Арест и допросы монахини Марии Георгиевны Ходанович

Ходонович Мария Георгиевна

Ходанович Мария Георгиевна
(Фото из следственного дела № 19973, л.89в)

Постановление

1934 г. Декабря 9-го дня, Я, Уполномоченный УГБ Одесского Облуправления НКВД — ПОСКРИПКА, рассмотрев сего числа материалы следственного дела № 11179 по обвинению ТОКОВИЛО Ильи Павловича и др. по ст.54-10 УК УССР —

Нашел:

Что проживающая в г.Одессе монашка ХОДАНОВИЧ Мария Георгиевна проводила совместно с привлеченным по делу № 11179 ТОКОВИЛО и др. а/с деятельность —

Постановил:

Привлечь к ответственности монашку ХОДАНОВИЧ Марию Георгиевну, выделив дело в отдельное производство.

Копию настоящего постановления переслать Одесскому Областному Прокурору.

УПОЛНОМОЧЕННЫЙ (ПОСКРИПКА)

НАЧ IV-го ОТД СПО (ТОЛКАЧЕВ)

СОГЛАСЕН: ПОМ НАЧ СПО (СПЕКТОР)

УТВЕРЖДАЮ: ЗАМ НАЧ УПРАВЛЕНИЯ НКВД по ОДЕССКОЙ ОБЛАСТИ (ГРИШИН)

***

Постановление

Об избрании меры пресечения

г.Одесса «16» Декабря 1934 г. я, Уполномоченный СПО УГБ Облуправления НКВД — ПОСКРИПКА, рассмотрев материал по обвинению гр. ХОДАНОВИЧ Марии Георгиевны, монашки без определенных занятий, под. УССР, б/п в преступлении предусмотренных ст.54-11 УК УССР и выразившихся в том, что она состоит в к-р организации, нашел, что нахождение на свободе может повлиять на ход следствия и что она может скрыться от следствия и суда.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 143, (?), 156 УПК УССР, —

Постановил:

1) Избрать мерой пресечения способов уклониться от суда и следствия по отношению к обвиняемой ХОДАНОВИЧ Марии Георгиевны содержание под стражей в Одесской Промколонии.

2) Настоящее постановление в порядке ст.144 УПК УССР (?) приказа ОГПУ и Прокурора Союза от 16. V-1933 г. №1/065 предоставить для санкции Одесскому прокурору.

УПОЛНОМОЧЕННЫЙ (ПОСКРИПКА)

НАЧ IV-го ОТД СПО (ТОЛКАЧЕВ)

СОГЛАСЕН: ПОМ НАЧ СПО (СПЕКТОР)

УТВЕРЖДАЮ: ЗАМ НАЧ УПРАВЛЕНИЯ НКВД по ОДЕССКОЙ ОБЛАСТИ (ГРИШИН)

Санкция Прокурора: 16/XII-34 г.

***

У.С.С.Р. — Н.К.В.Д.

Ордер № 10595

Действительный на 2 сут.

Декабря «17» дня 1934 г.

Дан на проведение обыска и ареста ХОДАНОВИЧ Марии Георгиевны, проживающей по адресу: ул.Фр.Меринга, (угол Торговой), 22.

***

Постановление

(о начатии следствия)

г.Одесса «17» Декабря 1934 г., Я, Уполномоченный СПО УГБ Одесского Облуправления НКВД — ПОСКРИПКА, рассмотрев материалы о преступной деятельности гр-нки ХОДАНОВИЧ Марии Георгиевны, выразившейся в том, что ХОДАНОВИЧ состоит в к-р организации и проводит а/с агитацию, и усматривая в совершенных обвиняемой ХОДАНОВИЧ Марией Георгиевной действиях признаки преступлений, предусмотренных ст.54-11 УК УССР

ПОСТАНОВИЛ:

На основании п.2 ст.93 и 108 УПК УССР начать по настоящему делу производство предварительного следствия.

Копию настоящего постановления направить Одесскому прокурору.

