Буевское движение

По материалам следственных дел

Вторым по значению после Ленинградской епархии районом распространения иосифлянского движения стала территория огромной Центрально-Черноземной области, включавшей нынешние Воронежскую, Липецкую, Тамбовскую, Белгородскую и Курскую, где возникло так называемое «буевское»* движение. Его история излагается, в основном, по материалам двух следственных дел, недавно рассекреченных и переданных в Центр документации новейшей истории Воронежской области (ЦДНИ ВО, ф.9323, оп.2). Их использование требует особенно критического подхода.

* «Буевское» (по фамилии Еп.Алексия Буя) — термин следственных органов; самоназвания религиозных объединений и групп, как правило, образовывались по имени возглавлявших их архиереев — иосифляне, дмитриевцы, викториане и др.

Архивно-следственное дело № П-24705 «Церковно-монархической организации “буевцы”» в Центрально-Чернозёмной области (февраль-июль 1930) возбуждено ПП ОГПУ по ЦЧО, состоит из семи томов. В феврале-марте арестованы 134 человека, а всего привлечено 492 человека. Обвиняемые содержались в Воронежской тюрьме, следствие вело ПП ОГПУ по ЦЧО. К делу в качестве вещественных доказательств приобщены документы: более десяти воззваний, писем, обращений, брошюра «Что должен знать православный христианин» и другие. Обвинительное заключение составлено на 38 человек (от 23.07.1930), подписано Н.Алексеевым. Постановлением КОГПУ от 28.07.1930 12 человек: иеромон.Косьма (Вязников), архим.Тихон (Кречков), Еп.Алексий (Буй), свящ.Сергий Гортинский, свящ.Феодор Яковлев. прот.Иоанн Стеблин-Каменский, свящ.Александр Архангельский, свящ.Георгий Никитин, миряне Г.Д.Пожаров, М.П.Тымчишин, Е.Н.Гребенщиков, П.М.Вязников, — приговорены к высшей мере наказания, остальные — к различным срокам заключения. 2 августа 1930 одиннадцать обвиняемых расстреляны.[1] Постановлением КОГПУ от 03.09.1931 Еп.Алексию (Бую) высшая мера наказания заменена 10 годами заключения.

Второе архивно-следственное дело, П-17699 «Церковно-монархической организации “буевцы”» в Центрально-Чернозёмной области (10.1932 — 03.1933), возбуждено 23.10.1932 ПП ОГПУ в ЦЧО, состоит из семи томов. С 4.10.1932 по 4.01.1933 арестовано 202 человека. Арестованные содержались в Воронежской тюрьме, следствие вело ПП ОГПУ по ЦЧО. К делу в качестве вещественных доказательств приобщены документы — несколько воззваний и листовок. Первая партия подследственных — 64 человека — осуждены 25.01.1933 Тройкой ПП ОГПУ по ЦЧО, приговорены к заключению в лагерь и ссылке. Материалы на 63 человека выделены в отдельное производство. Обвинительное заключение ПП ОГПУ по ЦЧО от 05.03.1933 по основному делу составлено на 75 человек. Постановлением КОГПУ от 28.03.1933 56 человек приговорены к разным срокам заключения. Другим постановлением КОГПУ от 02.04.1933 приговорены 19 человек: пятеро — иеромон.Вассиан (Молодцкой), иеродиак.Варсонофий (Фурсов), свящ.Димитрий Загуменных, свящ.Александр Дубинин и мирянин Ф.П.Лузганов — к высшей мере наказания, остальные — к разным срокам заключения. Постановлением КОГПУ в конце апреля 1933 высшая мера заменена на 10 лет заключения.

Движение возникло на рубеже 1928-1929. В послании еп. Козловского Алексия (Буя) от 9/22 января 1928 к духовенству и мирянам Воронежской епархии говорилось: «Своими противными духу Православия деяниями митрополит Сергий отторгнул себя от единства со Святой, Соборной и Апостольской Церковью и утратил право предстоятельства Русской Церкви... Высокопреосвященнейшего Иосифа (Петровых) избираю своим Высшим духовным руководителем...»[2]

Послание, подписанное представителями воронежского духовенства, было доставлено келейником Еп.Алексия, священником Стефаном Степановым, Митр.Иосифу и, несмотря на отказ административно возглавить воронежское духовенство, получило его одобрение.

Позднее в материалах следственных дел инициатором антисергианского движения в Воронеже было названо ссыльное духовенство, которое формировало тогда общественное мнение в городе: о.Николай Пискановский, о.Иоанн Стеблин-Каменский, о.Иоанн Андриевский, о.Илия Пироженко, о.Пётр Новосельцев, о.Евгений Марчевский и о.Сергий Гортинский; «...они создали то твёрдое настроение массы, которое за собой увлекло всё воронежское духовенство» (протокол допроса о.Сергия Бутузова).[3]

В протоколе допроса о.Николая Дулова указано, что осенью 1927 Еп.Алексий первоначально признал Декларацию митр.Сергия, но на него оказали влияние о.Николай Дулов и воронежский прот.Николай Пискановский.[4]

27 января 1928 митр.Сергий и Временный Патриарший Священный Синод приняли постановление по делу «о раздорнической деятельности» Еп.Алексия (Буя), он был предан архиерейскому суду, запрещён в священнослужении и уволен на покой,[5] однако Еп.Алексий Синоду не подчинился.

