Публикуемые здесь и в некоторых других разделах сайта документы наглядно показывают многие важнейшие моменты истории иосифлянского движения. Большая часть документов хранится в Центральном государственном архиве Санкт-Петербурга и Центре хранения документации по новейшей истории Воронежской области. Несколько документов представляют Архив Управления Федеральной службы контрразведки Российской Федерации по Москве и Московской области, и личный архив еп.Амвросия (Сиверса). Один — Центральный государственный архив историко-политической документации Санкт-Петербурга.
Раскрываемые сокращения и смысловые конъектуры заключены в квадратные скобки.
Особый интерес представляют последние два документа, проливающие свет на то, чем по отношению к ИПЦ руководствуются правящие структуры в настоящее время. Абсурдность выдвигаемых обвинений очевидна и не требует дополнительных разъяснений.
В-СРОЧНО
секретно
НОВГОРОДСКОМУ ГОРОДСКОМУ ОТДЕЛУ ОГПУ
25 октября 1930 г. гор.НОВГОРОД
В производстве Тверского сектора ОГПУ имеется след.дело № 511 на монахов-ионитов Желтиковского монастыря г.Твери Фотия СОЛОДОВА, Семёна КОЗОРЕЗОВА и Горгония АНИСИМОВА, находившихся ранее в Вятижском Новгородском монастыре и проходивших у Вас по регистрации как иониты.
По настоящему делу проходит некто «Павлуша»,* проживающий в г.Новгороде по Прусской ул. — д. № 42, принадлежащем ЖЕЛЯБОВУ.
Этот «Павлуша» (фамилия его не установлена, звать Павел Егорович) неоднократно приезжал в Тверь в Желтиковский монастырь, где совместно с упомянутыми монахами производил обманные действия, представляя из себя юродивого провидца, более того, давая верующим фанатикам разного рода советы в жизни и т.п., притворяясь юродивым и хромым, в то время как в действительности он здоров.
По имеющимся у нас данным, есть основания полагать, что «Павлуша» также принадлежит к секте ионитов.
Просьба срочно произвести установку Павлуши, выяснив его связи, род деятельности и собрав весь компрометирующий материал, после чего выслав все материалы нам.
Одновременно просьба выслать компрометирующий материал на вышеуказанных монахов, в частности на Фотия СОЛОДОВА, который проходил у Вас по след. делу № 50 по ст. 72, 132, 188, 119 и 120 Угол.Код., копию обвинительного заключения или приговора суда по этому делу.
ПРИЛОЖЕНИЕ: Фотокарточка «Павлуши», которую по миновении надобности просьба вернуть.
Пом.Нач.Тверского Сектора ОГПУ (Агас)
За нач.СО (Шилин)
* Григорьев Павел Георгиевич (1900-е-?) — юродивый, «провидец». Род. в Новгороде в семье фабриканта. С кон.1920-х — иосифлянин. Арестован в ноябре 1930.
ГАРФ, ф.10035, оп.1, д.28850, л. 94, 95. Копия.
С/Секретно Срочно
Отдел (3)
14 ноября 1930
45184
Объектов, проходящих по разработке «Иосифовцы» (с.Гора), с получением сего тщательно обыщите, арестуйте и направьте в наше распоряжение и сейчас же допросите свидетелей по конкретным вопросам их а/с деятельности и иногородних связей.
В операцию включите также и с/о «Горского», которого пришлите вместе с остальными арестованными.
При производстве обысков особое внимание следует обратить на молитву а/с содержания, начинающуюся словами «о, премилосердный, всесильный» и т.д., а также на переписку, различные рукописи и печатные материалы.
Арестовать нужно весь причт этой церкви и чл.церковного совета, из б.людей, кулаков, монахов и т.д. (исключая стариков), а также всех подозрительных лиц (приезжих), которые могут оказаться на квартирах подлежащих обыску объектов.
Операцию проведите с таким расчетом, чтобы не вызвать эксцессов и каких-либо недоразумений при производстве обысков и при отправке арестованных.
НАЧ СОУ ПП ОГПУ МО (Гордон)
НАЧ СО ПП ОГПУ МО (Орлов)
ГАРФ, ф.10035, оп.1, д.28850, л.85. Копия.
По следственному делу № 3015 проходят, в качестве главных фигурантов, епископ Максим ЖИЖИЛЕНКО и поп КРЕМЫШЕНСКИЙ Александр Анатольевич, высланные в Соловки в конце 1929 г. за отдельные а/с выступления, причём ЖИЖИЛЕНКО, как врач, работает в Соловках по специальности, а КРЕМЫШЕНСКИЙ — санитаром, вследствие чего срок заключения сокращён на 1 год.
Из материалов следственного дела видно, что ЖИЖИЛЕНКО был организатором и руководителем Серпуховской нелегальной а/с группы церковников и что после его ареста руководителем остался КРЕМЫШЕНСКИЙ. Оба они были связаны с такими же группами в Москве и Твери, а также и с центром нелегальной а/с организации.
При рассмотрении их дела в 1929 г. указанные обстоятельства учтены не были, так как эти обстоятельства были в то время неизвестны.
Учитывая вышеизложенное, нахожу, что ЖИЖИЛЕНКО и КРЕМЫШЕНСКИЙ должны быть допрошены и привлечены в качестве обвиняемых по делу участия их в нелегальной а/с организации, ставившей целью свержение Соввласти, и потому прошу распоряжения о доставке указанных лиц в наше распоряжение.
ПРИЛОЖЕНИЕ: Выписка из след.дела № 3015.
НАЧ 3 ОТДЕЛЕНИЯ СО ПП ОГПУ МО (Быстров)
28 ноября 1930 года
ГАРФ, ф.10035, оп.1, д.28850, л.71. Подлинник.
На рапорте о.о.благочинных Задонского уезда Воронежской епархии долгом считаю уведомить, что никакого изменения в направлении деятельности митрополита Сергия не последовало, и потому ложны уверения, что Первоиерархи Российской Православной Церкви признали его и Синод законоправящим. Призываю на Вас Божие благословение, с любовью принимаю Вас временно в своё молитвенное каноническое общение, о чём и прошу поставить в известность всех православных окружных о.о.благочинных епархии.
О.О.благочинным предоставляю право в случае необходимости, по своему усмотрению, назначать себе заместителей.
Благочинническим Советам предоставляю право назначения и перемещения церковнослужителей.
