Схимонах Епифаний (Чернов)

ЦЕРКОВЬ КАТАКОМБНАЯ НА ЗЕМЛЕ РОССИЙСКОЙ

Часть первая

1.

Интернациональную, по замыслу, октябрьскую революцию 1917 г. наш народ воспринял в свете эсхатологии, в свете последних времен: «Ныне Церковь Христова на Земле Российской достигла времен последних. Великое богоотступление, как предвестник конца, совершилось в народе, и открылся Удерживающий взят от среды (2:7) и предреченный тиран-богоборец, противник Христов, иными словами, “антихрист”, явился. Но он, насколько может, прячет своё истинное лицо за ширмой социализма и действует пока в безличной форме антихриста коллективного...» Такими словами начинается один из основоположных трактатов Церкви Катакомбной на территории бывшей России.

Подлинный лик явившегося, при свете «Апокалипсиса», вполне ясен. «И когда Он (Господь Иисус Христос) снял четвертую печать, я слышал голос четвертого животного, говорящий: иди и смотри. И я взглянул, и вот, конь бледный, и на нем всадник, которому имя смерть; и ад следовал за ним, и дана ему власть над четвертою частью земли — умерщвлять мечом и голодом, и мором, и зверями земными» (Отк.6:7-8).

Вся верующая Россия, начиная с революции 1917 г. и до сороковых годов содрогалась от ощущения, что событие, о котором только что говорилось в слове Откровения, с такой явностью и несомненностью совершилось и совершается теперь пред глазами всей России, — событие, предвиденное в вечности и записанное около двух тысяч лет тому назад...

Да, поистине вступил на землю нашу конь бледный. Греческий оригинал текста подсказывает, что конь и всадник на нём был цвета мертвеца, трупа человеческого, и всаднику этому имя: смерть. Ибо он несёт собою полноту смерти, не только физической, но и духовной... Во многих больших городах было такое количество смертей, что самый воздух был напоен трупным ядом!

Да, ад следовал за ним (за этим всадником), и дана ему власть над четвертою частью земли — умерщвлять мечом и голодом, и мором, и зверями земными. Подлинный ад творился тогда на Российской Земле. Кто пережил это, иного имени пережитому не отыщет.

Но дивно то, что пророческий дух Церкви возвещал всё это народу тогда, когда не было ещё никаких признаков, казалось бы, грядущих ужасных событий.

Первым, кто возвестил об этом, был преподобный отец Серафим Саровский. За сто лет до этого события он, обливаясь горючими слезами, постоянно говорил и прямо-таки стенал, оповещая о том, что он был обязан сказать: «Скоро антихрист будет кресты с церквей снимать, храмы Божии в вертепы обращать... Столько погибнет христианского народа, что Ангелы Божии не будут успевать принимать души убиваемых!» Великая скорбь будет, такая, какой не было от создания мира и впредь не будет...»

Это и очень многое, подобное этому, было оповещено преподобным Серафимом в начале ХIХ века... А потом загудели словно набатные колокола старцы всероссийские — старцы Оптинские, Глинские, Митрополит Петербургский Гавриил, Митрополит Московский Филарет и другие, предупреждая о великом гневе Божием, грядущем на беспечную Россию! Но, увы! «Кто поверил слышанному от нас? И кому открылась мышца Господня?» (Ин.32:38; Ис.55:1).

Вот и св.прав.Иоанн Кронштадтский говорил в 1907 г., за десять лет до катастрофы, в подворье Леушанского женского монастыря: «Приближается ужасное время, столь ужасное, что Вы и представить себе не можете!». Бывшая там игумения, 80-летняя старица, спросила:

— Когда же, батюшка, это будет?

— Мы с тобой, матушка, не доживем, а вот они, при этом батюшка указал рукою на монахинь, — доживут!

Но было здесь и некое прозрение, имеющее отношение к Церкви последних времен, к Катакомбной Церкви... Великий оптинский старец иеросхимонах Амвросий дал по поводу одного видения знаменательное толкование... Показана была в этом видении пещера, освященная единственной лампадой у иконы Божией Матери. В пещере множество молящегося народа. И вот раздаются, как гром, таинственные слова: «Мы переживаем страшное время: доживаем седьмое лето!»

Эти слова, как и все сновидение, повторилось трижды без малейших изменений... В 1866 году, старец иеросхимонах Амвросий так истолковал это откровение: «Слова оные означают время последнее, близкое ко времени антихриста, когда верные чада Единой Святой Апостольской Церкви должны будут укрываться в пещерах...»