В конце января еп. Богучарский Владимир (Горьковский) объявил клиру и прихожанам об «отпадении» Еп.Алексия от Церкви и заявил, по указанию митр.Сергия, о своих претензиях на управление епархией, но Еп.Алексий, в свою очередь, не благословил общение с еп.Владимиром.[6] А 14 февраля Заместитель Патриаршего Местоблюстителя назначил еп. Егорьевского Павла (Гальковского) временно управляющим Воронежской епархией.[7]

Центром иосифлянской активности в ЦЧО стал Алексеевский Акатов мужской монастырь в Воронеже, а кроме него Покровский Девичий монастырь и, в первой половине 1928, Вознесенская и Пятницкая (Рождества Богородицы) церкви. Всего же в епархии отделилось от митр.Сергия более 80 приходов, в основном в Острогожском, Усманском и Борисоглебском округах.

Реальную численность «буевского» духовенства точно установить невозможно. По данным ОГПУ, в 1929 «активных членов» организации насчитывалось около 700 человек, в 1930-1931 их было «раскрыто» до тысячи, в 1932 «выявили» ещё 27 групп общей численностью 202 человека. Сведения о социальной принадлежности в следственных делах 1930 и 1932 имеются на 567 человек, из них 97 были священниками, 120 — монашествующими и один — епископом. В 1928-1929 арестовано не менее 33 священнослужителей. Таким образом, общая численность «буевского» чёрного и белого духовенства, вероятно, доходила до 400 человек.

Движение охватило около сорока районов Центрально-Чернозёмной области. Так, 17 марта в Воронеж приехал из Ельца священник Владимирской церкви о.Сергий Бутузов. Он встречался с Еп.Алексием и переписал у него иосифлянские воззвания и послания. Вскоре Еп.Алексий прислал в поддержку Бутузову игум.Питирима (Шумских), который помог в организации монашеской общины при Владимирской церкви, а затем и в отделении от митр.Сергия расположенного вблизи Ельца Знаменского монастыря.

В Задонском районе Елецкого округа иосифлянское духовенство возглавил архим.Никандр (Стуров), а в начале сентября 1928 сам Еп.Алексий ездил в Задонск.

Немало приходов в окормляемом Еп.Алексием с февраля 1926 Козловском округе отошло от митр.Сергия, в том числе Никитская церковь в Козлове (ныне Мичуринск Тамбовской обл.), храм в с.Избердей, Петропавловская кладбищенская церковь в Тамбове.

Весной и летом 1928 к Еп.Алексию присоединилась значительная часть приходов Старооскольского округа во главе с благочинным прот.Афанасием Шмигалевым, храмы в селах Дроново и Теребрино Белгородского округа, в Курске и на юге Курского округа.

18 марта 1928 к Еп.Алексию приехал руководитель антисергианских, уже перешедших на автокефальное управление приходов Майкопского, Черноморского и Армавирского округов Северо-Кавказского края и значительной части Восточной Украины еп. Майкопский Варлаам (Лазаренко). Еп.Варлаам признал Еп.Алексия руководителем и духовным вождём и разослал воззвания к духовенству с указанием о переходе под руководство Еп.Алексия. Из протокола допроса о.Сергия Бутузова (1930): «Объехав юг России, Еп.Варлаам объединил на платформе организации целый ряд приходов на Полтавщине, Харьковщине, на юге Курской губ. и, в частности, группу Сумского округа, возглавляемую свящ.Василием Подгорным. Не имея абсолютности самому управлять, Варлаам передал их в полное руководство Еп.Алексию. Это было начало объединения вокруг Алексия южных приходов России».[8]

После майского 1928 совещания руководителей движения в Ленинграде Еп.Алексий стал управляющим всеми иосифлянскими приходами юга России и исполняющим обязанности экзарха Украины. Еп.Димитрий передал еп. Козловскому Алексию окормляемое им ранее духовенство Кубани и Ставрополья (все назначения были проведены с благословения Митр.Иосифа). Летом 1928 к Еп.Алексию присоединились бывшие сергианские приходы юга России и Украины: в Елисаветграде (Зиновьевске), Купянском округе, различных районах Кубани (в том числе в Ейске).

Еп.Алексий в мае 1928 был выслан из Воронежа и с 20 мая жил в Ельце. Своим представителем в Воронеже, епархиальным благочинным, он назначил прот.Александра Палицына, а его помощником — прот.Иоанна Стеблин-Каменского. «После водворения на жительство в Ельце Еп.Алексия, началась волна присоединений. Моя квартира стала вроде странноприимного дома, так как каждый день ночевало от двух до трёх священников. Большую массу присоединений дал Сумской округ, куда Еп.Алексий рукоположил не один десяток священнослужителей» (протокол допроса о.Сергия Бутузова).[9]

Бурное развитие «буевского» движения встревожило власти, и вскоре последовали репрессии. В 1928 были высланы из Центрально-Чернозёмной области протоиереи Пётр Новосельцев, Илия Пироженко (по постановлению ОСО при КОГПУ от 17.02.1928), Николай Пискановский, Иоанн Андриевский (по постановлению КОГПУ от 31.08.1928).

В Ельце 21 июля 1928 был арестован, а 12 сентября выслан из города о.Сергий Бутузов. Еп.Алексий направил его в Вознесенскую церковь Воронежа, но его там не приняли, храм уже заняли сергиане, и о.Сергий со 2 января 1929 стал настоятелем церкви в с.Нижний Икорец Лискинского района.

После смерти прот.Александра Палицына в конце 1928 Еп.Алексий назначил епархиальным благочинным прот.Иоанна Стеблин-Каменского, высланного в Воронеж, где тот служил в церкви Девичьего монастыря и фактически руководил им.

