Священномученик Дамаскин

Вл.Дамаскин

Выдающийся проповедник, один из главных вдохновителей Истинно-Православной Церкви, Епископ Глуховский викарий Черниговской епархии Дамаскин, рукоположенный в 1923 самим Патриархом Тихоном и затем неоднократно подвергавшийся арестам, 11 декабря 1928 встречается в Москве с митр.Сергием, после чего окончательно порывает с ним. 29 марта 1929 он писал к последнему:

В живом теле Церкви, среди верующих сейчас происходит глубокий процесс духовной дифференциации по отношению к главной спасительной идее Церкви. И именно ваша Декларация вызвала этот процесс...

А положение таково, что все, ставшие на путь Вашей Декларации каким-то образом утратили стимул к жизни, как бы выдохнулись, лишились энергии. Церковная жизнь у них протекает кое-как лишь по инерции, при полной их неспособности чему-либо противостать. Таково настроение, как у пастырей, так и у мирян. Объясняется же это со стороны пастырей — утратой твёрдой почвы под ногами; со стороны мирян — утратой доверия к личности Вашего Высокопреосвященства и иже с Вами иерархов. Неудивительно посему, что отстраняющееся от Вас меньшинство уверенно говорит об утрате Вами благодати...

Верующие, возмущённые в глубине души своей, изменой Вашей заветам Христа и правды Православной, отвернулись от Вас и от всех тех, кто с Вами; они предпочитают не ходить в храмы, где возносится Ваше имя и говеть вот уже два года из боязни сделаться причастниками греху Вашему. Они с упованием и страхом ждут голоса ссыльной Церкви...

Грех Ваш ещё внутренняя неправда самой Декларации, основанная на боязливости. Ведь только в таком освещении становится понятным восьмой стих двадцать первой главы Откровения, где боязливые поставляются наряду с неверными, убийцами и любодейцами.

Но ещё больший грех Ваш против внутренней правды церковной, против Евангельского завета — безбоязненно исповедовать Истину.

Вл.Дамаскин

Страшно подумать, как пошатнули, подорвали Вы вашей Декларацией авторитет церковной иерархии, какую обильную жатву собирают на этой почве враги наши, как много верующих, не видя для себя доброго примера в своих пастырях, усомнились в Вечной Правде, и как много их посему отшатнулось от Церкви и погибает в отщепенческих болотах и в струях сектантства! Пользуются умело враги произведенным Вами в Церкви смятением и с удесятерённой наглостью проводят свою безбожную программу.

О, Владыко! Подумайте, какая тьма погубленных душ на Страшном Суде сможет вину за свою гибель свалить на Вас!

О, Ваше Высокопреосвященство, пока не поздно, посмотрите к какой пропасти подвели Вы доверившихся Вам и, пока не поздно, торопитесь исправить свою ошибку.

Вся Церковь ждёт от Вашего Высокопреосвященства открытого заявления — считаетесь ли Вы с мнением подавляющего большинства иерархов, почти всей ссыльной Церкви, а также на мольбы и протесты множества других пастырей и мiрян — ответите ли отказом от ошибочного шага и изменением курса своей церковной политики, или же предпочтёте утверждаться на основе уже совершённого Вами уклона в сторону расхождения со всею Церковью.

Настоящий грозный момент истории Российской Церкви, если все мы по достоинству не оценим его значения, может закончиться грозным приговором: «Отнимется от вас Царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды его». Да не будет же имя Вашего Высокопреосвященства заклеймлено историей, как одного из гасителей светильника Российской Церкви!

Угасание духа веры в народе, принижение спасительных идеалов Церкви, забвение пастырями своего долга, умножение на этой почве беззакония, иссякание любви многих — не могло не привести к тяжелым последствиям. Во всяком организме угасание духа вызывает конвульсии. Слишком далеко отошли мы в нашей церковной жизни от заповедей Христа, от руководства учением свв. Апостолов, от заветов свв. Отцов, Мучеников и Исповедников; тяжкие скорби необходимы стали, чтобы хоть таким путём обратить наше внимание на великий грех призванных к святости носителей Имени Христова. Может быть, во всём этом уже начало суда Божия над грешным мiром, надлежит же начаться суду с дома Божия (1 Петр.4:17). Благословлять подобает Господа за ниспослание нам настоящих испытаний, направленных для пользы и спасения нашего, а не прыгать в паническом страхе в болото, где позорная гибель заранее обеспечена.