Но и философ Вл.Соловьев как представитель учёного мира присоединяет свой голос к профетическому голосу Церкви. Об этом ближайший друг философа Василий Львович Величко в монографии о Соловьёве говорит: «Ещё лет восемь тому назад он (Вл.С.) говорил о предстоящем пришествии антихриста сперва коллективного, а затем воплощённого в отдельном лице, с тем же научным спокойствием, с каким геолог говорит о смене формации или метеоролог о неизбежных климатических переменах...» Это было сказано примерно в 1893-94 году. «Приблизительно за месяц до смерти, — так пишет В.Л.Величко, — во второй половине июня 1900 года, сидя вечером у меня, Соловьев вдруг отвел меня в сторону и высказал, что в последнее время он охвачен особенно напряжённым религиозным настроением, что ему хотелось бы при этом помолиться не в одиночестве, а присутствовать с другими людьми на богослужении. Я ему ответил, что, конечно, надо радоваться этому приливу высокого чувства и пойти в церковь. Ответ его мне показался странным в ту минуту: — Боюсь, — сказал философ, — что я вынес бы из здешней церкви некоторую нежелательную неудовлетворенность. Мне было бы даже странно видеть беспрепятственный, торжественный чин богослужения. Я чую близость времен, когда христиане будут опять собираться на молитву в катакомбах, потому что вера будет гонима, — быть может, менее резким способом, чем в нероновские дни, но более тонким и жестоким: ложью, насмешкой, подделками, — да и мало ли еще чем... Разве ты не видишь, кто надвигается?! Я вижу, давно вижу...»

Можно ли после всех только что приведенных свидетельств сомневаться в том, что мы — современники грозных событий, которые предвозвещены заранее?! Ведь это всё то, — поистине страшное и ужасное, для чего даже и нет слов на языке человеческом, — что происходило и ныне происходит на нашей Родине.

В этой обстановке российский народ имеет все основания и духовную, эсхатологическую обязанность принять на себя трудную, но и благословенную задачу, самоотверженный подвиг: уйти в Катакомбную Церковь. Оставаться открытой — это значит изменить Христу!

При помощи Божией Катакомбная Церковь существует на земле Российской. Пусть она "слабая", пусть "бедная", пусть она "немощная", но она такая, какой и должна быть: «Сила бо Моя в немощи совершается» (2 Кор.12:9). Она сильна не своею силою, а помощью Божией! И отрицают её те, кому невыгодно её существование, те, кто хотел бы представить жизнь подъяремной России, вольно или невольно, в искажённом виде, кто не научился за внешним искать внутреннее, за видимым — невидимое. И поэтому они отстаивают екклезиологическую истинность официальной советской Церкви. Эта «Церковь» для них, для этих защитников, — «вне времени и пространства». Им кажется, что она существует как бы на необитаемом острове или даже на иной планете. А не в советском тоталитарном государстве, где всё подчинено ему и контролируется им. Где все поставлено на службу борьбы с религией, и в первую очередь, с христианством. Где безбожие, богоборство пользуется исключительными правами единственной государственной религии. А разрешенная и государственно-зарегистрированная советская Церковь выполняет, в конечном счете, ту же роль.

2.

Тайна беззакония, непрерывно действующая, как говорит св.Апостол, в наше время достигла уже того, что удерживающий был взят от среды(2 Фес.2:7). Ощутимым, видимым образом это произошло 2 марта 1917 года в три часа дня. В этот день и час Император Всероссийский Николай отрёкся от престола и вручил акт своего отречения «избранникам народа». Но в этот же самый момент, в тот же день и час, 2 марта 1917 г. произошло непонятое людьми мира сего событие. Да и произошло оно очень тихо. Всего лишь несколько человек были его свидетелями.

В селе Коломенском под Москвою, по откровению Божией Матери, в течение нескольких дней вёлся поиск Её иконы Державной Богоматери. Икона эта в 1812 г. «шла» во главе русского воинства, вытеснявшего Наполеона из России вплоть до границы русского государства. А потом так случилось, что об этой чудотворной иконе забыли и она как бы была потеряна. Никто не знал судьбы её. И только 1 марта 1917 г. одна благочестивая вдова, по имени Евдокия, получила откровение разыскать икону в селе Коломенском. Она осмотрела оба храма в селе, но иконы не было. Тогда она спросила, нет ли где старых икон. Ей сказали, что в подвале есть какие-то. Она попросилась туда. С дьяконом они спустились в подвал. Действительно, много икон, сильно запыленных, представилось им. Начали их обтирать. И вот когда подошли к иконе Державной Богоматери, Евдокия радостно вскрикнула: «Вот она!» Протерли её — и верно: чудотворная икона Богоматери предстала перед их взорами. В 3 часа пополудни, 2 марта, 1917 г. Государь сошёл с престола во Пскове, а Царица Небесная, явленная в Коломне, как бы взошла на престол. На иконе Она изображена в красной мантии сидящей на престоле с державным скипетром России в руке.