В обвинительном заключении по делу прот.Иоанна Стеблин-Каменского (1929) говорилось: «Благодаря распускаемой монашками “святости” Каменского, последний стал пользоваться большим авторитетом среди кликушествующего элемента и вообще верующих антисоветски настроенных. К Каменскому не только стали ходить верующие г.Воронежа, но даже много ездили крестьяне из селений ЦЧО с просьбой полечить от головной [болезни] и т.п.»[10]

«Буевцы» поддерживали общение с иосифлянами Ленинграда и Москвы. Осуществлялась оно в основном через прот.Николая Дулова и о.Стефана Степанова, который в сентябре 1928 несколько раз встречался с Еп.Димитрием, ездил с ним в п.Тайцы под Ленинградом, где существовало тайное место хранения иосифлянской литературы.[11]

Весной 1929 последовали новые репрессии: 7 марта в Ельце был арестован Еп.Алексий, 2 мая закрыта церковь Девичьего монастыря, а 19 мая арестован о.Иоанн Стеблин-Каменский.[12] Тогда же прекратил существование действовавший параллельно с сергианским легальный иосифлянский епархиальный благочинный совет.

Согласно материалам следственных дел, для осуществления практического руководства «буевским» движением в Воронеже вместо легального благочиннического совета была создана тайная коллегия по управлению епархией (пресвитерианский совет) из пяти человек. Председателем её стал прот.Иоанн Стеблин-Каменский, членами — священники о.Сергий Гортинский, о.Евгений Марчевский, о.Иоанн Житяев и архим.Игнатий (Бирюков) — епархиальный духовник, возглавлявший иосифлянское монашество Центрально-Чернозёмной области.[13] Коллегия имела в епархии широкую сеть разъездных пропагандистов-связистов, главными из которых названы архим.Тихон (Кречков), игум.Иоанникий (Яцук), иеромон.Мелхесидек (Хухрянский), миряне Поляков, Карцев, Карельский.

После ареста о.Иоанна тайную коллегию возглавил священник Сергий Гортинский, в её состав в качестве секретаря ввели настоятеля церкви Алексеевского монастыря свящ.Феодора Яковлева. Удалось наладить общение и с находившимся в лагере Еп.Алексием.

Одним из основных пунктов обвинения на следствии являлась агитация среди крестьян и непосредственное участие «буевского» духовенства в массовых крестьянских выступлениях. Алексеевскому монастырю следствием была отведена роль места, где в 1929 — начале 1930 периодически проводились совещания «буевского» руководства для координации работы среди крестьянства.

Согласно протоколу допроса свидетеля — церковного старосты храма Алексеевского монастыря Гочаскова (весна 1930), на одном из совещаний в декабре 1929 священник Феодор Яковлев говорил: «...духовенство и верующие сейчас терпят большие насилия от Советской власти. Церкви закрываются, священники арестовываются, а крестьян насильно загоняют в колхозы. Крестьяне страшно озлоблены против Советской власти, а поэтому духовным нужно ещё больше разжечь недовольство крестьян против власти»[14] (слова «разжечь недовольство», конечно, были добавлены следователем для «пользы дела»). Присутствующие на совещании пришли к мнению, что самым удачным способом агитации среди крестьянства являются исповеди, кроме того, большое значение имеют беседы монахинь с верующими. Поэтому «на исповеди духовенство должно внушать верующим, особенно женщинам, что колхозы есть фактическое закрытие церкви, лишение верующих общения с богом, лишение получения благодати, что колхозы есть не что иное, как дело рук сатаны. Когда же крестьянство будет восставать против колхозов, то неизбежно будет и то, что правительство вынуждено будет пойти на уступки или же ему будет грозить крах».[15]

Далее по версии следствия решения, принятые на совещаниях, проводились в жизнь десятками сельских священников. Так, в протоколе допроса о.Петра Корыстина зафиксировано получение руководящих указаний от архим.Тихона (Кречкова): «...через монашек и странников растолковывать крестьянам, что колхоз и Советская власть есть дьявольское дело, что у вступающих в колхозы церкви будут закрыты и верующим нельзя будет отправлять религиозные требы, а поэтому надо поднимать крестьян против всего этого, и если крестьяне поднимутся в одном-другом и нескольких местах, то власть вынуждена будет сделать послабление в религиозном вопросе».[16] Игум.Яцук проповедовал, что «теперь наступили времена антихриста, власть борется с богом, поэтому всё, что Соввласть старается навязать крестьянам: колхозы, кооперация и т.д. — не нужно принимать».[17]

Действительно, насильственная коллективизация в Воронежской губернии привела в начале 1930 к целому ряду крестьянских выступлений.[18] Большая часть подобных выступлений в Острогожском, Усманском, Борисоглебском, Козловском, Елецком, Белгородском и других округах была приписана влиянию «буевцев». Так, в Острогожском округе с 4 января по 5 февраля в двадцати сёлах (Нижний Икорец, Песковатка, Капанище, Платава и др.) восставшие громили здания сельсоветов, избивали советских и партийных работников, разбирали колхозный инвентарь. А в с.Нижний Икорец (в деле — «опорный пункт движения») 21-22 января 1930 сотни крестьян, в основном женщин, разгромили сельсовет, сорвали красный флаг, уничтожили портреты вождей и ходили по улицам с чёрным флагом и криками: «Долой колхозы! Долой антихристов-коммунистов!»[19]

Мон.Макрина (Масловская) была арестована как активная участница этих выступлений: «Везде проповедовала Христа... Чтобы граждане боролись с отступниками от бога, которые являются посланниками антихриста и чтобы не шли крестьяне в колхозы, так как идя в коллективы, они отдают душу антихристу, который явится вскоре... В с.Н.-Икорец верующие не идут и не пойдут в колхоз... За 1929 г. обошла очень много мест и везде агитирую против коммунистов»[20]

Деятельность «буевцев» осложнялась отсутствием постоянного владыки. Первоначально после ареста Еп.Алексия воронежских иосифлян окормлял еп. Серпуховский Максим (Жижиленко), в храмах поминали Еп.Алексия за обычным богослужением, а Еп.Максима и Архиеп.Димитрия — на сугубой ектенье. Однако 24 мая 1929 Еп.Максим был арестован. После чего среди воронежского духовенства начались разногласия.

