаю тон, кричу, то у меня нет ни капли зла». И не один раз Вы это повторяли, а много раз и всем напоминаете о том, что Вы не зла! Казалось бы, что эти Ваши два выражения ничтожны, малозначущи, безгрешны, не стоило бы о них и рассуждать взрослым людям. «Верующим людям заниматься такими пустяками не стоило бы! Нужно молиться, акафисты читать, слёзы проливать на молитве о грехах. Вот главное! А то — пустое и времени жалко для рассуждения о нём». Так, пожалуй, Вы и некоторые рассуждают.

О нет, милые! Такие разсуждения есть глубокое и пагубное заблуждение. С укоренившимися словами: «Со мной можно жить; у меня нет зла; я твёрд; я своего добьюсь; я сделаю то и это» — нельзя положить и начала спасения, не только спастись. И молитвы, и слёзы, и покаяние, и жертвы — все подвиги отвергнутся Богом. Это грех и величайший грех! Это гордость богопротивная! «Со мной можно жить, у меня нет зла ни капли», — эти Ваши слова, милая, и есть гордость! Вы гордитесь своей добротой, своим незлобием. «Я служу братии, меня — хоть куда, у меня ни вот сколько, ни капли зла нет, когда я кричу, поверьте мне», и ещё убеждаете всех в том: «Поверьте мне»! Уверяете всех в том, что Вы такая кроткая, смиренная и незлобивая. Что же святые отцы говорят о таких кротких, смиренных и незлобивых?

Они говорят: «Мнение смирения о себе — ужаснейший вид гордости! С великим трудом изгоняется гордость, когда человек не признаёт её гордостью, она кажется ему смирением!» Это называется похвальбой! Вы сами себя хвалите, что Вы кротка, добра, смиренна и незлобива. А Святые говорят о таковых: «Кто сам себя хвалит, то это один из явных признаков прелести духовной».

Признаки прелести таковы:
  1. Головы поднимают, как праведные.
  2. Голос повышают, как достойные.
  3. Упрекают, как умнейшие.
  4. Предлагают своё, как знающие.
  5. Ненавидят обличения, сердятся.
  6. Имеют желание настаивать на своём.

Вы, милая Е., обратите внимание на себя, только в одном случае, тогда Вы убедитесь в том, что Вы гордая. Будем верить Св.отцам, что признак гордости — оправдывание себя. Разве Вы не оправдываете себя словами: «Со мной можно жить, у меня нет гордости; я служу братии, меня — хоть куда». Это и есть оправдывание себя, а стало быть, это и есть гордость, по разсуждению отцов!

Да, мы все не понимаем своей выгоды, своей пользы. Мы стыдимся сознаваться открывать свои пороки и тем самым мешаем благости Божией. Ибо если я сейчас скажу: «Я слеп», то Господь скажет: «Хощу, прозри!» «Я хром», Господь скажет: «Ходи!» «Я прокажён» — «Хочу, очистись!» «Я глух» — «Хочу, слыши!»

Мы читаем в Евангелии, что Господь таковых слышит и исполняет их просьбу. Господь для таких и пришёл, спасти грешника! Но если мы этого не будем говорить, а будем оправдывать себя, как фарисей: «Я не таков, как этот мытарь», что подобно и мы так говорим: «Я незлобивая, со мной можно жить» — не так, мол, как с другими — «я кротка, смиренна, незлобива, не горда». И если мы так будем говорить, то и от нас Господь отвратит лице Своё, как от фарисея!

Неужели Вы, милая, чувствуете себя выше Святых отцев? Смотрите на пример. Одного отца испытывали, пришли братия и говорят ему:

— Святый отче, многие говорят, что ты горд.

Он отвечал:

— Я таков и есть.

— Что ты — блудник.

— Я таков и есть.

— Что — злой?

— Я таков и есть.

— Что ты скупой. Что ты клеветник.

— Я таков и есть.

— Говорят, что ты еретик.

Тогда только возразил Святый, что не еретик! «Ибо еретик — враг Божий, а врагом Божиим я не был и не желаю быть! А остальные грехи есть немощь естества нашего». И если Святые не соизволяли в словах и делах, то с помыслами брань непосильна, в чём сознаются все Святые. В частности, Макарий Египетский при беседе с Ангелом, когда Ангел Макарию говорил: «Бог слышит и принимает твою молитву, но ты не превозносись!» То Макарий, обливаясь слезами, говорит Ангелу: «Чем превозноситься мне, когда душа моя подобна развратной блуднице, питается смрадом нечистых помышлений, приносимых бесами?!»

Так что, милая сестрица Е., Вам нужно каяться и исправляться, и более не повторять слов: «Со мной можно жить, у меня нет камня за пазухой, я не зла, не горда, я служу братии, меня — хоть куда». Ибо это ложь и гордость, а таковые Царствия Божия не наследуют! Правда, Вы иногда говорите: «Я грешная, падшая, грешнее всех», а на деле, как видим, не показываете себя сознающей сие.

Варсануфий Великий говорит: «Признающий себя грешником и виновником многих зол никому не противоречит, ни с кем не ссорится, ни на кого не гневается, но почитает всех лучшими и разумнейшими себя. Как же ты возстаёшь против лучших себя? Будь внимательным, брат, — это неправда. Мы ещё не достигли, чтобы считать себя грешными... Кто любит обличающего его, тот премудр (Притч.9:8). Если же любишь его и не исполняешь того, что слышишь от него, то это более походит на ненависть. Мы видим из притчи о мытаре и фарисее, что Господь пришёл не хвалить, а осудить тех, которые хвалят себя. А посему, если и мы будем говорить в похвалу себе: «Я не зла, я кротка, я смиренна, со мной можно жить, я служу братии», то и мы предстанем суду Божию!

Все твои домочадцы болезненные люди. Нормы своего сна недоспали и оказались неспособны к труду весь день, а посему, Люба!

  1. Не проявляй своей воли.
  2. Никогда не настаивай на своём.
  3. Осторожненько можешь дать совет.
  4. Внушить себе, что ты одна — раба неключимая, а все — господа.
  5. Что все — святые, одна ты — грешная. Как ты можешь открыть уста свои против своих господ и Ангелов?!
  6. Встала раньше — тихонько, чтобы никого не разбудить и не повредить, читай полунощницу и псалтырь.
НачалоСодержаниеДалее
Используются технологии uCoz