Допросы священника Георгия Николаевича Трехбратского

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

(о начатии следствия)

г.Одесса, декабря 25 дня 1934 г., Я, Уполномоченный СПО УГБ Одесского Облуправления НКВД — ПОСКРИПКА, рассмотрев материалы о преступной деятельности гр-н ТРЕХБРАТСКОГО Георгия Николаевича и ПИРЕК Александры Францевны, выразившейся в том, что указанные лица организовали к-р группу, где проводили а/с агитацию, сочиняли и распространяли стихотворение к-р содержания и усматривая в совершенных обвиняемыми ТРЕХБРАТСКИМ Г.Н. и ПИРЕК А.Ф. действиях признаки преступлений, предусмотренных ст.ст. 54-11 и 56-21 УК УССР

ПОСТАНОВИЛ:

На основании п.2 ст.93 и 108 УПК УССР начать по настоящему делу производство предварительного следствия.

Копию настоящего постановления направить Одесскому Областному прокурору.

УПОЛНОМОЧЕННЫЙ (ПОСКРИПКА)

НАЧ IV-го ОТД СПО (ТОЛКАЧЕВ)

СОГЛАСЕН: НАЧ СПО (БАБИЧ)

УТВЕРЖДАЮ: ЗАМ НАЧ УПРАВЛЕНИЯ НКВД по ОДЕС. ОБЛАСТИ (ГРИШИН)

***

Протокол допроса обвиняемого

1934 г. Декабря месяца «25» дня, Уполномоченный УГБ Одесского Облуправления НКВД — Поскрипка допросил в качестве обвиняемого гр. Трехбратского, который дал о себе такие сведения:

  1. Фамилия, имя и отчество — Трехбратский Георгий Николаевич.
  2. Возраст — 1883 г.
  3. Место рождения — г.Одесса.
  4. Социальное положение — служ. культа.
  5. Имущественное положение —
  6. Гражданство — УССР.
  7. Образование — среднее.
  8. Национальность — укр.
  9. Семейное положение — разведен.
  10. Категория воинского учета — снят с учета.
  11. Профессия — служитель культа.
  12. Место службы и должность или род занятий — безприходный поп.
  13. Сведения о судимости и нахождении под следствием — был под следствием по ст.120 УК в 1924 г.
  14. Партийная принадлежность — б/п.
  15. Состоит ли в Профсоюзе — не состоит.
  16. Точный адрес — с.Ясиново II Одесской области.
  17. Социальное и политическое прошлое — служитель культа.

Будучи допрошенный по существу дела обвиняемый показал следующее:

Происхожу я из семьи священника. Сам я также служу священником с 1906 года. Женат был на дочери землевладельца, с которой развелся. Живу сейчас один. Имею трех сыновей, из которых Владимир и Анатолий Трехбратские работают в данное время в г.Очакове. По профессии они печники, а Всеволод Трехбратский выехал на Донбасс и уже около трех лет я о нем не имею никаких сведений.

Священником я служил до 1923 года в разных селах: Познанка, Васильевка, Горьево, Гвоздавке II Одесской области.

С 1923 года я занимаюсь исключительно поучительством, что и является источником к существованию.

Поучительством я занимался преимущественно в с.Гвоздавке и в г.Одессе.

Постоянной квартиры в этот промежуток времени я не имею. В последнее время я проживал в с.Ясиново у Герасима Кривенко.

В г.Одессе я проживал у разных лиц. По ул.Перекопской Победы, д. № 17 у Марии Григорьевны — фамилии я не знаю; на Бугаевской ул., д. № 28 у Хомяковой Елены Ивановны; по ул.Лассаля, д. № 9, кв.19, Циклопуло Евгении Дорофеевны, греческой подданной; по ул.Штиглица, д. № 16 в доме Бураковой Анастасии.

Вопрос: Кого из близких знакомых вы имеете в г.Одессе.

Ответ: Александру Федоровну Пирикову (проживающую) по Колонтаевской ул. в д. № 46, кв.8. Чем она занимается я не знаю. Пирикова принадлежит к числу православных — истинно-православной церкви. Она является моей единомышленницей.

Вопрос: От кого вы получили стихотворение «Церковный звон», написанное в антисоветском духе.