Но на это событие не было обращено должного внимания ни со стороны Временного Правительства, что вполне естественно, ни со стороны народа, ни даже со стороны Церкви... Впоследствии раба Божия Евдокия всё же настояла, чтобы икона, согласно откровению, была обнесена вокруг Кремля семь раз. Но смогли обнести, и то под выстрелами, только один раз уже при патриархе Тихоне, т.е. при большевиках. Евдокия говорила, что Матерь Божия сказала: «Если бы обнесли семь раз, то Кремль большевики не смогли бы взять!» Но для этого нужны были жертвы. А Россия и Церковь смалодушествовали и не сумели показать свою крепкую веру. Наспех был составлен в честь явления иконы Державной Божией Матери акафист. Но сама икона осталась в руках большевиков. И они поместили её в музей под названием "контрреволюционной иконы Богоматери".

И вот величайшее чудо явления этой чудотворной иконы в момент начала революции совсем не получило того значения, которое оно имело. С этого события начинается история наших неописуемых бедствий. Революционная власть переходит из рук безвольного Временного Правительства в руки всадника на коне бледном и его зверей земных...

Зловещий манифест 1870 г. получает своё окончательное осуществление: «Когда Православная Россия останется цитаделью адонаизма, мы спустим с цепи атеизм, который произведет в России небывалую социальную и политическую катастрофу...» (Из книги гл. адвоката города Москвы Алексея Шмакова, умершего до революции). Этот человеконенавистнический манифест был обнародован (на латинском языке) далеко от границ России одной из тайных международных и антихристианских революционных организаций, как уже сказано, в 1870 г. А через полвека, в 1917 г., это событие началось и до сих пор продолжается... «Конь бледный, и на нем всадник, которому имя: смерть», с неимоверной, неслыханной до того в истории человечества жестокостью справился с политической задачей. Звери земные, подручные всадника, залили кровью всю Россию. Действительно, сбылось то, что было предсказано более чем за сто лет преп. Серафимом Саровским: «Ангелы Божии не успевали принимать души убиваемых за веру...»

Автору этих строк приходилось беседовать о человеком, охранявшим Ленина на публичных митингах в Петрограде. И не было такого случая, чтобы «вождь» не повторял слова: «Чем больше крови, тем крепче власть!»

Это рефрен в поощрение зверей земных. А они уж старались излить свою злобу. В числе прочих убиты Государь Император Николай , Государыня, их дети, с малолетним Наследником, верные слуги, пожелавшие разделить с Царским Семейством жестокую участь. Всего из Царского Дома убито семнадцать человек... Так началось мученичество российского народа. Терроризировалось все население, весь народ. Уничтожались за Помазанником Божиим и Его семейством и Домом сановники, политики, интеллигенция, священство, монашество, крестьяне, особо верующие между ними, офицерство, солдаты и матросы, старики, женщины, дети...

Уничтожались все те, кто держал знамя России, Святой Руси. Более шестидесяти лет идёт небывалое уничтожение. До сего момента всё уничтожают людей веры, людей долга, порядочности, нравственных устоев, — по ложным обвинениям, а зачастую и без всякого суда. С начала революции был снят запрет убивать таких людей, и до сих пор их убивают, и никто не несет за это ответственности.

По формуле, принятой еще в 1918 г. (31 марта) Патриархом Тихоном, Церковь поминает всех умученных и убиенных: «За веру и Церковь Православную убиенных (таких-то) и инех мнозех священного, иноческого, мирского чина, их же имена Ты, Господи, веси...»

Но когда же она, эта Церковь Христова, гонимая и уничтожаемая, а отсюда — тайная, сокрытая, — появилась на земле Российской? Она появилась с того момента, когда появилось гонение. А оно началось одновременно с захватом власти большевиками, когда христиане были вынуждены так или иначе таиться, прятать свою веру, прятаться и скрываться от врагов Христовых... Она появилась тогда, когда с храмов стали срывать кресты, кощунствовать над иконами, осквернять, закрывать, разрушать храмы... Когда лишенные храмов священники не знали, куда им деться... Когда первые епископы и священники были подвергнуты всяческим издевательствам и мукам, а затем казнены или расстреляны... Она появилась тогда, когда христиане стали давать тайное убежище всем гонимым, побуждаемые к этому словом Писания и своим христианским сознанием: «Спасай взятых на смерть, и неужели (ты) откажешься от обреченных на убиение» (Притч.24:2). Вот когда появилась Катакомбная Церковь, а совсем не тогда, как думают и пишут, относя это событие чуть ли не к тридцатым годам нашего века.

Катакомбная Церковь на земле Российской появилась с того времени, как появился тот, «которому имя — смерть» и кому «дана власть над четвертою частью земли!» (Отк.6:8).

3.

Тайная, сокрытая или Катакомбная Церковь Христова ясно противостоит власти противника Христова, мучающего российский народ уже более шестидесяти лет. С ним у нее нет и не может быть иных отношений, как у насмерть гонимых и уничтожаемых со своим гонителем. Однако не все в Церкви Российской держались этого твердого исповедания веры. Появились отступники, соглашатели, приспособленцы, которые ценою сделок с совестью и уступок врагу Христову пытались купить себе свободу. Это, например, оба течения обновленчества. Они всё делали, чтобы войти в дружбу со властью врага Христова, антихриста. Он принудил их изменить Христу, и на словах и на деле, но в подлинную дружбу к себе не допустил.