Большую часть «буевских» приходов епархии с августа окормлял иосифлянский еп. Бахмутский и Донецкий Иоасаф (Попов), который жил в Новомосковске бывшей Екатеринославской губернии.[21] Прошение о присоединении к нему написал епархиальный духовник архим.Игнатий (Бирюков) «с братиею».[22]

В то же время управлявший Задонским округом архим.Никандр (Стуров) подал прошение Архиеп.Димитрию с просьбой принять духовенство округа под своё окормление и получил его письменное согласие.[23] Архиеп.Димитрий окормлял Задонский округ вплоть до ареста в ноябре 1929. В июле к нему из Воронежа за рукоположением приезжали игум.Питирим (Шумских) и иеродиак.Мелхесидек (Хухрянский), но получили отказ, так как нарушали монашеский устав. Тем не менее, Еп.Иоасаф (Попов) возвёл их в сан соответственно архимандрита и иеромонаха. Так как Новомосковск находился значительно ближе, чем Ленинград, то основная часть «буевцев» была вынуждена окормляться у Еп.Иоасафа, иногда даже против желания, например, о.Феодор Яковлев выступал за присоединение к Архиеп.Димитрию, активно переписывался с ним, но в августе всё же согласился с циркуляром Еп.Иоасафа, что во главе управления делами епархии будут находиться он и о.Сергий Гортинский.

Поначалу деятельность малоизвестного еп. Бахмутского Иоасафа (Попова) вызвала недоверие у иосифлян, однако Еп.Алексий в декабре 1929 передал управление епархией Еп.Иоасафу,[24] этот акт санкционировал и архиеп. Гдовский. Но «многие воронежские священнослужители всё равно ездили к Архиеп.Димитрию, известному на всю Россию своей стойкостью Православию» (протокол допроса о.Сергия Бутузова).[25] Сам о.Сергий Бутузов получил предложение Владыки принять место под его руководством и 6 ноября 1929 переехал в Ленинград. Архиеп.Димитрий хотел отправить о.Сергия в Вятку или Серпухов, но прихожане Моисеевской церкви на Пороховых добились оставления о.Сергия в своём храме, где он и был арестован 19 марта 1930.

Еп. Бахмутский и Донецкий Иоасаф (Попов) окормлял основную часть иосифлян до массовых арестов начала 1930. Так, ещё 5 марта 1930 бобровский благочинный свящ.Александр Архангельский послал ему письмо с просьбой назначить священников в шесть сельских храмов округа, а 7 марта Еп.Иоасаф написал послание к духовенству и мирянам Тамбова.

Летом 1929 был арестован о.Сергий Гортинский по обвинению в присвоении прав управления епархией, но доказательств оказалось недостаточно, и он был освобождён. Ещё один член иосифлянской коллегии, о.Иоанн Житяев, был арестован в августе, затем ненадолго освобождён, в декабре снова арестован и по обвинению в «воровстве церковных вещей» приговорён к 2 годам лишения свободы. А уже в феврале-марте 1930 было сфабриковано дело «Церковно-монархической организации “буевцы”».

Согласно обвинительному заключению, эта организация якобы была построена в соответствии с церковно-иерархической структурой, периферийные группы создавались около приходских советов. «Опорные пункты» во главе с местными священниками существовали в большинстве крупных сёл и во всех городах области. Работа, нацеленная, в первую очередь, против коллективизации, проводилась в трёх направлениях: распространение антисоветских воззвании, брошюр и листовок по опорным пунктам; посылка по районам пропагандистов-связников из духовенства; приём с мест руководителей опорных пунктов и составление им директив. И конечно, «буевцам» приписывалась организация многих десятков выступлений крестьянства. Здесь явно преувеличивались как степень централизации и организованности движения, так и его антисоветская, контрреволюционная направленность.

Еп.Алексий (Буй), протоиереи Иоанн Стеблин-Каменский и Николай Дулов, находившиеся на Соловках, были арестованы 20 февраля и уже с 5 марта находились в воронежской тюрьме. На последнем протоколе допроса Еп.Алексия собственноручная подпись: «Виновным себя ни в чём не признаю».[26]

По постановлению КОГПУ от 28.07.1930 были осуждены 38 человек: 12 из них были приговорены к высшей мере наказания, 14 — к 10 годам лагерей, 10 — к 5 годам, один был выслан на 5 лет в Северный край и один приговорён к 3 годам лагерей условно. Приговор к высшей мере в отношении Еп.Алексия (Буя) не был приведен в исполнение. Он и прот.Николай Дулов были привлечены по делу всесоюзного центра «Истинное Православие» и до начала сентября 1931 находились в Бутырской тюрьме. Затем Еп.Алексия отправили на 10 лет в Свирские лагеря.