Ведение бракоразводных дел при руководстве правилами Собора 1917 и 18 гг. предоставляется также благочинническим Советам.
Да поможет Вам Господь до конца дней Ваших понести крест служения Святой Церкви.
Димитрий Архиепископ Гдовский
ЦДНИВО, ф.9323, оп.2, д.П-24705, т.4, л.115. Копия.
В Церковный стол Смольнинского р-на
от Никольской Единоверческ[ой] Церкви
Настоящим сообщаем Вам, что служители культа свящ.А.В.Шеляпин в данное время арестован. Дьякон Н.И.Колышкин находится в больнице, а потому анкеты указанных лиц — последуют дополнительно.
Уполн. [подпись]
24 сент. 1930 г.
ЦГА СПб ф.7384, оп.33, д.224, л.28. Подлинник.
17 ноября 1930 г.
* План приложен к протоколу совещания при отделении адмнадзора управления Леноблисполкома.
ЦГА СПб., ф.1000, оп.90, д.7. л.88. Копия.
9 марта 1932 г.
Секретно.
Зав.сектором адмнадзора — Неглюевич.
* Малоколоменского.
ЦГА СПб., ф.1000, оп.90, д.8. л.167. Подлинник.
Представителя Райисполкома тов.Аунс, о причинах закрытия Макарьевского монастыря в связи с явно контрреволюционной деятельностью.
Председатель: Купцов
Секретарь: Савичева
Присутствовало — 1000 человек.
Состав Президиума:
ДАНИЛОВ, ФЕОФИЛОВ, ЗЕЛЕНКЕВИЧ, ГРИГОРЬЕВ,
КОЖАНОВ, СМИРНОВ, НАРЫШКИН.
Председатель: Данилов
Секретарь: Григорьев
Доклад представителя Союза безбожников тов.Феофилова, который говорил о том, как религия держала народ в темноте и преследовала всякую научную мысль, преследуя и сжигая на кострах великих ученых, пользуясь темнотою народа, посылали трудящихся на братоубийственную, войну в интересах буржуазии, благословением и всячески разжигая ненависть к врагу. Ещё шире, ещё ярче выражалась служба духовенства капиталистам во время гражданской войны, когда они целиком и полностью были на стороне белогвардейцев против трудящихся, и дальше — в великой социалистической стройке духовенство в значительной части всячески вредит и тормозит победоносное шествие социализма.
Дальше докладчик останавливается на раскрытии контрреволюционного заговора в местном Макарьевском монастыре, духовенство и монашество которого имели связи с белогвардейцами на территории Польши, посылали им шпионские сведения о Советском Союзе.
Найденная переписка и наличие других вещественных доказательств вполне указывают на шпионскую деятельность монахов.
В настоящее время в ряде окружающих Любань деревень население отказывается от церквей и мы, население Любани, состоящее из рабочего класса, должны потребовать сурового наказания контрреволюционерам, потребовать закрытия подворья, превратив этот очаг мракобесия в культурное учреждение.
Тов.Дмитриев говорит, что все мы знали, что в 1919 г. и после монахи скрывали под своими рясами белых офицеров. Новгородские монастыри стреляли во время восстания в народ. Я, от имени членов профсоюза лесных рабочих и союза безбожников, требую закрытия церквей г.Любани.
Тов.Старостин говорит, что во время голода в Поволжье монастырь, ссылаясь на бедность, отказался пожертвовать голодающим, и что же открылось — большие ценности были скрыты.
Тов.Сергеева говорит о суде над монахами за растление девочки и призывает верующих отказаться от духовного дурмана.
Тов.Смирнов (член двадцатки) говорит, что подписывались только из желания иметь церковь. А про действия монахов ничего не знали, и раз они так поступали, то мы от них отказываемся, и мы — 9 человек из двадцатки выходим и просим закрыть подворье.
Тов.Корб говорит о том, что капиталисты хотят забрать все наши достижения и опять закабалить трудящихся, а попы им всячески в этом помогают. Мы — педагоги и уч-ся ФЗО, обсудив на своём собрании, требуем закрытия церквей.
Тов.Егоров говорит о трудовой сем. хоз. Артели, которая была у Макария и состояла из попов и дьяконов и которая, начав со спекуляции, докатилась до контрреволюции и теперь надо твёрдо сказать, что пора закрыть эти очаги дурмана и убежища для контрреволюционеров.
Тов.Койра от ячейки С.В.Б. транспорта требует снятия колоколов и закрытия обеих церквей, находящихся в гор.Любани.
Тов.Зеленкевич говорит о наших достижениях на пути к социализму, на пути к торжеству трудящихся, и какая-то кучка монахов, занимаясь шпионажем в пользу белогвардейцев, хочет опять отдать нас, трудящихся, в кабалу капитала. Требуем для них строгого наказания и ликвидации их гнёзд.
Тов.Михайлова говорит о том, что она, прожив верующей почти пятьдесят лет, наслушалась и насмотрелась на жизнь монахов, а теперь она убедилась, что они защищают только богатых и хотят посадить их опять на шею бедноты. Я теперь, поняв всё, отказываюсь от религии и буду бороться с попами и монахами и призываю вас всех, особенно домохозяек, сбросить этот монашеский дурман и требовать закрытия в г.Любани церквей, а трутней-монахов наказать как следует.
Заключительное слово тов.Феофилова.
Подведя итоги прениям, тов.Феофилов отмечает, что все выступавшие и масса собравшихся клеймит контрреволюционную деятельность монашества и остаётся только твёрдо сказать — добровольно, долой эти очаги мракобесия.
Зачитывается проект резолюций.
Принятая резолюция при сём прилагается.
Председатель: Данилов
Секретарь: Григорьев
ЦГА СПб., ф.1000, оп.49, д.84, л.31-32. Подлинник.
Мы, рабочие, служащие, совхозники и колхозники города и станции Любань, собравшиеся в количестве 1000 человек на общегородской митинг 21 февраля 1932 г., заслушав доклад тов.Феофилова о контрреволюционной деятельности монахов Макарьевского подворья и монастыря, которые всеми возможными силами и средствами старались сорвать наше успешное социалистическое строительство, которые развратничая в церковных стенах, в интересах наших классовых врагов-капиталистов, вели подрывную работу на территории той страны, где у власти стоят уже пятнадцатый год рабочие в союзе с трудовым крестьянством.