Ответ: Писала стихотворение моя близкая знакомая Пирикова Александра Федоровна.

Давал ли я кому-нибудь читать это стихотворение я не помню.

Пирикова, насколько мне известно, нигде не служит. Сама она хорошо грамотная, окончила гимназию.

Вопрос: Какие стихотворения вам приходилось читать у Пириковой Александры.

Ответ: Переписывает она стихотворения в большинстве религиозного характера. Содержания их сейчас не помню.

Вопрос: Какое содержание стихотворения «Церковный звон», обнаруженного у вас при обыске, которое по вашему показанию дано вам Пириковой.

Ответ: Стихотворение «Церковный звон» написано в контрреволюционном духе.

Вопрос: Какие беседы вы проводили с верующими на устраиваемых собраниях.

Ответ: Собраний я не проводил, но разговоры с верующими часто вёл на тему об истинном православии. Разъяснял верующим, что наместники церкви потеряли православие, разъяснял верующим, что советская власть является властью сатаны. В своих разговорах я основывался на Писание.

Показание с моих слов записано правильно. Мне зачитано, в чем и расписываюсь. Показание буду продолжать.

Свящ. Георгий Трехбратский

Допросил Поскрипка

Протокол допроса от 27 декабря 1934 г.

Вопрос: Когда и при каких обстоятельствах вы познакомились с Ходанович Марией Георгиевной.

Ответ: Познакомился с монашкой Марией Георгиевной у Бураковой Анастасии Афанасьевной приблизительно года три тому назад. После этого несколько лет с ней не встречался. Слышал, что она была арестована.

В этом году, кажется летом, я встретился с Марией Георгиевной на квартире у моей знакомой Пириковой Александры. Где встречался с ней несколько раз. Кроме того встречался с ней несколько раз на улице и на базаре.

Фамилию монашки Марии Георгиевны я не знаю. Она мне её никогда не называла. Монашка Мария Георгиевна является как и Пирикова моей единомышленницей.

Когда я посещал на квартире Пирикову, туда приходили старуха Александра Еремеевна — фамилии не знаю — и Параскева Яковлевна Парамоненко.

Вопрос: Какие беседы проводились вами на квартире Пириковой Александры.

Ответ: Проводил беседы религиозного содержания.

Показание с моих слов записано правильно, мне зачитано. Показание буду продолжать.

Георгий Трехбратский

Допросил Поскрипка

Протокол допроса от 29 декабря 1934 г.

Вопрос: У кого на квартире устраивали собрания и проводились читки акафистов.

Ответ: Читку акафистов проводил на квартирах Бураковой, Параскевы Яковлевны Парамоненко, Пириковой Александры, Бозюк Александры. Других лиц я сейчас не помню. Читал акафисты я. Эти лица являются верующими, состоят в различных религиозных общинах, но после того когда я объяснил суть истинного православия и отступления от него других церковных организаций, эти лица последовали моим увещаниям. В данном случае группа этих лиц во главе со мной представляет из себя кружок православных — православной церкви, — считают себя членами православной истинной церкви.

Посещала наши собрания и монашка Мария Георгиевна, которая также состоит в нашем кружке.

Вопрос: Какие беседы проводились вами на этих собраниях кроме чтения акафистов.

Ответ: Проводил беседы религиозного содержания, разъяснял верующим о том, что церковь в нынешних условиях потеряла православие. В вопросах быта верующих разъяснял им, чтобы они не посещали собраний еретиков, разъяснял верующим, чтобы они не служили в государственных советских организациях. Разъяснял верующим о том, что Советская власть является предшественником к приходу антихриста, Советская власть ведёт к гибели мир. Разъяснял верующим, что всё существование мира делится на семь периодов и что нынешний период времени относится к пятому периоду, после которого будут два кратких периода с всемирной революцией и рядом бедствий как голод, засуха, безводие и проч., после чего наступит кончина мира.

Вопрос: Что вы разъясняли верующим о красном драконе.

Ответ: По моему произвольному толкованию красный дракон я объясняю так: в России существует советская власть, а когда в Китае будет также Советская власть, будет красный дракон, появится антихрист и будет, как я говорил выше, кончина мира.

Вопрос: Какие у вас политические убеждения.

