Архиеп. Уфимский Андрей (Ухтомский)

Незадолго до своего очередного ареста 17 октября 1928 Владыка Андрей так писал из своей Кзыл-Ординской ссылки:

Архиеп.Андрей

Да, страшное и ужасное время мы все переживаем, когда ложь и обман царствуют и торжествуют свою победу на земле. Дыхание антихриста так и чувствуется во всех углах нашей жизни... А что касается обновленцев и митр.Сергия, то они вполне поклонились тому зверю, о котором говорит святая книга Откровение Иоанна Богослова. Прочитайте тринадцатую главу. И обновленцы и митр.Сергий исполняют только волю и приказания безбожников. И этого вовсе ни от кого не скрывают, а даже пишут в своих «Декларациях». Поэтому всякий истинный сын Церкви должен бежать от этих христопродавцев без оглядки; и все истинные чада Церкви должны основать свои приходские общины, свободные и независимые от христопродавцев-архиереев. А несомненно, что архиереи, кто подчинился митр.Сергию — все отреклись от народа церковного и служат безбожникам и только развращают верующий народ. Поэтому нужно исполнить заповедь из Откровения Иоанна Богослова: «Выйди от нея народ Мой, чтобы не участвовать вам в грехах ея и не подвергнуться язвам ея» (Ап. 18:4). Нужно, чтобы все священники приходские — были выборные, а не назначенные. Нужно, чтобы все священники дали подписку всем приходским советам, что без ведома приходского совета делать ничего не будут. Нужно, чтобы и епископы были избраны народом за их благочестивую жизнь, а не пьяницы и христопродавцы, которых назначают обновленцы.

Послание братиям от 18 авг. 1928 г. // М.Зеленогорский. Цит. соч., с.240-241.

В азиатской ссылке были также написаны «Письма в защиту Церкви Христовой», «О радостях митрополита Сергия», «Письмо к уфимцам», «О епископах и катаскопах».

В самом начале статьи «О радостях митрополита Сергия», написанной в 1928, его рукой был начертан крест, потом стояла дарственная надпись: «Возлюбленной во Христе духовной дочери Иустинии на молитвенную память. Грешный епископ Андрей», и затем эпиграф: «Церковь есть общество чистых совестей, а где есть сознательная бессовестность и ложь, там нет Святой Церкви...»

Статья была написана после того, как Вл.Андрей прочёл только что вышедшую брошюру под названием «Где правда?», не только превозносящую митр.Сергия, но и содержащую якобы бесспорно-канонические доказательства его нынешнего первенствующего положения в Церкви.

Прочитав эту горячую защиту церковного беззакония, автор этих строк не счёл себя вправе молчать и решил сказать фактическую правду о митр.Сергии, которую перетолковать нельзя и которая красноречивей всех украшений доказывает великий вред для Церкви от митр.Сергия и всех его единомышленников и последователей...

Вл.Андрей упоминает далее о двойственной позиции Сергия, который, будучи с 1906 членом предсоборного совещания и одновременно — членом Синода, в первом своём качестве поддерживал проекты, вводившие в церковную жизнь приходскую самодеятельность, а во втором — их отвергал. «Такова его чистота и кротость», — говорит он. Уфимский Владыка и с горечью и с гневом повествует об интригах учёного митрополита, запретившего в священнослужении многих честных епископов, не согласных с его политикой. «И хорошо ещё, что никто не послушал этого безумного веления мучителя злочестивого!»

А конец и венец всем его радостям — это его пресловутая Декларация... Эта Декларация не прошла без последствий! Пока митр.Сергий радовался на свои хитрые планы... в сентябре-октябре 1927 года были закрыты монастыри в Сарове, Дивееве, в Понятаевке, а потом пять монастырей в Казани, в Оренбурге и т.д. и т.д. А сколько храмов обращены в клубы и уничтожены — трудно перечислить. Так дорого оплачиваются в жизни архиерейские радости. Какие же выводы мы можем сделать из всех радостей митр.Сергия? Вот какие. Да, он бесспорно человек ученый и даже неглупый; и тем он опаснее. Каноническое его пребывание у церковной власти вполне не может быть оправдано. Нравственно как руководитель духовенства он тоже вполне неприемлем как человек вполне беспринципный. И последний вывод, ответ на вопрос: где правда? Этот последний вывод такой: правда там, где нет митр.Сергия, где нет ничего подобного обновленческому предательству

Центральный архив КГБ СССР. Дело № 42968. Рукопись под названием
О радостях митрополита Сергия (лл.44-58).
Александр Нежный. Князь Ухтомский, Епископ Андрей.