Мы требуем от Любанского городского совета немедленного закрытия подворья и передачу его под культурное учреждение. В ответ на эту контрреволюционную работу этих паразитов, сидевших на теле Советского Союза, мы организуем новые десятки ударных бригад на транспорте, в совхозах и колхозах, охватим ещё шире рабочих и колхозников соц.соревнованием. Мы уверены, что несмотря на все старания попов, раввинов, мулл, кулаков и капиталистов, мы, трудящиеся Советского Союза, под руководством нашей Ленинской Коммунистической Партии и её вождя тов.СТАЛИНА, построим социализм. Долой контрреволюционные монашеские гнёзда.
Да здравствует социализм и его верный страж — Государствснное Политическое Управление.
Голосованием принимается единогласно, при отдельных воздержавшихся. Против ни одного.
Дальше голосуется дополнение, внесённое тов.Койро, о снятии колоколов с Любанских церквей.
Предложение принимается, против — 13 человек.
Второе дополнение о закрытии и Петро-Павловской церкви.
Предложение принимается всеми, против — 41 человек.
Председатель собрания
Секретарь: Григорьев
ЦГА СПб., ф.1000, оп.49, д.84, л.33. Подлинник.
Представителю церковного стола Урицкого района
Двадцатки Андреевского прихода,
что в Володарском посёлке
Мы, нижеподписавшиеся, просим по описи сдать, за исключением металла, в пользование верующих инвентарь, иконы и облачение нашей уполномоченной гр-ке Марии Григорьевне Юденич, при чём заявляем, что посёлок имеет 19000 жителей и из них верующих зарегистрированных 1400 человек по наш[ему] приходу.
30 января 1932 г. — Члены двадцатки.
ЦГА СПб., ф.7384, оп.33, д.3. л.181. Подлинник.
В Ленинградский областной
исполком
(Смольный, комн.118)
Исполнит[ельного] органа
Стрельнинской
Александро-Невской церкви
На постановление Президиума Ленинградского Облисполкома от 22/X1 1932 г. о ликвидации Стрельнинской Александро-Невской церкви, объявленное исполн[ительному] органу 8/ХІІ 1932 г. и данному сроку на обжалование во ВЦИК до 22/ХІI с/г просим Ленинградский Областной Исполком существующему составу двадцатки Стрельнинской Александро-Невской церкви (Тихоновск[ого] направления Сергиевской ориентации) передать Стрельнинскую Спасо-Преображенскую церковь (иосифлянской ориентации) и тогда исполнит[ельный] орган от обжалования постановления Леноблисполкома во ВЦИК отказывается. В утвердительном случае просьба продлить существование Стрельнинской Александро-Невской церкви до момента полной передачи Спасо-Преображенской церкви.
15 декабря 1932 г.
Председатель
Члены
ЦГА СПб., ф.1000, оп.50, д.85, л.46а. Подлинник.
СЛУШАЛИ: О закрытии Стрельнинской Спасо-Преображенской церкви.
Тов.Лысенков.
ПОСТАНОВИЛИ:
Ввиду того, что в двадцатке Спасо-Преображенской церкви не имеется исполнительного органа (последний судим органами Г.П.У. за контрреволюционную деятельность ссылкой), и церковь как бесхозная согл[асно] отношения Пригородного РИКа от 28/XI с/г за № 01/3-1 временно пос.Советом закрыта, и всё имущество взято под охрану последнего. В последующем предложении пос.Советом двадцатке о выборе исполнительного органа — таковая отказалась.
Другой же группы верующих взять в аренду Спасо-Преображенскую церковь не нашлось, кроме того, учитывая, что в пос.Стрельне имеется Успенская (кладбищенская) церковь на расстоянии 1/2 клм от Спасо-Преображенской и ближе к центру посёлка, которая вполне может удовлетворить потребность религиозно верующих, ПРОСИТЬ Пригородный Райисполком о расторжении договора с вышеуказанной двадцаткой Спасо-Преображенской церкви и передачи последней пос.Совету для использования под культурный дом посёлка. Для переоборудования церкви под дом культуры средства у пос.Совета имеются.
Председатель.
Секретарь.
ЦГА СПб., ф.1000, оп.50, д.85, л.96. Копия.
РСФСР
Ленинградская область
Президиум
Ленинградского Обл.Исполкома
КОМИССИЯ
ПО ВОПРОСАМ КУЛЬТА
27 января 1933 г.
№ 21-440
Областная Комиссия сообщает, что постановление Облисполкома от 21/XI-32 г. протокол № 95 о ликвидации Александро-Невской церкви в пос.Стрельна, отосланное Вам 22/ХІ-32 г., вступило в законную силу, вследствие чего церковь ликвидируйте, 20-ке предоставьте Успенскую церковь на кладбище, куда ими будет перенесено часть имущества от ликвидированной церкви, согласно поданного ими списка.
О6 исполнении н/постановления сообщите в 10-ти дневный срок.
Ответственный секретарь (НЕГЛЮЕВИЧ)
ЦГА СПб., д.7384, оп.33, д.194, л.270. Подлинник.
29/I 1933 г.
Инспектору культов Пригородного р-на
Стрельнинский пос.Совет на Ваш запрос от 27/I-33 г. за № 0317-20 сообщает, что «20-ки» Успенской церкви не существует, исполнит[ельный] орган судим высылкой, а последние члены от пребывания в «20-ке» отказались.
Председатель.
Секретарь.
ЦГА СПб., ф.7384, оп.33, д.194, л.272. Подлинник.
Копия с копии
г. Ленинград,
Выборгский район.
ИНСПЕКТОР по делам Культа Выборгского Райсовета тов.ГРОМОВА составила настоящий акт в том, что 26-го июля 1931 г. в 1 час дня, в день праздника Воскресения Христова в Сретенской церкви по Александровской ул., д.10, мною была задержана гр-ка АНДРЕЕВА Анна Васильевна — торговавшая у церкви религиозной литературой и медными крестами,* при задержании гр-ка АНДРЕЕВА пыталась скрыться в здание храма, где и была опрошена мною, фамилия, имя, отчество и адрес её, при опросе гр-ка АНДРЕЕВА заявила, что члены 20-ки просили принести крестиков и церковной литературы.
Акт на месте не представилось возможным составить потому, что 100 чел. было верующих, среди которых создалась бы паника.