Ответ: В политику я не вмешиваюсь и не интересуюсь ею. К мировоззрениям же Соввласти я отношусь отрицательно. Я сторонник феократического строя, когда страной управляют не избранные народом, а (она) управляется Богом через своих избранников.

Вопрос: Где вам приходилось зачитывать стихотворение «Церковный звон».

Ответ: Стихотворение читаем у Пириковой Александры. Там были лица из указанных мной выше, но кто не помню.

Показание с моих слов записано правильно. Мне зачитано, в чем и расписываюсь.

Георгий Трехбратский

Допросил Поскрипка

Продолжение допроса Трехбратского 29/XII-34 г.

Вопрос: В своих показаниях вы говорите, что разъясняли верующим, что Советская власть ведёт к гибели мира. Какую же конкретно деятельность проводили среди верующих.

Ответ: Большой группы верующих я вокруг себя не создал. Моей мечтой было привлечь на свою сторону всех верующих, но пока ограничивался указанным мной выше кружком, где я вёл указанные мной беседы и разъяснял верующим, и в отдельных случаях по приглашению верующих посещал на квартире, которым также давал такие разъяснения.

Показание с моих слов записано правильно. Мне зачитано, в чем и расписываюсь.

Георгий Трехбратский

Допросил Поскрипка

Протокол допроса от 1 января 1935 г.

Вопрос: Кого вы ещё посещали кроме указанных выше лиц и кто посещал нелегальные собрания вашего кружка.

Ответ: Нелегальные собрания проводились на квартире Александры Пириковой, куда приходили Александра Еремеевна, Параскева Яковлевна Парамоненко, Мария Георгиевна (монашка). Собирались также у Парамоненко Параскевы Яковлевны, но там в большинстве случаев кроме неё бывал только я и Пирикова Александра. Собирались на квартире Бозюк Александры Афанасьевны; туда приходили все указанные лица и кроме них бывала женщина Акилина — фамилии не знаю — и другая женщина — Пелагея — также фамилии не знаю.

Собирались также у Бураковой Анастасии Афанасьевной. Приходили туда указанные выше лица.

Собирались всегда по предварительному сговору.

На этих собраниях я читал акафисты и кроме того на них велись беседы. В беседах я разъяснял членам своего кружка о том что они вместе со мной являются членами вселенской православной церкви и никогда не должны отступать. Помимо этого на этих собраниях вели ряд других разговоров, как например о том, что Советская власть ведет к гибели мир, о том что в СССР голод, что мероприятия Советской власти являются делом сатаны, что Советская власть создала такие условия, что люди отказываются от веры за кусок хлеба и ряд других, о которых я говорил в предыдущих показаниях.

Указанные мной собрания проводились нелегально.

Вопрос: С кем вы ведёте переписку.

Ответ: Переписку я веду с Давыдовой Раисой Евгеньевной быв. помещицей. Больше ни с кем не переписываюсь. Давыдова проживает в г.Ленинграде.

Показание с моих слов записано правильно, мне зачитано, в чем и расписываюсь.

Георгий Трехбратский

Допросил Поскрипка

Протокол допроса от 3 января 1935 г.

Вопрос: В чём выражалась ваша антисоветская деятельность.

Ответ: Являясь противником мировоззрений Советской власти я и проводил в соответствии с этим антисоветскую деятельность.

Антисоветская деятельность моя заключается в том, что я в силу моих убеждений противника мировоззрений Советской власти путём разъяснений верующим своих убеждений вербовал себе своих единомышленников, из которых и организовался кружок. О лицах, состоящих в нём я указал в своих предыдущих показаниях.

Проводил нелегальные собрания этого кружка нелегально, где наряду с читкой акафистов велись антисоветские беседы. Разъясняя верующим о православии я говорил о том, что Советская власть сеет безверие, развращает детей (и) этим самым готовит будущих преступников, разрушает мир. Говорил о том, что Советская власть ведёт к гибели мир. Советское правительство, как я разъяснял, есть коллективно воцарившийся антихрист и проводимое им является делом сатаны; и ряд других бесед, о которых я говорил в предыдущих показаниях.

Читали стихотворение «Церковный звон».

Указанные беседы проводились как на нелегальных собраниях кружка, так и индивидуально с рядом верующих, обращавшихся ко мне. В частности такие беседы я проводил на квартире колхозника Кривенко Герасима. При этих беседах кроме Кривенко и его жены никто не присутствовал.