Первая попытка найти модус вивенди с богоборной властью сделала живая, или обновленческая, церковь в начале двадцатых годов. Они называли себя православными. Но по существу отрицали Православную Церковь и вели яростную войну против ее возглавителя, Патриарха Тихона, стоявшего на тех же установках, на которых стоит теперь Катакомбная Церковь. Они добивались не только его смещения и лишения сана, но, очевидно, и большего...

Главным их догматом, но политическим, было во что бы то ни стало реабилитировать советскую власть, советский режим. Они признали и превознесли большевистскую революцию, назвав её благословенным делом Божиим, справедливым и необходимым. Советская власть была провозглашена ими как великая милость Божия, как дар Божий, ниспосланный на землю не только Российскую, но дабы облагодетельствовать и всё человечество. При советской власти, заявляют они, никогда и никаких гонений на веру и Бога не было и нет, поскольку эта власть вполне безрелигиозна (?!). Только при советской власти Церковь обрела полнейшую свободу для небывалого развития, поскольку она отделена от государства (?!).

На самом же деле советская власть явила себя не только безбожной (атеистической), т.е. индифферентной к религии, а напротив того, яростно противобожной, антихристианской, антихристовой, о чём она всегда и недвусмысленно заявляла и заявляет.

Советская власть поддерживала живую, обновленческую лжецерковь в отличие от Православной Церкви. И в этом смысле лжецерковь эта была первой советской церковью. Но слишком «смелые», откровенные революционные шаги обновленцев оттолкнули народные массы от них. Попытка их была обречена. Обновленческое движение умерло при полном невмешательстве властей.

Одновременно коммунистическая партия Советского Союза, её центральный комитет под личным руководством Сталина, учтя опыт создания первой советской церкви, обновленческой, начали думать о том, как создать новый, второй вариант советской церкви. На сей раз всю инициативу создания новой лжецеркви правительство взяло на себя... Власть поняла, что во главе будущей, второй советской церквинадо поставить выдающегося иерарха, но слабого в духовном отношении, неустойчивого, запуганного. В конце концов остановились на митрополите Сергии (Страгородском). Он ещё при прежнем царском правительстве показал себя революционером. А, как известно, в советское время он примкнул к обновленцам, издав «меморандум трёх». Его подписали митр.Сергий, архиепископ Евдоким (Мещерский), архиеп.Серафим (Александров). Митр.Сергий был у них самым авторитетным вождём, имевшим все виды возглавить их, если бы они, обновленцы, оказались победителями. Но митр.Сергий, как опытный игрок, шахматист, заблаговременно понял, что обновленцы проиграли. И тогда он поспешил принести, весьма чувствительное для своего самолюбия публичное покаяние Патриарху Тихону перед народом Церкви. И хотя народ отверг "раскаяние" митр.Сергия, и просил, умолял Патриарха: «Святейший, не доверяй ему, он все равно обманет!» — тем не менее, Патриарх, после третьего возвращения кающегося в храм (а стоял он на коленях вне храма, на паперти!), обращаясь к протестующему народу, повторил слова Господа нашего Иисуса Христа: «Грядущего ко Мне не изжену вон!» (Ин.6:37).

Итак, для советской власти митр.Сергий становится кандидатом на возглавление второго варианта советской церкви. И этот кандидат после короткого заключения в следственную тюрьму, во время которого ведутся с ним секретные переговоры, внезапно выходит из тюрьмы. С него снято обвинение «возглавителя епископской конспирации» по делу тайного выбора нового патриарха (Митрополита Кирилла). В конце марта 1927 г. он появляется в Москве с явными признаками благоволения к нему советских властей (он получает, между прочим, право на жительство в Москве, и ему даже отводится особняк в 12 комнат!). Вскоре он подает заявление на образование при нём Синода, в него вошли бывшие обновленческие иерархи... Тогда тайное стало явным!.. А через три месяца митр.Сергий издает свою раболепную Декларацию советскому правительству. Надо полагать, что Сталину была подана особая декларация, которая остается государственной тайной! Но, что касается явной декларации правительству от лица второй советской церкви, на сей раз новообновленческой, то митр.Сергий повторяет, в сущности, все те политические установки, которыми пользовалась первая советская церковь — обновленческая. Свой документ он начинает с защиты власти, с той самой защиты, которую проявила и живая церковь, на своём "соборе" в 1922 году: «Церковным людям не следует видеть в советской власти антихриста».