В чём и прошу привлечь гр-ку АНДРЕЕВУ Анну Васильевну, проживающую в Петроградском районе — Наб.реки Карповки д.19, кв.3 и Председателя 20-ки гр-ку ВОЗДВИЖЕНСКУЮ Ольгу — проживаюш. Полюстрово, Александровская ул. д.3, кв.1.
ИНСПЕКТОР ПО ДЕЛАМ КУЛЬТА (Громова)
26/VII-1931 г.
* Торговать религиозной литературой запрещалось во всех церквах, виновные подвергались наказанию в административном порядке вплоть до выселения из Ленинграда.
ЦГА СПб., ф.148, оп.3, д.8, л.48. Копия.
3 декабря 1932 г.
Настоящим просим комиссию по вопросам культа пересмотреть дело о закрытии нашего храма и не отнимать его у нас, ибо у наших молящихся на весь Ленинград и так осталось 2-е маленьких деревянных церкви, считая и наш. Обвинения, которые выставляют нам, согласно которых закрывают храм, по сути дела, в корне неправильные и необоснованные фактами. Так, комиссия указывает нам, что мы не выполнили в храме требуемый ремонт, но это неправда, ибо весь ремонт, который нам предложила сделать специально обследовавшая храм комиссия райисполкома, сделан полностью и хорошо уже больше месяца назад, но от райисполкома по сие время никто не приходил принять и обследовать произведенный ремонт. Вот, может, с оплошностью райисполкома вы и не имеете нужных, правильных сведений о ремонте, и мы просим вас прислать специальных лиц, которые осмотрели бы церковь и удостоверили бы вам, что ремонт Сретенского храма выполнен полностью и добросовестно.
ІІ-ое обвинение, предъявленное комиссией нашему храму, гласит, что мы не выполнили требований пожарной охраны, это тоже неправда, ибо пожарная комиссия была у нас в сентябре месяце 1932 г. и предложила нам убрать из церкви печку «НЭП» и изолировать в пономарке примус и керосин. Дали они нам срок две недели, но мы убрали всё это в течение 5-и дней, пожарная же комиссия тоже не была. В общем, у нас в церкви никаких нарушений нет, всё в порядке, долгов никаких за церковью нет. На основании всего этого просим ещё раз — не закрывайте наш храм, а оставьте нам для молитвы.
ЦГА СПб., ф.7384, оп.33, д.121. л.19-19о6. Подлинник.
В ПРЕЗИДИУМ ВОЛОДАРСКОГО РАЙСОВЕТА
Инспектора культа
ЛЕОПОЛЬДОВОЙ
Здание Старо-Афонского (быв.Мужского) подворья уг.5-й Советской и Дегтярной ул. 2-этажное, каменное, в удовлетворительном состоянии, фасадом здание выходит на две указанных улицы, а задней частью во двор, принадлежащий ЖАКТу, размер площади нижнего помещения около 200 кв.м, а верхнего — около 450 кв.м. До 1923 г. подворье состояло из здания церкви и жилого флигеля, примыкающего к церкви, в котором до 1929 г. проживали монахи, занимая с 1923 г. часть здания, которое было передано в ведение Райкоммунотдела, а здание церкви оставлено в пользовании верующих.
Несмотря на то, что подворье как таковое было ликвидировано, фактически же до октября мес. текущего года во главе церковн[ого] управл[ения] стоял настоятель (быв.игумен подворья), монахи, проживавш[ие] в Петро-Славянке, адрес был указан в анкетах, представленных для регистрации священнослужителей, а между тем в течение неопределённого времени проживали в церкви, что и было установлено в октябре месяце текущего года, не ожидая посещения кого-либо, в 11 часов вечера приготовились на ночлег, разостлав по всей церкви постели; двадцатка, зная о пребывании в ночное время монахов в церкви, никаких мер не принимала, а наоборот, помогала монахам скрываться в стенах церкви, не ставя в известность Райсовет.
Так как большинство церквей подворья и монастырей напоминают по типу своей постройки домовые церкви, к которым может быть причислена и церковь Афонского подворья, а посему просить Президиум Облисполкома договор с двадцаткой расторгнуть, церковь закрыть и ликвидировать, передав здание Архив[ному] управл[ению] под профсоюзный архив.
Религиозные чувства верующих могут быть обслужены рядом расположенной церковью Рождества на 6-й Советской ул.
Инспектор культа (ЛЕОПОЛЬДОВА)
Ноябрь 1932 г.
ЦГА СПб., ф.1000, оп.50, д.28, л.36. Подлинник.
Слушали — постановили:
О ликвидации церкви Моисея на Пороховых в г.Ленинграде, Выборгский район.
Исходя из того, что исполнительный орган Моисеевской церкви систематически нарушает договор и, несмотря на неоднократные требования инспектора, 20-кой не исполняется, служители культа не регистрируются, имущество плохо охраняется и были случаи хищения последнего, а также, учитывая острую нуждаемость райдорхоза в помещении для общежития рабочих, занятых на работах близ расположенных участков, договор с верующими расторгнуть, церковь ликвидировать, здание использовать для намеченных целей.
11 декабря 1932 г.
Согласно Постановления Президиума Леноблисполкома от 21/ХІ 1932 г. решено изъять от нас переданное нам в бессрочное пользование по договору от 7/I-1932 г. молитвенное здание, находящееся в г.Ленинграде, Пороховые, по ул.Коммуны, д.35/2.
Мотивами для изъятия от нас означенного молитвенного здания являются следующие:
а) отправление религиозной службы производится в нашей церкви священниками, якобы не регистрированными;
б) в церкви производят службу дьяконы;
в) в церкви происходят якобы нелегальные собрания;
г) в церкви была кража имущества;
д) помещение церкви якобы необходимо для устройства там общежития.
Означенное постановление находим неправильным и подлежащим отмене по следующим основаниям:
1) Прежде всего, указанные в п.п. а-г обвинения не соответствуют действительности и, во всяком случае, не могут служить основанием для изъятия от нас молитвенного здания.
С первого момента передачи нам молитвенного здания по сей день не было ни одного случая, чтобы службу в церкви отправлял священник, не зарегистрированный в установленном порядке. По крайней мере, подобное обвинение нам выдвигается впервые, до сих пор нам неизвестен случай составления хотя бы одного акта, подтверждающего факт службы священника, нигде не регистрированного.