Настоящие скорби... промыслительный отсев пшеницы от мякины, может быть для нового доброго посева на грешной земле, а может быть для создания кадров тех верных сынов Небесного Царя, коим предстоит противостать близящемуся царству сына погибели.

Не следовало при этом упускать из виду, что, сколько бы ни делать сатане уступок, он будет требовать всё новых жертв себе, ибо такова природа зла; сила Церкви и источник её постоянного обновления не вовне, а внутри её самой... Всё совершается совершенно обратно всем Вашим человеческим расчётам и упованиям...

Вы уже не можете быть вычеркнуты со страниц истории Церкви: то ли в сонм Исповедников своих впишет имя ваше Российская Церковь, или же отнесёт к числу изменников её мироспасительным идеалам...

Внемлите общему голосу верующего народа, каковой, несомненно, является и голосом Божиим..., вглядитесь в открывающуюся перед Вами пропасть неизбежного раскола; ужаснитесь ответственности за угасание огня веры в народе... и откажитесь от Вашего курса, от Ваших компромиссов; аннулируйте Вашу Декларацию как акт личного Вашего заблуждения и выходящий за пределы Ваших полномочий; явите себя глашатаем Вечной Правды и истинной Любви Евангельской пред миром; отбросьте человеческие мудрования и расчёты и станьте на путь твёрдого исповедничества во имя Христово; не бойтесь возможности горших скорбей и испытаний для Церкви (они неизбежны, и Ваши компромиссы лишь принижают их значимость), ибо Церковь возликует, идя вслед за тем на новую Голгофу, и даже в страданиях своих благословит имя Ваше, зная, что главный источник разлагающего её начала Вами уничтожен...

Но, увы! Если Вы, Ваше Высокопреосвященство, станете упорствовать в своём курсе и открыто пренебрежёте голосом Церкви, то она, продолжая свой крестный путь, откажется от Вас, как от соучастника с её распинателями.

Большинство ссыльных иерархов до сих пор не предполагали, что в действительности Вы и Ваши единомышленники... ушли гораздо дальше, чем мы в состоянии были предположить; что Вы перешагнули далеко за намеченную Вами раньше черту, и дальше путь Ваш идёт уже с очевидным уклоном по направлению за ограду Церкви. Постепенно истина эта открывается для всех. Мы все остановились, не идя с Вами, и продолжаем умолять, звать Вас вернуться, вновь соединиться с нами. Но ведь жизнь не может остановиться, и мы вынуждаемся идти вперёд своей прежней дорогой.

Мы умоляем, зовём Вас, Владыка, мы всё ещё возле Вас и готовы подать Вам руки... Если Вы всё же не внемлете, не возвратитесь, то пойдёте Вашим уклоном дальше. Но без нас.

На Соловках

27 ноября 1929 Епископа Дамаскина снова арестовывают. Предъявлено обвинение в «контрреволюционной оппозиции митрополиту Сергию» и что он, якобы, является «руководителем церковной к-р группировки». Доносчиком стал сергианский священник, благочинный Стародубского района. В своём доносе в ГПУ он обвинил Владыку в попытке организовать заговор против советской власти. В обвинительном заключении “группировке”, руководимой епископом Дамаскиным (Цедриком), приписывалось две задачи: «организация активного противодействия мероприятиям Соввласти, направленным против церкви» и «подготовка перехода всей церковной деятельности в подполье (катакомбы)». По приговору Коллегии ОГПУ «Дело епископа Дамаскина (Цедрика). 1930 г.» заканчивается заключением в СЛОН (Соловецкий Лагерь Особого Назначения).