Митр.Сергий уклоняется от прямых заявлений и сознательно допускает более тонкую и малоприметную передержку, приводящую доверчивого читателя к величайшему обману и богохульной лжи, говоря что всё, совершаемое в мире — от Бога. В своей Декларации он пишет: «И во всём, что совершается у нас, как и прежде и всегда, действует та же десница Божия, неуклонно ведущая каждый народ к предназначенной ему цели». А отсюда, сам собой, напрашивается вывод, что и советская власть не откуда-то пришла, а от Бога. Ведь всё, — проповедует он, — от Бога. Но Божественное Писание говорит нам совсем иное. св. ап. Павел, имея в виду власть антихриста, пишет: «И тогда откроется беззаконник, которого пришествие по действию сатаны» (2 Фес.2:8-9). И о том же антихристе св. ап. Иоанн Богослов говорит в Откровении: «И дал ему дракон (диавол) силу свою и престол свой и свою власть» (13:2; ср. 13:3). Таким образом, Божественное Писание ясно говорит, что власть антихристу дает не Господь Бог, а сатана. И ближайший предтеча антихриста, советская власть, как тот же антихрист, только безличный, коллективный, действует по программе и планам последнего антихриста всемирного. И митр.Сергий знает эту святую истину, но страха ради пред советской властью проповедует угодное ей. Но этот антихрист имеет лишь ограниченную власть и только на четвертой части земли (Отк.6:8). А когда тайна беззакония объединит весь мир под властью одного лица, носителя этой тайны, то он и явится всемирным антихристом. И он выполнит всю программу, с которой не справился коллективный антихрист.

Согласно же злочестивому лжеучению, советская власть, открыто восставшая против Господа Бога и всего божественного, дабы истребить веру Православную в цитадели Православия, залила Российскую землю морем мученической крови многих миллионов. И эту власть, власть антихриста, митрополит и лжепатриарх Сергий называет Богом данной, Богом благословенной. Этой богоборной власти, — писал митр.Сергий в 1927 году, — все христиане обязаны покоряться и повиноваться не из страха, но по совести (Рим.13:5), потому что эта власть — от Бога. А раз эта противохристианская советская власть дана стране Богом, то и мы, Церковь, покоряемся этой власти и принимаем её «радости и успехи как наши радости и успехи, а неудачи как наши неудачи».

15 мая 1932 г. декретом правительства СССР за подписью Сталина был объявлена «безбожная пятилетка», целью которой было полнейшее искоренение религии на всей территории СССР. Уже 1 мая 1937 г. не должно было произноситься даже «имя Божие»... Это, несомненно, было бы успехом и радостию антихристовой власти. Митрополит же Сергий в своей Декларации обещал, что впредь все «успехи и радости» будут одновременно «успехами и радостями» и для него и его «церкви»... Возникает вопрос, куда же ведет эта сергианская дорога?!

Не только в России, но и во всём мире, Декларация митр.Сергия была расценена как измена Христу, как позорное предательство христианства. После этого акта он вошел как полный хозяин в "церковь" и начал распоряжаться. До этой бесславной капитуляции перед противником Христа Церковь являлась официальным противником богоборства и богоборного государства. А теперь она, в лице советской Церкви, стала союзником этого государства, союзником небывалого по жестокости гонителя христиан и христианства. Ибо теперь митр.Сергий как глава покорившейся врагу Христову сергианской церкви должен был не только отрицать гонение на веру Христову, а даже напротив заявлять о «небывалой свободе» для "церкви". Эту ложь он всячески защищал и в интервью иностранцам и в печати. Вскоре нашлись и последователи, "новые" иерархи, вслед за митр.Сергием утверждавшие, что в Советском Союзе осуществлена неслыханная свобода для "церкви", что при Советской власти никогда не было и нет никаких притеснений, тем более, гонений на веру. А что касается некоторых иерархов, находящихся в заключении или даже казненных, то они пострадали отнюдь не за веру, а за свои политические преступления. А если храмы закрывают или сносят, то это делает правительство совсем не по силе своего безбожия, а по просьбам самого населения, когда существует опасность, что ветхий храм может рухнуть...

До сих пор, как видим, здесь нет разницы в политических догматах обновленцев и новообновленцев, между первой и второй советской церковью. Но далее есть и различия. Если первая советская церковь совершенно отрицала Патриарха Тихона, то вторая, в особых целях, делает его своим единомышленником. Если обновленцы вводили новшества в обиход Церкви, то новообновленцы, хотя и на словах, являются "приверженцами" канонов и всяких правил церковных.

Итак, в самом основании как обновленческой, так и новообновленческой советской церкви (а народ не делает различия между ними и называет обе эти лжецеркви, и вполне справедливо, одним именем — обновленцы), заложена одна и та же потрясающая ложь. Оба крыла этой подделки под истинствующую Церковь в равной мере отрицают небывалые по жестокости во всей истории христианства гонения на верующих и тем самым, одновременно, допускают кощунственное оклеветание многомиллионного сонма святых новомучеников, пострадавших за Бога, ради Христа и Его Святой Церкви.