Вопрос: Где вы читали стихотворение «Церковный звон» кроме нелегальных собраний вашего кружка.

Ответ: Кроме нелегальных собраний кружка стихотворение «Церковный звон» я читал колхознику Кривенко Герасиму и его жене, и в г.Одессе читал на квартире Циклопуло Евгении Дорофеевны. Там была она и её квартирант Андриевский Александр, который до некоторой степени разделяет мои убеждения. Андриевский в прошлом крупный домовладелец. Кроме них были ещё дети.

Показание с моих слов записано правильно, мне зачитано, в чем и расписываюсь. Показания буду продолжать.

Георгий Трехбратский

Допросил Поскрипка

Протокол допроса от 5 января 1935 г.

Вопрос: С кем вы ещё проводили беседы о которых вы показали на предыдущих допросах кроме квартиры колхозника Кривенко.

Ответ: Кроме колхозника Кривенко я ещё посещал квартиру Ксении — девичья фамилия Походук, у которой читал Закон божий. Припоминаю что когда я читал стихотворение «Церковный звон» у колхозника Кривенко, там присутствовала ещё колхозница Харетина — фамилии её не знаю.

Вопрос: В предыдущих показаниях вы говорили о проводимой вами антисоветской деятельности, как-то организации нелегального кружка, антисоветские беседа и проч. Какие этим вы преследовали цели.

Ответ: Этим я стремился укрепить истинное православие, привлечь на свою сторону верующих. В сознании верующих от таких бесед с читкой к-р стихотворений должно было укрепиться мнение о том, что существование советской власти не является радостью трудящихся, а наоборот большой скорбью и при таком положении верующий истинно-православный уже не мог бы принимать участие в советском социалистическом строительстве и противодействовать ему.

Вопрос: Какие беседы вы проводили с Андриевским Александром Константиновичем.

Ответ: С Андриевским я проводил беседы на евангельские темы. К нашему кружку он не принадлежал. С Андриевским я познакомился случайно на квартире Циклопуло. С последней меня познакомила несколько лет тому назад Александра Пирек.

Вопрос: Что вам известно о группе истинно-православных в г.Херсоне.

Ответ: Со слов Ходанович Марии мне известно, что в г.Херсоне существует какая-то группа монашек, которые также считают себя истинно-православными. С этой группой я никаких общений не имел и православными их не считаю.

Вопрос: Кто входит в организованный вами нелегальный кружок.

Ответ: Кроме меня в нелегальном кружке состоят: Пирикова Александра, Параскева Парамоненко, Анастасия Афанасьевна Буракова, Александра Болох, Акилина — фамилии не знаю, Александра Еремеевна, Мария Хаданович, которые и считаются членами православной церкви.

Знаком с Евдокией Карповной Пенгль — английская подданная, Циклопуло Евгенией Дорофеевной — греческой подданной, которых посещал на квартирах.

Показание с моих слов записано правильно, мне зачитано. Показание буду продолжать.

Георгий Трехбратский

Допросил Поскрипка

Протокол допроса от 10 января 1935 г.

Вопрос: Кого из знакомых вы имеете в г.Ананьеве.

Ответ: В г.Ананьеве я знаком со священником Кротковым, но с ним я встречался приблизительно лет пять тому назад. После этой встречи я его больше не видел и переписки с ним не вёл. С Кротковым я имел беседу об отступлении духовенства от православия. По этому поводу ему высказывал свою точку зрения, он же мне ничего не говорил.

Вопрос: Кого из знакомых вы имеете по г.Тирасполю.

Ответ: В г.Тирасполе у меня есть знакомый священник Димитрий Лавров. Познакомился я с Лавровым приблизительно лет 10 тому назад. С ним я вместе несколько раз служил при священнике Ионе Атаманском.

Встречал я его уже давно, приблизительно года два тому назад на базаре. Разговоров с ним я никаких не вёл. Раньше по вопросам православия с Лавровым я также не беседовал.

Вопрос: Знакомы ли вы со священником Гобжило.