Около 3-х недель тому назад работавший у нас священник Славцов был арестован ОГПУ и до сих пор находится под стражей. Неоднократные обращения в райсовет с просьбой допустить нового священника встречали противодействия со стороны инспектора культов Выборгского райсовета. Создалось такое положение, что мы лишены возможности пригласить священника. По-видимому, имеет место желание создать искусственную обстановку для отобрания у нас молитвенного здания хотя бы под тем предлогом, что церковь остаётся практически без использования по прямому назначению.
Что касается обвинения в допущении дьяконов к службе в нашей церкви, то дело здесь обстоит таким образом. Действительно было несколько случаев, когда любители-дьяконы производили службу, но после словесного предупреждения со стороны инспектора культов райсовета такого рода случаи были окончательно прекращены. Во всяком случае, поскольку нами, в соответствии со ст.34 инструкции, предъявленные нам требования были выполнены, нет достаточных оснований для отобрания от нас молитвенного здания по этому признаку.
По поводу нелегальных собраний. Мы категорически заявляем, что со времени передачи нам молитвенного здания не было ни одного случая, когда бы там происходили нелегальные собрания. Все собрания, которые там происходили, были устроены в точном соответствии с действующей инструкцией. Нам думается, что если бы у нас действительно происходили бы нелегальные собрания, то соответствующие органы райсовета не преминули бы соответствующим образом зафиксировать это обстоятельство в форме надлежащего акта. Между тем, мы уверены, что таких актов не имеется, ибо никаких нелегальных собраний не было.
Наконец, по поводу кражи имущества в церкви. 20/IХ 32 г. в нашей церкви была действительно произведена кража денег из кружки и дарохранительницы неким лицом, который в тот же день был задержан, судим и осуждён н/судом: дарохранительница и часть денег у вора отобраны. Вот и вся история с кражей имущества. Совершенно очевидно, что подобный случай, совершенно не зависящий от нашей воли, не может быть поставлен нам в вину и служить основанием для отобрания от нас молитвенного здания.
2) Что касается отобрания от нас молитвенного здания по мотивам необходимости устройства там общежития, то, прежде всего, официально нам об этом не было объявлено, и, во всяком случае, нам не известно, имеется ли подобное постановление облисполкома. Насколько нам известно, в силу ст.36 постановления ВЦИК и СНК от 8/IV-29 г., передача молитвенных зданий для государственных и общественных нужд должна производиться по мотивированному постановлению Президиума облисполкома с соответствующим объявлением членам двадцатки. В данном случае, как отмечено было выше, это мотивированное постановление как раз-то нам и неизвестно.
Да и по существу отобрание от нас именно нашего молитвенного здания представляется неправильным и нецелесообразным. Дело заключается в том, что наше молитвенное здание неоднократно обследовалось авторитетными комиссиями райсовета в связи с предположением использовать это здание для устройства там столовой, яслей и т.п. Все эти комиссии в конечном итоге признали полную непригодность нашей церкви для этой цели. Непонятно, каким образом признано необходимым использовать помещение нашей церкви под общежитие, церкви, находящейся в деревянном холодном здании, могущем быть использованным для этой цели только после громадных капитальных затрат на переоборудование. В то же время, оставляется почему-то без внимания тот факт, что на расстоянии приблизительно около 2 километров от нашей церкви расположена церковь Ильи Пророка (Пороховское шоссе), находящаяся в каменном здании, причём, что особенно важно, эта церковь находится как раз в центре заводов — быв.Эфирный, Химический, Пятилетка и др. Нам представляется, что если действительно существует такая острая нужда в помещении для общежития, то, во всяком случае, помещение нашей церкви совершенно непригодно для этой цели, или оно могло бы быть использовано, хотя бы с громадными материальными затратами, лишь после исчерпания всех других возможностей и не в первую очередь.
3) Согласно ст.52 ныне действующей инструкции договор на пользование зданием культа может быть расторгнут, и здание изъято из пользования верующих лишь в строго определённых случаях, прямо перечисленных в указанной статье. Как отмечено было выше, все упомянутые выдвинутые против нас обвинения ничем не подтверждаются и не могут служить основанием для отобрания от нас церкви. Равным образом, все возложенные на нас по договору обязанности своевременно и аккуратно выполняются. Постановление об отобрании от нас церкви по существу своих мотивов не содержит тех данных и оснований, которые могли послужить поводом для расторжения с нами договора в силу ст.52 инструкции. Мы полагаем, что постановление облисполкома вынесено чересчур поспешно и без должного обследования всех обстоятельств дела.
Во внимание к изложенному, просим постановление облисполкома от 21/ХІ с/г отменить и заключённый с нами договор на пользование церковью Св.Моисея оставить в силе.
ЦІ'А СПб., ф.1000, оп.50, д.29, л.24-24о6. Подлинник.
20 декабря 1932 г.
Инспектор - Татаринцева.
* Татаринцева Александра Ивановна (1902-?). Род. в с.Перекопное Новоузенского у. Самарской губ. в крестьянской семье. Окончила церковно-приходскую школу в Самарской губ., училась на рабфаке ЛГПИ им.Герцена. Член ВКП/б/ (с 8.1927). Учитель-воспитатель исправительно-трудового дома в Демянске (с 1.10.1927); ст.делопроизводитель ЗАГСа в Новгороде (29.06.1928 — 1.11.1929); инспектор по делам культов Выборгского р-на Ленинграда (с 19.12.1931); инструктор комиссии Ленсовета по восстановлению лиц, лишённых изб.прав (с 8.08.1935). Инспектор (с 10.05.1937), затем ст.инструктор (1940 — март 1947) сектора адмнадзора общего отдела Ленсовета. Осуществляла надзор за религиозной деятельностью в Ленинградской обл. (до 2.1944); юрисконсульт протокольно-правового сектора Ленсовета (с 1.08.1945); секретарь канцелярии общего отдела Ленсовета (28.03.1947 — 9.04.1952).
** Кратиров Димитрий Димитриевич — протоиерей.
*** Серафим (Иванов Филипп Павлович) — иеромонах.
ЦГА СПб., ф.1000, оп.50, д.29, л.20-21. Подлинник.
[1932]
Церковь Моисея на Пороховых с 1927**г. является филиалом Центрального храма Воскресения церковно-монархической ориентации «истинная православная церковь», возглавляемая ссыльным митрополитом Иосифом Петровых (в ссылке г.Чимкент), архиепископом Дмитрием Любимовым, епископами Сергием Дружин[иным] и Василием Докторовым (в политизоляторе).