По существу нет никакой разницы между первой и второй советской церковью: одна идейная база, желание во что бы то ни стало быть в дружбе с советской властью. Только вторая советская церковь расширила свой "диоцез" и поглотила без остатка первую. Был дан приказ, и все обновленческое священство "раскаялось" и перешло «в сущем сане» во вторую советскую церковь. Только один вождь обновленцев, митрополит Введенский по престижным соображениям не каялся и остался до конца непоколебимым. Кроме обновленцев, вторая советская церковь сумела поглотить значительную часть тихоновцев. И сейчас происходит борьба между обновленцами и катакомбниками. На стороне обновленцев, или советской церкви стоит советская власть. В тайной, сокрытой, пустынно-пещерной Катакомбной Церкви два врага: советская власть и советская церковь. По отношению к Катакомбной они едины — преследуют и уничтожают. Но советская церковь и советская власть между собой не в мире. Если епископат вполне советский, послушный во всём, то о священниках нельзя этого сказать. Часть священства, незначительная часть, входит в «пятую колонну», ставшую внутренним врагом советской церкви. И эта пятая колонна — верующий народ, те, которые чувствуют всю ложь и неправду советской церкви, но будучи дезориентированы, не имеют достаточно сил порвать с нею. Вождю новообновленчества, митр.Сергию, и иже с ним, удалось загипнотизировать значительную часть советской церкви. Он убеждал верующих, что «изменилось лишь отношение ко власти, а вера и православная жизнь остаются незыблемы».

Неужели признание богоборной антихристианской власти, власти антихриста коллективного властью «от Бога» не касается нашей веры? И только ли изменилось отношение ко власти? Ведь здесь разрушается основной догмат нашей веры в Бога, с одной стороны, а с другой, полагается основание для лжедогмата той "веры", которую будут исповедовать все, поклоняющиеся зверю, которых имена не написаны в книге жизни у Агнца (Отк.13:8).

Учение о противнике Христове — антихристе является неотъемлемой частью благодатного учения богооткровенного Писания и Ветхого и Нового Заветов. Это — догмат христианской веры и Христовой Церкви. Советская власть в СССР осуществляет всю программу противника Христова, являясь предтечею последнего антихриста. Официальная же советская Церковь, отнюдь не выражающая чаяний Православной Церкви в России, пытаясь прикрыть антихристианскую сущность государственной власти, бесстыдно отрицает всё то, что видит и чувствует народ христианский. Поэтому лжеучение митр.Сергия и его сообщников должно быть ясно опровергнуто Православной Церковью как еретическое.

4.

Идея о тайной Церкви, Церкви скрывающейся — идея слова Божия. И поэтому Церковь Христова на земле, во вселенной, начала своё существование с Церкви гонимой и тайной. Сам Господь Иисус Христос ещё Младенцем испытал жестокое гонение со стороны убийцы-царя, имевшего намерение уничтожить Его. Но св.Иосиф Обручник получил от Ангела Божия во сне повеление: «Встань, возьми Младенца и Матерь Его, и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе; ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его. Он встал, взял Младенца и Матерь Его ночью, и пошел в Египет» (Мф.2:13-14).

Да и вся евангельская жизнь Господа Иисуса Христа протекала в условиях непрерывного гонения. Он был вынужден все время переходить с места на место, укрываясь от врагов. Он Сам говорил о Себе: «Лисы имеют норы, и птицы небесные гнезда, а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову» (Мф.8:20).

И Своих учеников и апостолов, а через них и будущую избраннуюЦерковь, Господь готовил к тому же. Он говорил: «Аще Мене изгнаша и вас изженут...» (Ин.15:20). «Да и вси хотящии благочестиво жити о Христе Иисусе, гонимы будут» (2 Тим.3:12).

Давая такое наставление Своим ученикам, Господь говорит: «Егда же гонят вы во граде сем, бегайте в другий» (Мф.10:23). Поэтому, надо прямо сказать, слух Церкви приучен к тому, чтобы в случае гонения на веру быть столь же мудрыми, как змии, и светлыми, как голуби: скрываться мгновенно, сохраняя нравственную чистоту... И как только появляется гонение, так появляется и скрывающаяся, или Катакомбная Церковь.

Поэтому, когда Церковь Христова в России оказалась перед пастью зверя из бездны, у Патриарха Тихона, как и у многих иных иерархов, явилась мысль о Катакомбной Церкви... Вот как передает это один из ближайших духовных друзей Патриарха, профессор, доктор медицинских наук, Михаил Александрович Жижиленко, впоследствии епископ Максим и узник Соловецкого концлагеря:

Я познакомился со Святейшим Патриархом Тихоном, будучи ещё светским лицом. Со временем между нами сложилась самая интимная дружба. Патриарх доверял мне самые затаённые мысли и чувства... В одной из таких бесед Святейший высказал мне свои тяжкие сомнения и переживания в связи с тем, что советская власть играет с ним в бесчестную игру. Пытается просто заставить его, Патриарха, а через него и Церковь, безоговорочно подчиниться ей, принять её идеологию. Но разве не ясно, что руководство партии и советское правительство стоят явно на позициях обнаженного антихристианства. «Я, — говорил Патриарх, — к ужасу моему, вижу, что предел так называемых политических требований советской власти лежит далеко за пределами верности Христу, Святой Его Церкви и вообще человеческой порядочности!.. Что же делать в данном случае!? Ведь эту линию верности Христу и Церкви нельзя никак уступать...» И в конце концов Святейший Патриарх пришел к выводу, что «иного пути нет, что единственным выходом для Всероссийской Православной Церкви, дабы избавиться от постоянного давления со стороны власти и сохранить верность Христу, будет в ближайшее время уход в катакомбы...» И Патриарх Тихон благословил меня принять тайное монашество.

Профессор М.Д.Жижиленко сразу после предательства и измены высшей иерархии в лице митр.Сергия стал тайным епископом Серпуховским, как бы одним из викариев московских. Но, естественно, не имея опыта ведения катакомбной жизни, он в 1929 г. был арестован, судим и отправлен в Соловецкие лагеря.

Священномученик Еп.Максим ещё при жизни получил от Господа дар ясновидения. Он провидел и предсказал свою мученическую кончину. Это произошло в день памяти преп. Сергия Радонежского, 5 июля 1930 г. Прощаясь ночью с духовно близким соузником, отправляемым по этапу на новый суд в Ленинград, Владыка Максим сказал в пророческом духе: «Много будет у Вас скорбей и тяжких испытаний, но жизнь Ваша сохранится и, в конце концов Вы выйдете на свободу... А вот меня через несколько месяцев тоже арестуют и... расстреляют. Прошу Вас: молитесь и Вы за меня за живого и особенно после смерти!..»

Это предсказание Владыки Максима сбылось в точности. Прежде всего тот, кому он это говорил, чудом оказался за границей. А что касается самого епископа, то через шесть месяцев, в декабре 1930 г., он был снова арестован в лагере, отправлен в Москву и там расстрелян.

Но, конечно, и сам Еп. Максим, и прочие иерархи ясно понимали опасность уничтожения епископата из-за кровавого гонения на Церковь. Гонителям во что 6ы то ни стало надо было прекратить возможность новых рукоположений именно для Катакомбной Церкви. У нас имеются сведения только о некоторых тайных рукоположениях в епископский сан. Примерно около двадцати случаев. Но можно ли считать, что этим ограничивается количество тайных хиротоний в Катакомбной Церкви? Конечно, этого утверждать никто не может. Так, например, Архиепископ Питирим (Ладыгин), принявший схиму с именем Петра, ни в каких списках не значился. А ведь он был не тайно рукоположен.

Ошибочно отзывается об этом иерархе Катакомбной Церкви автор «Пленённой Церкви» Г.А.Рар. Он пишет: «Мы располагаем свидетельствами о том, что такой столп церковного подполья, как знаменитый схиепископ Петр, на тайных богослужениях возносил имя митр.Сергия как своего духовного главы».

Пишущий эти строки входил, так сказать, в епархию этого катакомбного иерарха, читал неоднократно автобиографию самого схиепископа Петра. Знал многих из тайного духовенства, окормляемого Владыкой Петром, но никогда не слышал того, о чём говорит Г.А.Рар. Ни в биографии — её диктовал схиепископ, будучи уже слепым — ни в личных свидетельствах священства нет никаких данных о том, о чём сообщает автор «Пленённой Церкви» касательно схиепископа Петра.

Будучи ещё архимандритом и настоятелем Свято-Андреевского подворья в Одессе, он получил секретное задание от Патриарха Тихона — отвезти личное послание Святейшего в Константинополь Вселенскому Патриарху с уведомлением о том, что в поместной Православной Церкви Всероссийской избран Патриарх. Архимандрит Питирим сумел попасть в Константинополь и передал послание. Попал чудом в родной монастырь на Афоне, где не был с 1911 г. Пробыл на Афоне неделю. Возвратился в Константинополь. Получил ответное послание Вселенского Патриарха и доставил его лично Патриарху Тихону. За всё это Патриарх возвёл его в епископский сан. Но сам Патриарх, не имея возможности рукополагать в Москве, дал письмо к Архиепископу Андрею Уфимскому (Ухтомскому). И на Урале о.Питирим стал епископом... Это был очень стойкий архимандрит и архиерей. За своё непризнание митр.Сергия он несколько раз подвергался заключению (см., например, сообщение о нем в ВРХД, № 128 за 1979 г. с.225).