В мае 1930 прошла новая волна арестов истинно-православных. Так, 20 мая в воронежскую тюрьму был доставлен новый настоятель церкви Алексеевского монастыря о.Пётр Струков. В обвинительном заключении сказано, что он «собирал деньги на заключённых в ИТЛ руководителей из духовенства “буевской” организации, также давал деньги из общей кружки духовенства церкви Алексеевского монастыря и на протесты других... Духовенство Алексеевского монастыря в лице руководителей... Струкова Петра и других было против колхоза и этому учило крестьян, чтобы те не шли в колхозы».[27] Постановлением Тройки ПП ОГПУ по ЦЧО от 13.07.1930 о.Пётр Струков приговорён к высшей мере наказания. Вместе с ним расстреляно ещё несколько священнослужителей, в том числе иеромон.Мелхесидек (Хухрянский).

Однако ещё почти год еп. Бахмутский и Донецкий Иоасаф (Попов) руководил воронежскими иосифлянами. Во второй половине 1930 он через назначенных новых благочинных — священников Алексия Попова, Феодора Авдеева, Александра Чуева, Иоанна Мазкина — окормлял около тридцати приходов епархии. В апреле-июне к Еп.Иоасафу присоединились двенадцать иосифлянских приходов на Кубани. 16 января 1931 Еп.Иоасаф был арестован. При обыске у него был изъят архив, состоявший в основном из документов по управлению Воронежской епархией,[28] что не могло остаться без последствий — вновь начались аресты. В июне 1931 был закрыт Алексеевский Акатов монастырь в Воронеже, а некоторые монахи арестованы.

С 4 октября 1932 по 4 января 1933 в Воронежской епархии прошли массовые аресты по новому делу «Церковно-монархической организации “буевцы”». По данным следствия, находившиеся некоторое время в подполье воронежские иосифляне с января 1932 снова активизировались. Инициаторами воссоздания руководящего «буевского» центра в епархии в материалах следствия значатся иеромон.Вассиан (Молодцкой) из быв.Алексеевского монастыря и мон.Анатолия (Сушкова), отбывшая наказание в Свирлаге и к 1932 вернувшаяся в Воронеж. Воссозданный за короткий срок «буевский» епархиальный центр объединил 27 групп в Воронеже, Козлове и 25 сёлах, в большинстве из которых ещё легально действовали отделившиеся от митр.Сергия приходы.

Основными пунктами обвинения иосифлян были агитация против создания колхозов, антицерковной политики властей и распространение соответствующих воззваний. Так, кустарь-портной Е.З.Воронин сочинил две листовки и раздавал их крестьянам.[29]

В следственном деле иосифлянам кроме «антиколхозных» настроений предъявлены и другие политические обвинения: «По своему политическому мировоззрению к существующему строю в России настроена враждебно по следующим причинам: Советская власть есть власть безбожная, которая ведёт борьбу с религией и закрывает церкви, репрессирует духовенство и этим самым производит гонение на веру. Мы же, буевцы, ведём непримиримую борьбу с Советской властью и ея мероприятиями, создавая наиболее подходящий кадр истинно-православных христиан, которые могли бы быть стойкими борцами за веру христианскую в России...» (протокол допроса мон.Анатолии (Сушковой) от 3 ноября).[30]

В апреле 1932 к Еп.Алексию на свидание в Свирлаг ездил мон.Серафим (Протопопов). Владыка «при приёме Серафима поручил нам не падать духом и продолжать дело защиты истинно-православной церкви и вести борьбу с гонительницей православия — Советской властью» (протокол допроса иеромон.Вассиана (Молодцкого)).[31]

В августе уже сам иеромон.Вассиан вместе с мон.Серафимом ездил на свидание в Свирлаг. во время этой встречи Еп.Алексий наградил его набедренником, утвердил постриг в монахи о.Серафима, назначил благочинным Воронежской епархии настоятеля Углянецкой церкви священника Василия Кравцова и указал продолжать возношение своего имени за богослужением. В протоколе допроса иером.Вассиана значится: «...Отметив наши достижения, преосвященнейший Владыка Алексий нас благословил на дальнейший тяжёлый подвиг по защите и укреплению дела истинного православия и при этом сказал нам, чтобы мы продолжали свою работу и больше привлекали на свою сторону народа, которому надо разъяснять и убеждать в том, что Советская власть... дело творит угодное только антихристу и враждебное истинному христианину, и что истинный христианин не должен смущаться Советской власти, а главное не идти в колхозы...»[32]

Еп.Алексий не мог знать, что священник Василий Кравцов был завербован ОГПУ и с марта 1932 под кличкой «Мартов» давал секретные донесения. 19 декабря Еп.Алексий на Соловках был заключён под стражу, а 21 декабря в воронежской тюрьме состоялся первый допрос. По словам священника Василия Кравцова, 28 декабря Еп.Алексий в камере заявил: «Они хотят при моей помощи ликвидировать... истинное православное течение; этого я никогда не сделаю, хотя бы они и пугали меня смертью. Я готов помереть за святую церковь с чистой совестью...»