Возглавляли приход скрывающиеся от арестов священник Павел Кузьмич Петухов, иеромонах Аркадий, тайные монахи Василий Киселёв и Фёдор Зудкин, осуждённые протоиерей (быв.Полковой священник старой армии) Василий Славцов и священник Михаил Власов, бежавший из ссылки протодиакон (быв.придворный) Сергей Дёмин.
В церкви производятся «службы» — беседы религиозно-нравоучительного характера — не только дьяконами, но и без духовенства, что воспрещается даже основой канонических правил Православной церкви.
В церкви производились не только нелегальные собрания под видом богослужений, но и устраивались постриги фанатически настроенных верующих в тайное монашество (в 1929/30 гг. епископом Василием Докторовым и впоследствии архимандритом Никоном Катанским и иеромонахом Серафимом Ивановым).
Фактическим контингентом прихожан являются жители Центральной части г.Ленинграда, пригородов (Детское Село, Стрельна, Вырица, Тайцы, Красное Село и т.п.), а также жители Ленобласти (Солецкий, Псковский и др. районы).
В церкви производились сборы денег и продуктов в пользу изолированного за контрреволюционную деятельность духовенства «истинно-православных» (протоиерей Дмитрий Кратиров, митрополит Иосиф Петровых и др.).
После ареста органами ОГПУ духовенства (4 октября 1932 г.) и последователей ИПЦ не было [служб]. Никакой заполненной анкеты в Райсовет на священнослужителей представлено не было, и надо полагать, что скрывающееся от ареста духовенство «истинно-православных» (Павел Петухов, иеромонах Аркадий и др.) на регистрацию идти не хотят, т.к. они её считают вообще недопустимой с канонической точки зрения.
Это указание в жалобе является скрытой формой социально-политического протеста против якобы гонения на духовенство «истинно-православных» церковников.
* Записи (автор неизвестен) использованы Татаринцевой А.И. при составлении докладной записки.
** Исправлено, было — 1929.
ЦГА СПб., ф.1000, оп.50, д.29, л.16-18. Подлинник.
1 октября 1942 г.
Совершенно секретно.
За время Отечественной войны в Ленинграде и Ленинградской области церковники и сектанты активизировали свою подрывную работу.
Материалы по вскрытым за время войны контрреволюционным формированиям среди церковников показывают, что антисоветская деятельность церковников шла в направлении:
а) создания подпольных церквей и привлечения в них отсталой и антисоветской части населения;
б) объединения вокруг церковников антисоветских элементов для активной борьбы против советской власти;
в) распространения профашистской пораженческой агитации, провокационных слухов;
г) проведения агитации против политических и хозяйственных мероприятий, проводимых партией и советским правительством.
В 1942 г. в пригороде Ленинграда вскрыта и ликвидирована антисоветская организация церковников, которую возглавлял Савинский К.С., он же архимандрит Клавдий, 1882 г. рождения, осуждённый в 1931 г. за контрреволюционную деятельность, в последние годы проживал на нелегальном положении.
В состав организации входили:
Чистяков А.Ф.,* 1904 г. рождения, из кулаков, до ареста без определённых занятий;
Дешкина Е.П., 1903 г. рождения, в прошлом монашенка, без определённых занятий;
Абрамова А.С.,* 1885 г. рождения, санитарка больницы им.Ленина, и другие.
В состав этой организации входили бывшие кулаки-церковники, монахини, лица без определённых занятий, приверженцы так называемого иосифлянского религиозного течения, возникшего в 1928 г. и объединявшего антисоветски настроенную часть духовенства и верующих.
Следствием установлено, что организация была создана в Ленинграде в 1937 г. иеромонахом Тихоном, имевшим в пригороде Ленинграда нелегальную церковь. С осени 1941 г. в связи с тем, что Тихон остался на территории, оккупированной немцами, руководство организацией перешло к архимандриту Савинскому, объединившему вокруг себя 17 верующих иосифлян.
Показаниями арестованных установлено, что Савинский и его активные сообщники, создав в местечке Кело-Мяки нелегальную церковь, на протяжении ряда лет совершали тайные религиозные обряды, привлекали через обряды к церковной деятельности чуждые и антисоветские элементы, молодёжь и вели среди них антисоветскую агитацию.
О практической деятельности организации арестованный Савинский показал:
«...Практическая деятельность церковников-иосифлян, входивших в состав антисоветской организации, сводилась к тому, чтобы в нелегальных условиях собрать и сгруппировать вокруг организации верующих иосифлян.
Этому в значительной мере способствовала созданная иеромонахом Тихоном подпольная церковь в Коломягах. В этой церкви устраивались тайные богослужения и проводилась антисоветская пропаганда в форме восхваления дореволюционных порядков и условий жизни, высказывалось недовольство мероприятиями советской власти».
Другой участник организации Чистяков показал:
«...Люди, входившие в антисоветскую организацию церковников-иосифлян, враждебно настроены к советской власти.
Участники организации по своему составу являлись выходцами из духовенства, монашествующего элемента и людьми, родственники которых репрессированы при советской власти.
Объединяя вокруг нелегальной церкви верующих, мы клеветали на советскую власть и подвергали антисоветской критике её мероприятия».
Начальник управления НКВД ЛО
комиссар государственной безопасности
3 ранга Кубаткин
* Чистяков А.Ф. (1904 — 12.08.1942). Из крестьян. Член тайной иосифлянской общины (с 1937). Арестован 17.06.1942, постановлением ВТ войск НКВД ЛВО от 3.08.1942 приговорён к ВМН. Расстрелян 12.08.1942.
* Абрамова Анна Семёновна (1885-?). Член тайной иосифлянской общины (с 1937). Работала санитаркой больницы им.Ленина (1942). Арестована 14.07.1942, постановлением ВТ войск НКВД ЛВО от 3.08.1942 осуждена на 10 лет лагерей. Освобождена по состоянию здоровья в 1943. В 1940—1950-е жила в Ленинграде.
ЦГАИПД СПб., ф.24, оп.2-б, ж.1323, л.87. Подлинник.
28 декабря 1943 г.
Сообщается, что резолюцией Митрополита Ленинградского Алексия от 24 ноября с.г. иеромонах Павел Лигор (Свято-Троицкая церковь в Лесном) лишён сана и монашества за клятвопреступления перед Богом, измены совести, попрания святости священного служения Богу и впредь именуется Пётр (имя, данное при крещении) Лигор.