Говоря о епископах Катакомбной Церкви, надо отметить особые усилия Митрополита Кирилла, Митрополита Иосифа, Архиепископа Димитрия, епископа Дамаскина, Епископа Алексия Воронежского и многих других по насаждению непоминающих общин и, напротив того, заинтересованность митр.Сергия представить успехи катакомбников равными нулю. Он заявлял, что катакомбников вообще нет, потому что ему нет никакой оппозиции. Нужно ли говорить о том, что и советская власть всячески поддерживала, да и поддерживает такую информацию. И прежде всего прозвучал голос митр.Сергия против самой идеи Катакомбной Церкви. В Декларации он пишет: «Только кабинетные мечтатели могут думать, что такое огромное общество, как Православная Церковь, со всею её организацией, может существовать в государстве спокойно, закрывшись от власти».

Кстати оказать, в эти «кабинетные мечтатели» попадает прежде всего многострадальный Патриарх Тихон, не говоря уже о всех непоминающих иерархах. Но к ним едва ли подходит слово "кабинетные". Поскольку им приходилось думу тяжкую думать о Церкви никак не в кабинетных условиях, а в тюремных и лагерных застенках. Так Митр.Иосиф жил, помещённый к грязным животным, свиньям, отделенный от них только жердями... Именно, находясь в таких условиях, они, эти кабинетные мечтатели, поняли, что иного выхода нет, как только "в катакомбы"! А ведь кроме опытов российских иерархов, надо обратиться в глубь истории вселенской Церкви, остановиться вниманием на гонениях первых трех веков. Уйти ко временам святых апостолов. И окажется тогда, что вся первенствующая Церковь со времен апостольских руководилась, по митр.Сергию, «кабинетными мечтателями»... И если идти по пути высказываний митр.Сергия, можно прийти к прямому богохульству, ведь начало-то учения о тайной Церкви относится к проповеди Господа нашего Иисуса Христа, а завершается оно в Откровении, где как раз показано то, чему надлежит быть при самом конце: «А жена убежала в пустыню, где приготовлено было для неё место от Бога, чтобы питали её там...» (Отк.12:6). «И даны были Жене два крыла большого орла, чтоб она летела в своё место от лица змия...» (Отк.12:14).

Мы уже — в начале конца. Протяжённость времени нам неизвестна, но качество времени — очевидно. Безликий антихрист, коллективный, уже действует. И его явление всемирное. Богоотступление — повсюдное, во всём мире... Митр.Сергий и его последователи понимают, что сидят они на пороховой бочке. "Хозяин" от них не скрывает, что «до времени терпит», а дальше будет то, чему надлежит быть. Святые и блаженные старцы российские об этом ясно говорили. Они благословили только катакомбное существование Церкви. Митр.Сергий и те, что с ним, не вняли голосу святых и блаженных, пошли на компромисс и надеются этим «спасти Церковь»... Но этим только погубят её. Ведь всякому понятно, что может быть одно из двух: или советская или катакомбная, как говорит об этом священномученик Максим, епископ Катакомбной Церкви: «Советская и катакомбная церкви несовместимы!»

Да, советская церковь совместима с советской властью. Катакомбная же несовместима ни с советской властью, ни с созданной ею советской "церковью". Ведь официальная советская церковь в лице её "иерархии" глумится над верующим народом, когда заявляет, что советская власть благословенна, что она ниспослана и дарована Всевышним... А истинствующая, тайная Церковь считает советскую власть властью великого гнева Божия, властью диавола, попущенной Вседержителем в наказание людям за отступление от Бога (2 Фес.2:3). Она считает советскую власть властью безликого антихриста коллективного, предтечи того, которым придет в самом конце. А советскую церковь, говорящую языком зверя, считает, в некотором смысле, лжепророком, о котором говорится в Откровении. Цель этой лжи — обольщать вселенную, чтобы люди верили той богохульнейшей неправде, что Христос и Его противник, которого лжецерковь антихристом не называет и не считает, вполне совместимы, чему доказательством является совместимость советской власти и советской церкви. Поэтому последняя и отрицает то неслыханное гонение на веру, которое существует в стране столько, сколько и советская власть. Поэтому и миллионы мучеников за Христа она объявляет политическими преступниками, справедливо казненными советской властью.

Советская церковь это тень советской власти. Она управляется не Патриархом, не епископами и священниками, а Советом по делам религии и уполномоченными этого совета, т.е. специальным отделом ГБ при ЦК КПСС. Сама же администрация церкви, в свою очередь, назначается с усмотрения всё той же власти. Поэтому советская церковь беспрекословно исполняет волю «диктатуры пролетариата», идёт на все услуги власти, широко применяет язык её лжи, совершает всякую неправду и ... даже преступления. Подчинена она религии безбожия и богоборства. А верующих христиан эта "церковь" успокаивает тем, что «мы просто юродствуем и тем мудро обманываем советскую власть!».

Катакомбная Церковь не идёт ни на какие ухищрения, ни на какие компромиссы с противником Христовым — безликим антихристом. По воле своей ни в чём не уступает ему, идейно отрицая как советскую власть, так и советскую церковь. Она покорно несет иго Христово, пребывая в пустыне.

Лазарь ЖурбенкоСодержаниеГлава 2
Используются технологии uCoz