Сохранились воспоминания о пребывании «буевцев» в Соловецком лагере. Так, бывший узник Соловков академик Д.С.Лихачёв, находившийся в заключении на Соловках в 1928-1931, писал об общем духовнике иосифлян в лагере прот.Николае Пискановском:

«Светлым человеком был... о.Николай Пискановский. Он был другой. Его нельзя было назвать весёлым, но всегда в самых тяжких обстоятельствах он излучал внутреннее спокойствие. Я не помню его смеющимся или улыбающимся, но всегда встреча с ним была какой-то утешительной... У о.Николая был антиминс, и он шёпотом совершал литургию в 6-й (“священнической”) роте... О.Николай знал, что его жену также арестовали, и очень беспокоился о детях: что если возьмут в детдом и воспитают атеистами? И вот однажды, когда его вывозили из лагеря, в Кемперпункте он стоял в мужской очереди за кипятком. С другого конца к этому же крану подходила женская очередь. Когда о.Николай подошёл к крану, он увидел у крана свою жену. Их заслонили заключённые (разговаривать мужчинам с женщинами было строго запрещено) и о.Николай узнал радостную для него весть — детей взяли верующие знакомые... Жизнь о.Николая была сплошным мучением, а может быть, и мученичеством».[33] Скончался о.Николай Пискановский в середине 1930-х уже в ссылке в Архангельске от туберкулёза. Еп.Алексий (Буй) был расстрелян 3 ноября 1937 по приговору Тройки УНКВД Ленинградской области. Но, несмотря на смерть руководителя и жесточайшие репрессии, уничтожить движение до конца так и не удалось.

Приложение

Документ 1

Удостоверение

Сим удостоверяется, что Преосвященный Иоасаф, Епископ Бахмутский и Донецкий, находится в духовном общении с Православной Церковью, возглавляемою Патриаршим Местоблюстителем Петром Митрополитом Крутицким и оставшеюся верною православным традициям.

Временно управляющий
Ленинградской епархиею Димитрий, епископ Гдовский.

8/21 ноября 1928 г.

[34]

Документ 2

Преосвященному Иоасафу,
Епископу Бахмутскому и Донецкому

По причинам, не зависящим от меня, заведование православными приходами Воронежской Епархии на время моего отсутствия передано было Высокопреосвященному Димитрию Гдовскому.

Ныне, ввиду желания Воронежского духовенства и мирян обращаться за духовным руководством к ближайшему православному Епископу, прошу Ваше Преосвященство принять на себя временное заведование Воронежской Епархией.

Все мои прежние распоряжения по поводу передачи временного заведования Воронежской Епархией Высокопреосвященному Архиепископу Гдовскому Димитрию (Любимову) отменяются, о чём прошу Ваше Преосвященство поставить в известность Высокопреосвященного Димитрия. Возношение моего имени за Богослужениями остаётся в силе.

23 ноября / 6 декабря 1929 г. (День памяти Св.Митрофания Воронежского)

Епископ Алексий, Управляющий Воронежской Епархией.

[35]

Документ 3

Закон Иисуса Христа побеждал и победит,
и царство его не разрушится вовек

Воззвание*

Пусть эта статья заронит слово, как горячую искру в сердце каждого человека, который имеет в себе божество и веру во Единого Господа нашего Бога Иисуса Христа Спасителя.

Возлюбленные братья! Православные христиане, миротворцы! Не забудьте о своих братьях, которые страдают в затворках, тюрьмах за слово божие и за веру, правды Господа нашего Иисуса Христа, ибо они находятся в страшных тёмных узах, которые настроены вместо гробов для всех невинных людей. Тысячи, тысячи миролюбивых братьев томятся заживо похороненные в этих гробах, кладбищах, тело на них истлело и душа их болезнует день и каждый час, ни одной благой минуты, они обречены на смерть и на безнадёжную жизнь. Это есть Христова меньшая братия, они несут тот крест, который нёс Господь. Иисус Христос получил смертное страдание и был похоронен во гробе, привален камнем и охранялся стражей. Пришёл тот час, что смерть не могла удержать в своих узах пострадавшего тела Христа, ибо ангел господний, сошедший с небес, отвалил камень от гроба и произошло бегство стерегущих воинов от страха великого. Иисус Христос воскрес из мёртвых. Но и по этим замкам, где томится братия за слово божие, ударит гром и разобьёт все затворы, где грозит смерть людям.

* Написано летом 1932 иосифлянином портным-кустарём Е.З.Ворониным

[36]

Документ 4

Серия «К»

Старшему уполномоченному ИСЧ
2-го Отделения Свирлаг т.Сергееву

В обслуживаемом Вами Отделении содержится заключённый Буй Алексей, являющийся участником литерного дела «Православное духовенство». Названный является б.Управляющим Воронежской епархией и исполняющим обязанности Экзарха Украины.

Немедленно через имеющееся у Вас спецосведомление окружить его постоянным и непрерывным наблюдением, выявляя его действия и связи с заключёнными в лагерях и вне, с кем, когда и где названный имеет разговоры и на какую тему, прикрепив к нему постоянного спецосведомителя «Звезда», через которого и ведите наблюдение.

Сообщите нам, на каком л/пункте Буй содержится и какую выполняет работу. Весь получаемый на него инфматериал немедленно помещайте в очередные меморандумы, которые представляйте нам.

2 февраля 1932

№ 315/К

Начальник Инф.Сл.Отд. Усвирлаг ОГПУ — Николаев
Врио Уполномоченный ИСО — Котенков

[37]

Документ 5

Сов.секретно

МЕМОРАНДУМ
Группы СО 3-го отдела УСВИРЛАГ О.Г.П.У.
На з/к Буй Алексея Васильевича

По состоянию на 1/XI-32 г.

Источник и дата
Содержание мероприятия
Установка

Архиепископ Буй Алексей Васильевич, 1892 г. рождения, происходит из Томской губ., Новокустовской вол., пос. Ксеньевский (со слов, из крестьян), окончил Духовную семинарию, до ареста проживал в г.г. Воронеже и Ельце, куда был выслан из Воронежа. Из родственников имеет — родную племянницу СТЕПАНОВУ Александру Александровну, прожив. в гор.Витебске по Канатной ул. д. № 68. В 1924 году за а/советскую деятельность был осуждён и отбывал срок в лагерях. В настоящее время вторично решением КОГПУ от 3/IХ-31 года — за совершение преступления/пр.ст.58-11УК приговорён к ВМН с заменой последней на заключение в лагерях на 10 лет. Начало срока 16 марта 1930 года — конец — 16/III-40 г. До ареста был Управляющим Воронежской епархии и экзархом Украины.