Секретарь Митрополита Ленинградского и Новгородского
прот.Павел Тарасов
ЦГА СПб., ф.7384, оп.33, д.76, л.187. Подлинник.
№ 707/6
7 июля 1944 г.
Совершенно секретно
Экземпляр № 3
НКГБ СССР выявлена антисоветская сектантская организация «Истинно-православных христиан», состоящая в основном из бывших кулаков и ранее судимых за антисоветскую деятельность. Группы этой организации имеются в некоторых районах Рязанской, Воронежской и Орловской областей.
Активные участники организации находятся на нелегальном положении, а рядовые участники живут в домах с замурованными окнами, мужчины отпускают волосы, женщины отвергают брак, но в своей среде ведут распутный образ жизни.
Сектанты ведут паразитический образ жизни и проводят антисоветскую работу: налогов не платят, от выполнения государственных обязательств и от службы в Красной армии уклоняются, на вызовы в советские органы не являются, соответствующих документов не принимают. Из-за боязни советского влияния на детей участники организации не пускают их в школу и воспитывают в духе враждебности к советской власти.
Аресты активных участников не оказывают должного воздействия на членов организации в силу существующего у них поверия: «Кто арестован и сидит в тюрьме, тот избран богом, находится на кресте и тому обеспечено царство небесное».
Учитывая разлагающее влияние этой организации на колхозы ряда районов Рязанской, Воронежской и Орловской областей, НКГБ СССР принял решение — участников организации «ИПХ» вместе с членами их семей переселить в Омскую, Новосибирскую области, Алтайский и Красноярский края, рассредоточив их там в нескольких спецпоселениях, где они будут находиться под наблюдением НКВД.
Переселению подлежат: из 62 населённых пунктов десяти районов Рязанской области — 416 хозяйств — 1323 человека; из 18 населённых пунктов пяти районов Воронежской области — 99 хозяйств — 274 человека; из 7 населённых пунктов двух районов Орловской области — 22 хозяйства — 76 человек. Всего — 1673 человека.
Переселение будет проведено 15.VІІ 1944 по персональным спискам, составленным УНКГБ Рязанской, Воронежской и Орловской областей, на основании проверенных данных, подтверждающих принадлежность переселяемых к организации.
Прошу Вашего согласия.
Народный Комиссар
Внутренних Дел Союза ССР Л.Берия
Основание: докладная записка НКГБ СССР т.Меркулова № 1723/м от 11/V-1944 г.
ГАРФ, ф.Р-9401сч, оп.2, д.65, л.305-306. Копия.
Лишённый сана и монашества Высокопреосвященным Алексием, Митрополитом Ленинградским и Новгородским (ныне Святейшим Патриархом), бывш.иеромонах Павел (в мире Пётр) Лигор совершает требы на домах у верующих в Лесном, а также совершает богослужение у бывш.часовни Блаженной Ксении на Смоленском кладбище и совершает отпевание покойников на могилах на Богословском кладбище г.Ленинграда...
* С 7.09.1945 митр. Ленинградский и Новгородский; с 1946 возглавлял Учебный комитет при сергианском Синоде, доктор богословия. Управлял патриархийными общинами в Финляндии. Умер 5.11.1955 в Москве. Похоронен в Александро-Невской Лавре.
ЦГА СПб., ф.9324, оп.2, д.3, л.38-39. Заверенная копия.
Проживая долгое время в Лесном до 1942, когда дом деревянный, в котором жил, был взят на нужды войны и я переселён в город, я знал бывшего настоятеля бывшей Троицкой церкви Павла Лигор. Всегда он ходил в гражданском платье, всегда был чисто выбрит, подстрижен, вид имел очень приятный. Сейчас я его встретил, когда он уже не священник, и поразился его видом. Во-первых, ходит он в духовном платье, отпущены большущие волосы и борода, так что как-то невольно обращает на себя особое внимание, даже разговор слышал, что это тот батюшка, который не хочет служить большевикам, а потому ему и не дают места.
По заявлению священника Охтенской церкви Николая Артемьева, который служил вместо меня во время моей болезни, что он также встречал Павла Лигор в таком виде, совершающего требы по Лесновскому приходу. Особое внимание просил меня обратить, что к причастию в церкви большая часть подходит, которых исповедовал Лигор у себя на квартире, часто младенцев приносят причащать, крещённых им же. При сём прилагаю свидетельство диакона Троицкой церкви Николая Погунова.
* Рождественский Семион Фёдорович (14.12.1884 — 13.09.1965) — протоиерей. С 1924 диакон Ленинградской Троицкой церкви в Лесном, диакон Богоявленско-Гутуевской церкви (с 1928), диакон церкви Нолковского кладб. (с 1931), уволен за штат (1938). Свящ. (с 4.12.1941), затем настоятель (с 28.02.1942) Никольской Большеохтинской церкви; настоятель Серафимовской церкви (с 6.09.1942), уволен за штат (22.03.1943). Свящ. Князь-Владимирского собора (с марта 1944), протоиерей (1945); настоятель Троицкой церкви в Лесном (18.12.1945 — 5.07.1949). Служил священником в различных храмах Ленинграда (1949-1961), за штатом с 10.07.1961. Умер 13.09.1965 в Ленинграде.
** Кушнарёв Александр Иванович (1906-?). Уполномоченный Совета по делам Русской Православной Церкви при Совете Министров СССР по Ленинградской обл. (19.02.1944 — 1955).
ЦГА СПб., ф.9324, оп.2, д.7, л.8-8об. Подлинник.
Секретно
Заведующему отделом пропаганды
управления пропаганды
и агитации ЦК ВКП(б)
тов.Ковалёву С.М.
9 апреля 1948 г.
По вашему запросу направляем справку о деятельности религиозных групп и сект на территории Воронежской области, а также справку об исключенных из рядов ВКП/б/ за совершение религиозных обрядов за 1946-1947 гг.
Приложение: упомянутое.
Секретарь обкома ВКП(б)
по пропаганде и агитации
И.Цедилин
...Наряду с официально действующими православными церквами в области существует большое количество нелегальных групп верующих православного толка, из которых наиболее распространённым течением является «истинно-православные христиане» (сокращенно «ИПХ»).
«ИПХ» исповедуют православную веру, но не признают ныне действующих церквей, как связанных с «безбожной Советской властью и коммунистами».