Управление этого митр.Сергия можно охарактеризовать словами: лицемерие и циничная безчестность. Между тем Сам Господь требует от своих последователей, прежде всего, чтобы они береглись закваски фарисейской (Лк.12:1) и закваски Иродовой (Мк.8:15), а честность считается элементарной добродетелью всякого гражданина и тем более необходимой добродетелью епископа (1 Тим.3:2). Таже Иродова закваска заставила митр.Сергия и всех сообщающихся с ним, нарушить 30-е правило св.Апостолов, 3-е правило VII Всел.Собора и очень многие другие. Вообще грехи Сергия и его безчестного Синода вполне явны и в общей сложности являются “нечестивой ересью клеветников на христианство” (VII Всел.Собора пр.7); это ересь злейшая, чем ересь клеветы на св.иконы (иконоборчество). Это некая новая уния с неверием, сопряженная с учреждением совершенно антицерковных катаскопов. Это скрытая форма арианства — политического...

Вследствие всего вышеизложенного с июля месяца 1927 г. я вынужден был (именно вынужден митр.Сергием и его неправдами) вполне отойти от этих архиереев, которые не хотят быть служителями Церкви, как ап.Павел заповедал (Кол.1:25), а хотят только господствовать над наследием Божиим, что так определенно запретил ап.Павел (1 Тим.5:3). Я считаю, что никакого согласия между Христом и Велиаром, верного с неверным не может быть (2 Кор.2:16). А между тем все “никонианские” архиереи, без различия группировок, устраивают это грешное согласие и на нём, а не на Кресте Христовом, хотят утвердить Церковь. — Мало того, они считают, что они, т.е. архиереи, есть Церковь, вопреки учению св.ап.Павла (2 Кор.5:4). Я же считаю, что св.Церковь составляют все верующие, все сыны Божии по вере во Иисуса Христа (Гал. 3:26), весь народ Божий, живые камни, из которых устрояется дом духовный (1 Пет.2:5), тело Христово (1 Кор.12:27; Евр.1:23).

Письмо Мелетию, Архиеп. Московскому и всех древле-православных общин от 4 окт. 1932 г.
Зеленогорский М. Жизнь и деятельность Архиепископа Андрея (Князя Ухтомского). М., 1991, с.230-231.

«Декларация» митр.Сергия, по мнению Архиеп.Андрея — «настоящая квинтэссенция никонианского цезаропапистского хамства <...> по глубине своей антицерковности и предательства — нечто выдающееся и небывало скандальное», самого же Сергия он называл «лжецом» <Андрей (Ухтомский), Архиепископ. История моего старообрядчества. Тетрадь 2-ая, 28 февр. 1933 // Зеленогорский М. Цит. соч., с.203>.

Хотя сам Архиеп.Андрей не разбирает детально сию «Декларацию», он полностью цитирует ответное Послание на сей документ Владыки Виктора (Островидова) и абсолютно соглашаясь с его оценками.

Когда Вл.Андрей сидел в камере-одиночке № 23 Ярославского политизолятора, встречающиеся ему католические священники спрашивали: «Где же ваше Православие? Где ваша Православная Церковь?» и ему становилось мучительно стыдно. Ещё печальнее ему стало, когда 15 февраля 1930 в «Известиях» появилось интервью корреспондента ТАСС с митр.Сергием, где говорилось, что «гонений на религию в СССР никогда не было и нет...»

Архиеп.Андрей

Таково мнение лже-главы лжепатриаршей церкви митр.Сергия. Но кто же эту главу после всего этого признает?! Для кого эта лживая голова, несмотря ни на какое его христопродавство, остаётся всё-таки главою? — Представьте, читатель, признают! — И признают многие... Ругают Сергия, но признают его своим главою «каноническою». Как будто сидеть в аду с такой каноническою главою лучше, чем вовсе без головы... Но скажите, читатель, можно ли эту кампанию архиереев, этих вселенских обманщиков, считать Святой Христовой Церковью? Можно ли толпу, бессмысленную и даже ещё не оглашенную, признать последователями Христовыми? — Разумеется: нет и нет! Все последователи лживого митр.Сергия — сами преисполнены лжи и лукавства и отпали от правды Христовой — отпали от Христовой Церкви. Святая Соборная Апостольская Церковь — где-то в другом месте, а не около митр.Сергия и не около его «Синода». А где она, — пусть читатель сам поищет... Найти её не так трудно. Но можно твёрдо сказать, что митр.Сергий основательно доказал, что синодальное управление Церковью ничего, кроме величайшего вреда, ей не давало и дать не может. Сергий выкопал этому управлению глубокую могилу; Святая Церковь будет с ужасом вспоминать о грехах Сергия и его сподвижников, поставив его имя рядом с именами вселенских лжепатриархов — Нестория, Диоскора и других страшных изменников Православия. Когда был изгнан со своей кафедры — еретическим императором — святитель Афанасий Александрийский, то, разумеется, нашлись архиереи, которые с полной готовностью исполнили все беззаконные веления царя. — Этих архиереев св.Афанасий называл не епископами, а катаскопами (т.е. царскими шпионами), лишёнными всяких благодатных даров. Таковы и наши современные катаскопы, разрушители Божиих храмов и вообще церковной жизни. Таков митр.Сергий.

Там же, с.216-217.

Неизвестные архипастыриСодержаниеВл.Марк