Епископ з/к Буй А.В. среди служителей культа всех ориентаций, находящихся в лагерях, пользуется большим авторитетом и имеет влияние на них. Это влияние он закрепляет обращающей на себя внимание религиозностью и «смирением», используя последнее для сколачивания вокруг себя группы а/с элементов.

Осв. осв.
«Пила»,
«Незабудка»,
от 30/I-32
«Георгий»,
«Хромой»,
от 19/I-32 г.
2 отдел.

19/I-32 г. на 1-й лагпункт 2 отд. в барак священников прибыл епископ БУЙ А. О его прибытии духовенство лагпункта № 1 неизвестным источником заранее было поставлено в известность, а потому Бую была приготовлена торжественная встреча, выразившаяся в следующем: закончив работу, всё духовенство собралось в барак и устроило собрание, на котором с приветственным словом выступил священник з/к КУТЕПОВ Вениамин Петрович, осужд. КОГПУ — по ст.58-8 УК на 5 лет. В своей речи последний сказал: «Какое большое счастье господь послал для нашего духовенства, находящегося в лагерях, такой большой праздник, как крещение господне, — в нашу братию прибыл наставник и духовный архипастырь, который своими молитвами будет просить господа бога облегчить наши страдания, будем страдать и переносить все мучения с главой нашего православного духовенства. Если архиепископ Алексей был несправедлив по отношению некоторого духовенства на свободе, то теперь, находясь здесь, в концлагере, несправедливости не допустит. Мы, духовенство, просим его молитвы, чтобы господь помог перенести все посланные на нас мучения, бог послал на землю спасти человечество единственного сына, а Вас (обращается к БУЮ) господь послал к нам ободрить павших духом духовенство. Нам с вами радостно будет и погибнуть, т.к. мы, духовенство, собраны сюда для издевательства и погибели».

БУЙ поблагодарил братию за торжественный приём, произвёл благословение всех служителей культа — каждого в отдельности, после чего было пропето «многие лета» архиерею Алексею.

Осв.
«Современный»,
3/Х-32 г.

БУЙ пользуется авторитетом у священников всех ориентаций, так, например, его поддерживают священники-Тихоновцы з/к з/к ЛЕБЕДЕВ Авенир Михайлович, осужд. КОГПУ по ст.58-10 на 5 лет, МАТИСОВ Фёдор Тимофеевич, осужд. ОГГГУ по ст.59-12 на 3 года, ФИНАНСОВ Николай Павлович, осужд. КОГПУ по ст.58-10 УК на 5 лет, которые подходят к БУЮ (епископу враждебной ориентации) под благословение и называют его «ВАШЕ ПРЕОСВЯЩЕНСТВО», кроме того, к ним примыкают священник-старообрядец единоверческого толка ЖУЧКИН Семён Никифорович, осужд. КОГПУ по ст.58-10 УК на 5 лет, и монах ПЕРЕПЕЧКО.

Осв.
«Пила»,
10/Х-32 г.

Епископ БУЙ своим поведением в бараке, старается обратить на себя внимание з/к з/к: долго молится по вечерам, призывает их к терпению, обещая скорое освобождение. БУЙ используется на л/п дневальным, т.е. находится на лёгкой работе, а получает 1000 грамм хлеба и второе блюдо. Это положение, а также частое получение посылок с воли, вызывает не только со стороны з/к з/к духовенства, но и з/к з/к мирян разговоры, что всё это дает бог за долготерпение, и что даже сов.власть изменила к ним своё отношение.

БУЙ ведёт к.-р.деятельность, которая выражается в том, что он, являясь авторитетом для а/сов. прослойки лагеря, не выступает против а/сов. суждений, высказываемых в его присутствии, а наоборот — своим молчанием или узаконивает их, или же отдельными репликами поддерживает, а иногда даже прямо ведёт а/сов. разговоры.

Осв.
Разумов,
26/ХП-31.

25/ХІІ-31 года з/к КОРОВКИН спел песнь а/сов.содержания. Услышав эту песнь, БУЙ сказал, что он вполне одобряет её и что слушая такие песни чувствуешь, что рано или поздно коммунистам придёт конец. «Находясь в заключении уже второй раз, я много видел несправедливостей и насилия. Народ дальше такого насилия терпеть не будет. Вот пример насилия налицо — большинство заключённых, находящихся в лагерях, осуждены по ст.58 и 90% из них осуждены крестьяне, которые не только не умеют агитировать, но даже не могут подписать своей фамилии. Для того, чтобы вовлечь всех крестьян в колхозы, сов.власть ни за что осудила ряд крестьян, чтобы заставить остальных вступить в колхоз. Наблюдая это явление, я смело говорю, что это то же крепостное право, обратите внимание на то — куда девались продукты питания, и много ли дало коллективное хозяйство... ничего. При коллективном хозяйстве видно, что крестьянин вовсе не заинтересован в обработке земли, а поэтому и собирается плохой урожай, поэтому-то в настоящее время и нет продуктов».

Осв.
«Георгий»,
«Хромой»,
20/I-32 г.