Ответ: С Гобжило я встречался несколько раз. Помню первый раз я с ним встретился на улице и тогда мы как два священника и познакомились. Бесед особых я с Гобжило не вёл, считая его отступником от православия. Гобжило в церкви не служит я занимается попрошайничеством.

Вопрос: Кто ещё помимо указанных вами лиц является вашим единомышленником и входит в состав организованного вами кружка.

Ответ: В предыдущих показаниях я указал центральных лиц. Может быть ещё какие-нибудь есть, но я их не знаю.

Вопрос: Какие беседы вы вели по вопросу коллективизации с колхозниками.

Ответ: По вопросам коллективизации я имел беседу с колхозником Кривенко Герасимом и Кривенко Анной, которым я рекомендовал не идти в колхоз, а найти где-нибудь работу на заводе или в МТС. Так как колхозы ничего хорошего не дают, что там только люди разоряются, гибнет нравственность человечества и пр.

С кем я ещё вёл подобные разговоры я не помню.

Советское строительство для меня противно, а отсюда и были мои объяснения всем кто ко мне обращался.

Вопрос: Знакомы ли вы с Леонидом Васильевичем Сальковым.

Ответ: С ним много не знаком. О нём я слыхал от членов своего кружка, которые с ним знакомы, что Леонид Васильевич человек духовной жизни. О нём с этой стороны хорошо отзывались. Кто именно мне говорил об этом я не помню. Фамилию Леонида Васильевича не знаю.

Вопрос: Знакомы ли вы со священником Ивановым Владимиром.

Ответ: Встречался я летом 1934 г. с Владимиром Ивановым у монаха-портного Петра, проживающего по Строительному пер. в д. № 9. До этого я с ним не был знаком. Не помню по какому поводу у меня с ним завязался разговор об истинном православии. Иванов говорил, что он удержался в истинном православии кажется потому, что не признаёт м.Сергия. Затем не помню как по течению разговора коснулись вопроса существования Советской власти. Помню вначале он как-то сказал, что это попущение Божье, а следовательно Советская власть является сатанинской властью, то и Иванов сказал, что да Советская власть — власть сатанинская. После этого Иванов ушёл и я больше с ним не встречался.

Об Иванове мне много приходилось слыхать от мирян отзывов как истинно-православном священнике.

Показание с моих слов записано правильно, мне зачитано. Показание буду продолжать.

Георгий Трехбратский

Допросил Поскрипка

Протокол допроса от 15 января 1935 г.

Вопрос: Кого из знакомых вы имеете в с.Слободзеи.

Ответ: В с.Слободзеи у меня есть знакомый псаломщик Ионы Атаманского — Димитрий — фамилию его не знаю. Встретился я с ним, когда служил с Ионой Атаманским в портовой церкви в г.Одессе. Позже, когда я жил в г.Одессе в странноприимном доме при портовой церкви лет шесть тому назад Димитрий ко мне приходил на квартиру. Димитрий интересовался вопросами истинного православия. На эту тему мы с ним вели беседы. Года два тому назад я встречал Димитрия в г.Одессе на улице. Разговоров с ним при этой встрече никаких не вёл. Больше после этого Димитрия я не встречал и чем он сейчас занимается не знаю.

Причисляет ли себя Димитрий к числу истинно-православных священников я не знаю.

К нашей группе он не принадлежит.

Вопрос: Где вы встречались со священником Охлоповским.

Ответ: Священника Охлоповского я посещал несколько раз на его квартире. Охлоповскому я высказывал свои убеждения, но он к ним отнёсся отрицательно.

Вопрос: Знакомы ли вам Скиринский, Якобчук и Фирсов.

Ответ: Таких не знаю.

Вопрос: Знакомы ли вы с иеромонахом Феодосием.

Ответ: Иеромонаха Феодосия я знаю. Встречался я с ним лет десять тому назад. Вёл с ним беседу об истинном православии. Тогда же Феодосий указал мне на ряд православных священников, с которыми можно сослужить. Их я сейчас не помню. Я с ним не согласился, т.к. считаю что в церкви нельзя служить и после того с ним не встречался. Где он в данное время не знаю.

Вопрос: Кого из священников вы признаёте как священника истинно-православной церкви.