УПОЛНОМОЧЕННЫЙ (ПОСКРИПКА)

НАЧ IV-го ОТД СПО (ТОЛКАЧЕВ)

СОГЛАСЕН: ПОМ НАЧ СПО (СПЕКТОР)

УТВЕРЖДАЮ: ЗАМ НАЧ УПРАВЛЕНИЯ НКВД по ОДЕС. ОБЛАСТИ (ГРИШИН)

***

Протокол допроса обвиняемого

1934 г. Декабря месяца «19» дня, Уполномоченный УГБ Одесского Облуправления НКВД — Поскрипка допросил в качестве обвиняемой гр. Ходанович, которая дала о себе такие сведения:

  1. Фамилия, имя и отчество — Хаданович Мария Георгиевна.
  2. Возраст — 1887 г.
  3. Место рождения — г.Одесса.
  4. Социальное положение — монашка.
  5. Имущественное положение —
  6. Гражданство — УССР.
  7. Образование — среднее.
  8. Национальность — русская.
  9. Семейное положение — девица.
  10. Категория воинского учета —
  11. Профессия — не имеет.
  12. Место службы и должность или род занятий — без определенных занятий.
  13. Сведения о судимости и нахождении под следствием — судима по ст.54-10 УК в 1931 г., была в ссылке 3 года.
  14. Партийная принадлежность — б/п.
  15. Состоит ли в Профсоюзе — не состоит.
  16. Точный адрес — г.Одесса, Франца Меринга, 22.
  17. Социальное и политическое прошлое — монашка.

Будучи допрошенной по существу дела обвиняемая показала следующее:

До 1906 года я проживала в г.Одессе со своей матерью. В 1906 году ушла в монастырь. Все время до 1922 года я пробыла в Благовещенском монастыре. Была там послушницей и секретарем. После того когда в 1922 г. в монастыре были закрыты церкви я совместно с другими монашками проживала в монастырских помещениях за оградой монастыря, — приблизительно до 1929 года. В 1929 году я перешла на жительство в с.Арнаутка вблизи монастыря, где и пробыла до 1931 года.

В1931 году я была арестована вместе с группой священника Скадовского за а/с агитацию, и была выслана на три года в Архангельск. Скадовский тогда в г.Херсоне организовал какую-то группу православных. В ссылке я пробыла до апреля мес. 1934 года. В конце апреля мес. 1934 года я ( в монастыре из ссылки возвратилась в г.Одессу и поселилась у своей сестры Трехаскальской (неразб.) Евгении Георгиевны, проживающей по ул.Франца Меринга, в д. № 22. Затем перешла на жительство к Пекарской, прож. по Пролетарскому бульвару в д. № 24. У нее я пробыла приблизительно до трех месяцев. Мне в прописке было отказано и я все время проживала без прописки то у Пекарской, то у сестры Трехаскальской.

Из Одессы я выезжала в г.Херсон. Посещала Александру Норову (в монастыре — Олимпия) и иеромонаха Сторчеуса Афанасия. Встречалась с Татьяной Николаевной, монашками Павлиной и Иоанной. Кроме этих посещала еще и других монашек, но кого, сейчас не помню.

В Одессе я кроме Пекарской и Трехаскальской посещала своих знакомых Сафонову Марию Александровну по Внешней ул. 68. С ней проживает какая-то женщина Анна Сергеевна.

Находясь в г.Одессе я вела переписку с проживающими в г.Херсоне Уваровой Александрой Савельевной — монашкой, Тищенко Анастасией Георгиевной. В г.Херсон я писала письмо Сторчеус Елене, но не успела его отправить.

Переписку я больше ни с кем не веду. Монашек также больше не посещала, так как большинство из них отошло от православия. В г.Одессе из своих единомышленников я имею Трехбратского Георгия — бесприходного священника, с которым случайно встретилась в г.Одессе на базаре.

Есть у меня еще единомышленница Трегубова Наталия Викторовна, проживающая в г.Николаеве. Припоминаю, что Трегубова прислала мне два письма. Трегубову я знаю приблизительно с 1923 года. Чем она в данное время занимается я не знаю. Она приглашала к ней приехать, но я к ней не поехала.

Вопрос: По монастырю у вас имеется много знакомых монашек, как часто вы с ними встречаетесь.

Ответ: Большинство монашек посещало сергиевские церкви, а потому я считаю лишились православия. Вследствие этого я старалась с ними не встречаться. Я считаю, что сергиевские церкви потеряли православие, и даже тех священников, которые совершают служение тайно, также потеряли православие, так как в нынешних условиях истинного православия и быть не может. С тех пор, как митрополит Сергий издал декларацию 1927 г. об отношении церкви к государству, в которой выразил свое сочувственное отношение к Соввласти, церковь потеряла православие, так как Сов. государство как безбожное церковь признать не могла.

Показание с моих слов записано правильно, мне зачитано, в чем и расписываюсь. Показание буду продолжать.

Хаданович

Допросил Поскрипка

Протокол допроса от 22 декабря 1934 г.

Вопрос: Что вам известно об организованных нелегальных группах священником Скадовским Иваном и Сторчеусом Афанасием.