В начале 1934 Владыка выходит на свободу. Он тайно посещает Чернигов, Киев и другие места, где есть его единомышленники. В своих беседах он проводит мысль о том, что время открытого служения прошло, что Истинная Церковь Христова должна, как в первые века христианства, бежать в пустыню-катакомбы (Откр.12:6): «Новозаветный Ноев Ковчег спасения должен закрыться изнутри, дабы сохранить хотя бы малое стадо (Лк.12:32) от всепоглощающих волн огненного океана...»

И всё же, при всей своей закрытости, Истинно-Православная Церковь не могла оставаться полностью невидимой для окружающих, т.к. одна из главных служителей Христовых  —  свидетельствовать об Истине. Из-за этого, в условиях тотальной борьбы с христианством, чередой друг за другом следуют доносы и предательства. Этим-то и объясняется тот факт, что слугам князя тьмы более чем за 70-летний период своего господства удалось нейтрализовать или физически уничтожить большую часть иерархии ИПЦ. «И дано было ему вести войну со святыми и победить их...» (Откр.13:7)

Из обвинительного заключения по след. делу № 7,
по обвинению Смирнова К. И. и Фокиной Л. Н.
по ст. 58/10 и 58/11 УК

При обыске у Смирнова (Митр. Казанского Кирилла. — Прим. И.К.) обнаружено письмо епископа Дамаскина, в котором излагаются следующие взгляды: «Совершается суд Божий над Церковью и народом русским... Совершается отбор тех истинных воинов Христовых, кои только и смогут… противостоять самому зверю. Времена же приблизились, несомненно, апокалипсические… Все наши усилия теперь должны быть направлены на установление прочных связей между пастырями и пасомыми... и по возможности исправить совершенный грех путем противодействия злу, до готовности даже кровию смыть грех свой». На вопрос об отношении к этому документу Смирнов ответил: «Автором письма является епископ Дамаскин — мой единомышленник. Письмо было написано архиепископу Серафиму Самойловичу, а в копии — мне... Смысл этих воззрений состоит в том, что русским народом совершен общий грех перед Церковью... и вина в этом лежит, главным образом, на духовенстве. Задача состоит в необходимости более глубокого воспитания народа, чтобы членами Церкви были истинные христиане… что и означает противопоставление царству злобы. Эти взгляды я высказывал епископам Дамаскину и Афанасию, которые были со мною солидарны по этому поводу».

По-видимому, это письмо Вл.Дамаскина и послужило поводом для последней череды его арестов и ссылок. Из Северной ссылки 23 июня 1935 он пишет послание к священникам, где высказывает мысль о необходимости полного перехода на нелегальное положение. Если это послание находили у кого-нибудь при обыске, то шансов остаться на свободе у жертвы не оставалось. 15 сентября 1937 Епископ Дамаскин был расстрелян.

Еп.Дамаскин

P.S. Московская Патриархия под давлением обстоятельств недавно канонизировала Вл.Дамаскина наряду со многими другими представителями ИПЦ, такими, например, как Архиепископ Вятский Виктор (Островидов), Архиеп.Владимирский Николай (Добронравов), Архиеп.Иваново-Вознесенский Августин (Беляев), Еп.Кинешемский Василий (Преображенский), Еп.Красноярский Амфилохий (Скворцов), Еп.Лубенский Аркадий (Остальский), Еп. Нижнетагильский Никита (Делекторский), Еп.Липецкий Уар (Шмарин) и др. Можно ли иначе расценить цинизм, с которым МП пытается присвоить себе славу новомучеников, как не лицемерие и воровство? Господь наш Иисус Христос так отзывался о таких духовных вождях: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что строите гробницы пророкам и украшаете памятники праведников, и говорите: если бы мы были во дни отцов наших, то не были бы сообщниками их в пролитии крови пророков..., дополняйте же меру отцов ваших. Змии, порождения ехиднины! Как избежите вы осуждения в геенну?» (Мф.23:29-39).

Киевское воззваниеСодержаниеВл.Феодор