Ответ: В России православных епископов нет. Православные епископы есть за границей. Восстановление православия в России я и объяснял приходом епископов из-за границы. Точно своих объяснений по этому вопросу я не помню, но сущность их такова, что православная церковь в России существовать ещё будет и следовательно либо Советская власть изменит свою политику, либо будет другая власть, с которой и явятся православные епископы.

Вопрос: В изъятой у вас при обыске тетради «Материалы в защиту истины против ересей» имеются материалы изложенные в антисоветском духе. Какими данными вы пользовались при их составлении.

Ответ: Я пользовался разными брошюрами и сборниками, которых много имеется у верующих.

Часть материалов я переписал из сборников имеющихся у члена нашей группы Параскевы Парамоненко. У кого имеются такие сборники я не знаю.

Вопрос: Кого вы посещали в г.Одессе по Виноградному переулку.

Ответ: По Виноградному переулку я никого не посещал.

Больше по настоящему делу ничего показать не могу. Показание с моих слов записано правильно, мне зачитано, в чем и расписываюсь. Показание буду продолжать.

Георгий Трехбратский

Допросил Поскрипка

Протокол допроса от 17 января 1935 г.

Вопрос: Когда вы в последнее время проводили нелегальные собрания вашей группы на квартире Пирек Александры про что вели там беседы.

Ответ: Помню одно собрание было 14 октября 1934 г. и одно 21 ноября 1934 г. Там присутствовали Пирек Александра, Параскева Парамоненко, Александра Еремеевна, Мария Георгиевна, Болох Александра Афанасиевна. Других не помню.

На этих собраниях читали и пели молитвы, акафисты, тропари.

О содержании и характере бесед на собраниях я говорил на предыдущих допросах.

Вопрос: Какие беседы вы проводили с Марией Ходанович.

Ответ: Не помню.

Вопрос: При посещении вами квартир вам приходилось встречать детей. Какие беседы вы вели с детьми.

Ответ: При встречах с детьми при посещении мной квартир своих единомышленников я давал наставления детям в религиозном духе. Помню такую краткую беседу на квартире Александры Болох с её ребёнком.

Вопрос: Что вам известно об иеромонахе Макарии.

Ответ: Иеромонаха Макария я не знаю.

Показание с моих слов записано правильно, мне зачитано, в чем и расписываюсь. Показание буду продолжать.

Георгий Трехбратский

Допросил Поскрипка

Протокол допроса от 25 января 1935 г.

Вопрос: Какие вы цели преследовали проведением антисоветской деятельности

Ответ: Я имел целью сохранение православия и противодействие проводимым мероприятиям Соввласти. Я имел намерение организовать православную общину истинно-православной церкви, получить благословение от заграничного православного епископа, так как в России православных епископов нет, и служить в этой общине. Однако это осуществить я не смог.

Свою антисоветскую деятельность поэтому я проводил в указанной мной в предыдущих показаниях группе, где меня и считали православным пастырем, и кроме того при случайных встречах с разными лицами.

Вопрос: Какую антисоветскую деятельность вы проводили и в чём признаёте себя виновным.

Ответ: Повторяю, что я являюсь противником мировоззрений Соввласти и проводил в соответствии с этим антисоветскую деятельность.

В соответствии с моими убеждениями противника мировоззрений Соввласти моя антисоветская деятельность заключалась в том, что я в названной мной выше группе лиц и при случайных встречах с разными лицами проводил беседы, в которых говорил о том, что Советская власть ведёт мир к гибели; социализм является гибельным для человечества. Говорил о том, что Советское правительство есть коллективно воцарившийся антихрист, а проводимое им есть дело сатаны. Говорил о том, что Советская власть развращает детей, губит нравственность и готовит будущих преступников, и ряд других бесед, о которых я говорил на предыдущих допросах.

Читал разным лицам контрреволюционное стихотворение «Церковный звон».

Говорил колхозникам о том, чтобы они не шли в колхозы, как об этом я показал на предыдущих допросах.

В этом и показанном мной на предыдущих допросах и признаю себя виновным.

Больше по этому делу ничего показать не могу. Показание с моих слов записано правильно, мне зачитано, в чем и расписываюсь.

Георгий Трехбратский

Допросил Поскрипка

ГАОО, Р-8065, оп.2, д.9504, лл. 23-45

Допросы монахини Марии (Ходанович)СодержаниеДопросы Пирек Александры Францевны