Основные кадры «ИПХ» состоят в основном из бывших монашек, монахов, черничек и религиозно-настроенных бывших кулаков.
Течением «ИПХ» более поражены Р.Хавский, Молотовский, Боринский, Липецкий, Грязинский, Лосевский, Подгоренский, Новохоперский, Елань-Коленовский, Н.Усманский, Анненский, Лимановский, Папинский, Лискинский районы.
За 1947 год и 3 месяца 1948 г. Управлением МГБ было вскрыто и ликвидировано 11 антисоветских групп «ИПХ» с общим количеством арестованных 50 человек.
В Грибановском районе антисоветской группой церковников руководил проповедник Самойлов Борис Михайлович, 1923 г. рождения, уроженец города Липецка Воронежской области.
Самойлов на территории Грибановского и смежных с ним районов Воронежской области сумел расположить к себе значительное количество верующих из отсталой части населения, среди которых проводил богослужения. Этому способствовало то обстоятельство, что до сентября 1946 г. в Грибановском районе церковь не функционировала, церковные обряды верующими совершались на дому.
Самойлов во время молебствий и бесед с верующими проводил активную агитацию.
Члены группы «ИПХ» систематически участвовали в нелегальных сборищах, где наряду с молениями обсуждали вопросы форм ведения активной деятельности среди населения. Распространяли провокационные разговоры о якобы скорой войне СССР с Америкой и другими капиталистическими странами и гибели в этой войне Советского Союза. В период выборов в Верховные органы Советской власти призывали население не участвовать в них, не работать в колхозах, отказываться от уплаты налогов и госплатежей. Вели работу по вовлечению в антисоветские группы новых участников...
«Иоанниты».
Секта последователей Иоанна Кронштадтского (бывшего протоиерея Кронштадтского собора Ивана Сергиева).
Члены этой секты исповедуют православную религию, но кроме этого Иоанна Кронштадтского признают как святого и в первую очередь поклоняются ему.
Так же, как и «ИПХ», «иоанниты» не признают ныне действующих церквей, как церквей, связанных с Советской властью.
Отдельные группы «иоаннитов» выявлены в городе Воронеже и его окрестностях, а также в Воронцовском районе. Общее количество «иоаннитов» в Воронежской области не превышает 70-80 человек.
Руководители их среди своих единомышленников ведут антисоветскую агитацию с клеветой на Советскую власть и восхваление бывшего царского строя России. Воронежские «иоанниты» через своих «курьеров» связаны с единомышленниками ряда городов Союза, как-то: Новгорода, Калинина, Харькова и других.
Секретарь обкома ВКП(б)
по пропаганде и агитации И.Цедилин
РЦХИДНИ, ф.17, оп.125, д.593, л. 24, 26-27, 30-31. Подлинник.
МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАДИИ гор.Москва 23.10.96 г. № 1/17464 на № 3-21-695 от 23.09.96 г. | Заместителю председателя Комитета по делам общественных объединений и религиозных организаций Государственной Думы Российской Федерации Борщёву В.В. |
По поручению Первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации В.В.Илюшина в связи с Вашим обращением в Правительство Российской Федерации от 23 сентября т.г. № 3-21-695 направляется подготовленная по материалам МВД, ФСБ, Минздрава, Минсоцзащиты, Генеральной прокуратуры Российской Федерации справка о деятельности в России некоторых иностранных религиозных организаций.
Приложение: на 4 листах.
В России в последние годы получили распространение религиозные организации, в том числе не зарегистрированные секты, представители которых культивируют асоциальность, отрицание конституционных обязанностей, подвергают риску нравственное, психическое и физическое здоровье граждан.
Известны многочисленные факты распада семей в связи с вовлечением граждан в различные культовые новообразования, значительное число несовершеннолетних детей оставлены родителями, ушедшими в секты. Отмечены случаи разных форм психической патологии не только у лиц, вовлечённых в деятельность сект, но и их родственников, в том числе детей.
Многие секты, обосновавшиеся на территории России, широко известны на Западе злостным уклонением от уплаты налогов, множеством судебных процессов о нанесении психического и физического ущерба своим членам, различными антиобщественными и антигосударственными действиями.
Кроме того, в последние годы значительно усилилась не только культурно-просветительская и миссионерско-проповедническая. но и незаконная медицинская и фармацевтическая деятельность религиозных организаций, а также течений. относящихся к так называемым «нетрадиционным религиям».
Среди подобных религиозных объединений можно назвать: «Церковь Христа», «Ассоциацию Святого Духа», «За объединение Всемирного Христианства Преподобного Муна», «Общество Сознания Кришны», «Великое Белое Братство», «Ассоциация студентов по исследованию принципа Карп», «Объединение Фонд Новой Святой Руси Богородичный Центр», «Учение Истины АУМ» (АУМ Синрике), «Церковь Последнего Завета», «Единую Веру отца Виссариона» и т.п.
Пользуясь пробелами правового регулирования деятельности религиозных объединений такие общины, как «Свидетели Иеговы», «Церковь объединения Муна», «Церковь Иисуса Христа святых последних дней», «Новоапостольская церковь», «Истинно Православная Церковь» и другие, обладая значительными финансовыми возможностями, помимо оказания гуманитарной помощи организациям и частным лицам, ведут активную работу по вовлечению в свои ряды граждан России, делая основную ставку на молодёжь. Серьёзное внимание секты уделяют «гуманитарному проникновению» в различные учебные, военные и научные учреждения.
Используя религиозное прикрытие, иностранные представители указанных организаций создают разветвлённые управляемые структуры, позволяющие собирать социально-политическую, экономическую, военную и иного рода информацию о процессах, определяющих стратегическое положение России.
Отмечены случаи нарушения представителями зарубежных религиозных организаций норм российского законодательства, касающихся статуса иностранных граждан, порядка их регистрации и передвижения по стране, прибывания иностранцев в страну по линии организаций, чьи уставные цели не имеют ничего общего с той деятельностью, которую они в дальнейшем осуществляют на территории России.
В целях предупреждения негативных социальных и медицинских последствий деятельности в России некоторых иностранных религиозных организаций, а также выработки мер ответственности их руководителей и членов за разжигание межконфессиональной розни, подстрекательство к гражданскому неповиновению групп населения, попавших под их влияние, соответствующий пункт был включён в Федеральную целевую программу по усилению борьбы с преступностью на 1996-1997 годы.
МВД России