Ответ: Мне известно, что после издания митрополитом Сергием декларации, в которой тот излагал отношение церкви к советскому государству, выразив лояльность к Соввласти от имени духовенства, часть духовенства, а в том числе Скадовский и Сторчеус были против данной декларации в части выражения лояльности Соввласти, не признали м.Сергия, оставили свои приходы и стали проводить служения нелегально по квартирам.

Тогда же и были Скадовским и Сторчеусом организованы нелегальные группы так называемых православных.

В эти группы вошли преимущественно монашки б.Благовещенского монастыря и часть мирян, которые не были согласны с декларацией м.Сергия.

В 1931 году Скадовский был арестован. В его же группе была арестована и я. Поэтому же делу были арестованы Захаров Михаил и монашки Митродора, Анюта, Ипполита, Арсения и Глафира. Все мы были высланы. Сторчеус Афанасия к этому времени не было в Херсоне, так как он выехал на Кавказ, где был арестован и выслан. После этого деятельность группы православных прекратилась.

В 1933 или 1934 году из ссылки в г.Херсон возвратился Сторчеус Афанасий, который вновь возобновил деятельность группы православных и с этого времени снова она начала существовать нелегально.

Вопрос: Что вам известно о деятельности в нелегальной группе православных Токовило Ильи и Захарова Михаила.

Ответ: В отношении Токовило и Захарова мне ничего не известно.

Вопрос: Какое вы принимали участие в деятельности нелегальной группы православных в г.Херсоне.

Ответ: Признаю себя виновной в том, что я принимала участие в нелегальных молитвенных собраниях. Посещала я также собрания на квартирах монашек Павлины Заморий и Евлампии Малик. Моления проводил Сторчеус.

Насколько мне известно в настоящее время в группе православных преимущественно состоят монашки.

Показание с моих слов записано правильно, мне зачитано, в чем и расписываюсь. Показание буду продолжать.

Хаданович

Допросил Поскрипка

Протокол допроса от 28 декабря 1934 г.

Вопрос: Когда и при каких обстоятельствах вы познакомились с Трехбратским Георгием Николаевичем.

Ответ: С Трехбратским я познакомилась года четыре тому назад на квартире одной женщины по имени Анастасия, проживающей в г.Одессе. Фамилию этой женщины не помню. Зашла я туда с Александрой Пириковой с тем чтобы познакомиться с Трехбратским как своим единомышленником.

После этого я была выслана и до 1934 года не встречалась с Трехбратским. В 1934 г. летом я снова встретилась с Трехбратским на базаре, а затем по приглашению Трехбратского или Пириковой встречалась на квартире Пириковой Александры, проживающей на Колонтаевской ул. в д. № 46.

На квартире у Пириковой Александры читал акафист Трехбратский. Присутствовали там еще три женщины — фамилий их не знаю.

С Пириковой Александрой я познакомилась случайно года четыре тому назад как со своей единомышленницей. После того когда я вернулась из ссылки, я снова стала встречаться с ней. Кроме её квартиры я встречалась ещё на квартире одной женщины по имени Александра, проживающей по Военному спуску. Эта женщина является моей единомышленницей, с ней познакомила меня Александра Пирикова на могиле священника Ионы Атаманского, где мы проводили моления. На квартире у этой женщины Александры был также и Трехбратский, который читал акафист.

Пирикова Александра, как она мне говорила, училась в гимназии, но нигде не работает; по этому вопросу Пирикова Александра говорит, что ей как православной работать в государственных советских организациях нельзя, потому что это будет прегрешением.

Пирикову Александру насколько мне известно часто посещает Трехбратский Георгий.

Вопрос: Что вам известно о существовании нелегальной группы православных — истинно-православной церкви.

Ответ: Мне известно, что существует группа лиц объединённая одними общими интересами, вдохновителем которой является Трехбратский Георгий Николаевич. В группе состоят лица, которых я уже назвала. Других я не помню. Эта группа православных — истинно-православной церкви не признаёт митрополита Сергия по тем соображениям, что м.Сергий издал декларацию, в которой выразил лояльность Соввласти. По нашему убеждению, как православных декларация эта неприемлема, выражать так лояльность Соввласти православным нельзя, так как это будет ложью, а всякая ложь есть от диавола. Так мы и разъясняем верующим, так как истинная православная церковь не может быть согласна с политикой Соввласти, которая с её безбожием послана верующим в наказание за грехи.

Православный истинно-православной церкви поэтому не должен поддерживать мероприятий Соввласти, (должен) быть в стороне от них, а вместе с тем, стремиться к тому, чтобы восстановить старые устои православной церкви.

Припоминаю, что Пирикова Александра при разговоре в отношении её работы в государственных учреждениях говорила, что она нигде не работает и тогда же она говорила, что заниматься политикой православному — это смертный грех.