29/I-32 г. з/к КЛЕМЕНТЬЕВ М.Д. среди духовенства в присутствии архиерея БУЙ и священников КУТЕПОВА и ХОБОТОВА говорил: «Япония и Англия объявляют войну СССР и требуют освобождения осуждённых по ст.58». Присутствующие к этому сообщению относились радостно, а з/к ХОБОТОВ добавил: «Возможно, действительно будет война и тогда нас освободят, но верить этому трудно — будем ждать свободы».

Осв.
«Георгий»,
«Хромой».
25/II-32.

При аналогичном разговоре об освобождении з/к з/к по 58 ст. УК БУЙ в присутствии з/к з/к КЛЕМЕНТЬЕВА М.Д, ОСАДЧЕГО Ф.В. заявил: «Будем ли мы освобождены или нет, неизвестно, но в 32 году нужно ждать больших событий».

Осв.
«Штиль»,
9/-32 г.

З/к БУЙ в разговоре с з/к МЕДУНИЦА Иваном Трофимовичем, осужд. ОГПУ по ст.58-2-11 УК на 10 лет, б/Х сказал: «Будем верить в господа, что бог терпит до времени, надоела эта проклятая жизнь, а вместе с ней и власть, которая нагнала в лагеря невинных людей, оставив дома голодных детей».

Согласно распоряжения ГУЛАГ ОГПУ з/к БУЙ как имеющий ВМН отправлен для дальнейшего содержания в Соловецкий лагерь ОГПУ.

ОПЕРУПОЛНОМОЧЕННЫЙ (Неверов)

І/ХІ-32 г.
аб.

[38]

Документ 6

Нач. Управления Соловецких
Испр.-Тр. Лаг. ОГПУ.
С. Секретно
вх. № 1021264/3716

ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ЛАГЕРЯМИ
Отдел. ІІІ-е
22 дек. 1932 г.
№ 573661

гор. Кемь

Из Свирлага для дальнейшего содержания в Солов. Испр.-Тр.Лаг.ОГПУ направлен заключенный б.архиепископ БУЙ Алексей Васильевич. Одновременно из СВИРЛАГ ОГПУ направлены Вам все имеющиеся на з/к БУЯ агматериалы.

Принимая во внимание то, что з/к БУЙ А.В. пользуется среди служителей религиозного культа всех ориентаций большим авторитетом,

Предлагаю:

1) Установить постоянное агнаблюдение за указанным з/к БУЙ, обеспечив его квалифицированным осведомителем.

2) Особенное внимание обратить на попытки з/к БУЯ связаться с волей.

3) О а/с деятельности БУЯ регулярно сообщайте в докладных записках по служителям религиозных культов.

Врид. Нач. ГУЛАГ ОГПУ (Фирин)
Нач. ІІІ Отделения (Шедвид)

[39]


Примечания

  1. ЦДНИ ВО, ф.9323, оп.2, д.П-24705, т.1, л.88.
  2. Польский М. Указ. соч. т.2, с. 68, 69.
  3. ЦДНИ ВО, ф.9323, оп.2, д.П-24705, т.4, л. 456, 457.
  4. Там же, т.5, л.819.
  5. Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России... с. 569.
  6. Акиньшин А.Н. Церковь в власть в Воронеже в 1920-1930-е годы (Процессы Петра Зверева и Алексия Буя) // Церковь и её деятели в истории России. Воронеж: Изд-во Воронежского университета. 1993, с.136.
  7. Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России... с.986.
  8. ЦДНИ ВО, ф.9323, оп.2, д.П-24705, т.1, л.18.
  9. Там же, л.50.
  10. Там же, л.219 а-в.
  11. Там же, т.4, л.354.
  12. Там же, т.1. л.б/н.
  13. Там же, л.15-17.
  14. Там же, л.26.
  15. Там же.
  16. Там же.
  17. Там же, л. 9. 10.
  18. ЦГЛ СПб, ф.1000, оп.88, д.9.
  19. ЦДНИ ВО, ф.9323, оп.2, д.П-24705, т.1, л.29-31.
  20. Там же, л. 31, 31.
  21. Центральный государственный архив общественных объединений Украины (ЦГАООУ), ф.263, оп.1, д.65744, т.10, л.4-4об.
  22. ЦДНИ ВО, ф.9323, оп.2, д.П-24705, т.3, л.309.
  23. Там же, т.4, л.115.
  24. ЦГАООУ, ф.26З, оп.1, д.65744, т.10, л.4-4об.
  25. ЦДНИ ВО, ф.9323, оп.2, д.П-24705, т.4, л.446.
  26. Акиньшин А.Н. Указ.соч. с.138.
  27. Справка ЦДНИ ВО № 703-716 от 27.06.1995 (ф.9323, оп.2. д.П-22583).
  28. ЦГАООУ, ф.263, оп.1, д.42779, т.10, л.21-37.
  29. ЦДНИ ВО, ф.9323, оп.2, д.П-17699, т.7, л.44.
  30. Там же, т.2, л.42; т.7, л. 2, 3.
  31. Там же, т.1, л. 7, 9.
  32. Там же.
  33. Из новейшей истории Русской церкви // Православная Русь. 1995. № 14, с.7.
  34. ЦГАООУ, ф.263. оп.1. д.65744, т.10, л.3. Подлинник.
  35. Там же, л.4-4об. Заверенная копия.
  36. ЦДНИ ВО, ф.9323, оп.2 д.П-17699, т.7. л.44. Подлинник.
  37. Там же, л.40.
  38. Там же, л.42-44.
  39. Там же, л.48.
ВернутьсяСодержаниеДалее
Используются технологии uCoz