Вопрос: Где вы проводили нелегальные моления.

Ответ: Нелегальные моления я проводила два раза у Сафоновой Марии Александровны по Внешней ул. д. № 68. Помню, там присутствовала Анна Сергеевна.

Вопрос: У кого проводил нелегальные собрания Трехбратский Георгий.

Ответ: Не знаю.

Вопрос: Какие ещё помимо указанных вами моментов были предпосылкой к организации группы православных — истинно-православной церкви.

Ответ: Митрополит Сергий в своей декларации выразил сочувственное отношение от имени всего духовенства и верующих проводимым мероприятиям Соввласти, мы же православные с ним согласиться не можем — считаем это неправильным.

Показание с моих слов записано правильно, мне зачитано. Показание буду продолжать.

Хаданович

Допросил Поскрипка

Протокол допроса от 14 января 1935 г.

Вопрос: Какие беседы проводились на устраиваемых нелегальных собраниях у Пирек Александры других лиц, где присутствовал Трехбратский Георгий.

Ответ: В моём присутствии читались акафисты. В отношении бесед я ничего не помню. С мнениями же Трехбратского я давно знакома.

Вопрос: Какие же мнения у Трехбратского.

Ответ: Трехбратский также как и я считает, что сейчас в церкви нет православия потому, что м.Сергий допустил неправильность в изданной декларации, где он писал о лояльности духовенства к Соввласти и писал по вопросу мероприятий Соввласти от имени духовенства сочувственное отношение, помню такими выражениями: «Ваши радости — наши радости». В этом и есть неправильность сергиевского духовенства и отступление его от православия. Это и явилось причиной отхода нас от сергиевского духовенства и организации своих групп истинно-православной церкви.

Вопрос: Какие группы истинно-православных вы знаете.

Ответ: В г.Херсон, где возглавил группу Сторчеус Афанасий и в г.Одессе, где возглавляет группу Трехбратский Георгий, но с составом этих групп я мало знакома.

В г.Херсоне я присутствовала на нелегальных молитвенных собраниях у монашек Павлины, Деворы и Евлампии. Нелегальные моления проводил Сторчеус.

Показание с моих слов записано правильно, мне зачитано. Показание буду продолжать.

Хаданович

Допросил Поскрипка

***

Постановление

г.Одесса, 20 января 1934 г., Я, Уполномоченный УГБ IV-го Отд. СПО УГБ Одесского Облуправления НКВД — ПОСКРИПКА, рассмотрев материалы следственного дела № 11265 по обвинению ХАДАНОВИЧ Марии Георгиевны, в преступлении предусмотренном ст.54-10 УК УССР -

Нашел:

что привлекаемая по делу ХАДАНОВИЧ Мария Георгиевна совершила преступление совместно с проходящими по следственному делу № 11279 ТРЕХБРАТСКИМ Г.Н.и ПИРЕК А.Ф.

Постановил:

Материалы следственного дела № 11265 по обвинению ХАДАНОВИЧ Марии Георгиевны приобщить к следственному делу № 11279 по обвинению ТРЕХБРАТСКИМ Георгия Николаевича и ПИРЕК Александры Францевны по ст.ст. 54-10 и 56-21 УК УССР.

Копию настоящего постановления сообщить Одесскому Областному Прокурору.

УПОЛНОМОЧЕННЫЙ (ПОСКРИПКА)

НАЧ IV-го ОТД СПО (ТОЛКАЧЕВ)

«СОГЛАСЕН»: НАЧАЛЬНИК СПО (БАБИЧ)

«УТВЕРЖДАЮ»: ЗАМ НАЧ УПРАВЛЕНИЯ НКВД по ОДЕССКОЙ ОБЛАСТИ (ГРИШИН)

Протокол допроса от 31 января 1935 г.

Вопрос: Что вы имеете добавить к своим предыдущим показаниям.

Ответ: Подтверждаю свои предыдущие показания. Добавить ничего не имею. Виновной себя признаю только в том, что я посещала нелегальные собрания группы истинно-православных в г.Херсоне и в г.Одессе. В г.Одессе группу истинно-православных возглавлял Трехбратский Георгий. В антисоветской агитации виновной себя не признаю.

Об участниках группы истинно-православных, возглавляемой Трехбратским, кроме указанных мной в предыдущих показаниях больше не знаю.

Больше по настоящему делу ничего показать не могу. Показание с моих слов записано правильно, мне зачитано, в чем и расписываюсь.

Хаданович

Допросил Поскрипка

ГАОО, Р-8065, оп.2, д.9504, лл. 1, 3-6, 45-55

Выписки из протоколов допросовСодержаниеДопросы о.Георгия Трехбратского