«С боями до Эльбы»

Наш днепровский плацдарм

Карта района боевых действий

Карта Черниговско-Припятской наступательной операции

С каждым днем близилось освобождение Советок Украины. Отступая, в звериной злобе фашисты взрывели фабрики и заводы, превращали в руины города и села, уничтожали электростанции, доменные и мартеновские печи, жгли школы, больницы. Гибли тысячи детей, женщин, стариков. Наше Верховное Главнокомандование стремилось как можно скорее захватить Днепр, с тем чтобы враг не успел превратить Донбасс и Левобережную Украину в пустыню.

Днепр входил в состав немецкой линии обороны, начинавшейся от Нарвы и Пскова и доходившей до Черного моря. Гитлеровская пропаганда именовала этот рубеж «Восточным валом», о который-де разобьется наступление Красной Армии [См.: Жуков Г.К. Воспоминания и размышления: Т.2. М.: АПН, 1974, с.196-198.]. В районе Лоев, Радуль, где 60-й дивизии предстояло наводить переправу, ширина Днепра доходила до 500, а глубина до 12 метров; на западном берегу возвышались 25-30-метровые песчаные откосы. Там, против Радуля, оборонялась усиленная 137-я немецкая пехотная дивизия. На берегу противник создал две линии траншей, соединенные ходами сообщения. Каждый метр поверхности реки и вся впереди лежащая местность были хорошо пристреляны из многочисленных пулеметных и орудийных огневых точек, одетых в железо и бетон. Высоты, населенные пупкты и отдельные зд ания немцы подготовили к круговой обороне. Наши войска начали форсировать Днепр с ходу. Две дивизии 61-й армии переправились в районе местечка Любеч, южнее Радуля, и уже несколько дней вели тяжелые бои на плацдарме.

15 октября войска 65-й армии, незаметно переброшенные на юг, неожиданно для немцев начали форсировать Днепр южнее Лоева, а не севернее, как предполагал враг. К исходу дня на правом берегу были главные силы уже трех дивизий — 106, 193 и 69-й. Они захватили на участке Лоев, Радуль два плацдарма, до трех километров по фронту и двух в глубину каждый. На этих плацдармах начались сильные бои. На следующий день 106-я стрелковая дивизия овладела сильно укрепленным районом обороны противника — городом Лоевом, а 69-я — важной позицией, населенным пунктом Шитцы. Западнее его разгорелась ожесточенная борьба. Немцы пытались отбросить наши войска, но тщетно.

Настала очередь вступить в бой 60-й стрелковой дивизии. За несколько дней до форсирования Днепра дивизия под командованием гвардии полковника А.В.Богоявленского, совершив ночной марш, скрытно сосредоточилась в 8 километрах восточнее местечка Радуль. Здесь полки привели себя в порядок, получили пополнение и в течение недели усиленно готовились к форсированию Днепра. Подразделения учились вязать плоты, набивать плащ-палатки соломой, делать из них поплавки, пробуя их на плавучесть на близлежащих озерах. Несколько скрепленных вместе поплавков годились для переправы пулеметов и минометов. С помощью местных жителей были найдены и приведены в порядок спрятанные от врага лодки. В частях и подразделениях на специально организованных слетах бывалые солдаты делились боевым опытом, полученным при форсировании Десны и Сожа.

Дивизии была поставлена задача в ночь на 17 октября форсировать Днепр и наступать в направлении Бывалки — Сенская. Великого напряжения физических и моральных сил требовали подобные испытания. Ведь при переправе негде залечь, укрыться от пуль, как это можно сделать во время боя на суше. Кроме того, высадившись на берег, бойцы должны были немедленно прорывать укрепления противника. Особое мужество предстояло проявить саперам: под огнем противника разминировать подступы к обороне противника на том и другом берегу, подготовить переправу и многократно самим переправляться через реку, сопровождая боевые подразделения, их вооружение и боеприпасы.

Перед форсированием Днепра на собрании партактива, где присутствовало более 250 коммунистов, командир дивизии сделал короткий доклад об итогах прошлых боев и о ходе подготовки к переправе. Выступившие коммунисты заверили командование, что их подразделения с честью решат боевые задачи.

В ночь на 17 октября, соблюдая строжайшую тишину и маскировку, к Днепру выдвинулась отдельная рота под командованием старшего лейтенанта Никифорова. Ей было приказано первой перебраться на правый берег, выбить гитлеровцев из прибрежных траншей, закрепиться и дать возможность другим подразделениям переправиться с минимальными потерями.

Наконец все было готово к броску. Подойдя к реке, бойцы роты, не сговариваясь, один за другим доставали свои ложки, кружки. В раздумье они пробовали на вкус днепровскую воду. О чем думали они в эти минуты? Перед ними был тот заветный рубеж, к которому они пробивались с тяжелыми боями, и не приходилось сомневаться, что враг будет разбит...

Сигнал был подан за два часа до рассвета. Три понтонные лодки с десантом пехоты бесшумно двинулись к западному берегу. Противник обнаружил их при свете ракет, когда они были уже на середине Днепра. На его огонь артиллерия дивизии ответила с восточного берега точными и сильными ударами. Застрочили пулеметы, установленные на носах лодок. Вода кипела от пуль и разрывов снарядов, появились убитые и раненые.

Приблизившись к правому берегу, десант выпрыгнул в студеную воду и атаковал прибрежные траншеи. Не выдержав стремительного удара, немецкое боевое охранение в панике бросилось по ходам сообщения назад, пытаясь укрыться во второй линии окопов.

Вслед за ротой Никифорова поспешно переправлялись стрелковые и другие подразделения первых эшелонов. Противник ожесточенно обстреливал переправу. Фонтаны воды от разрывов снарядов поднимались на 10-15 метров. Успех во многом обеспечивала поставленная саперами дымовая завеса.

К 8 часам утра на правом берегу реки вели бой уже два полка, батальонная, полковая и частично дивизионная артиллерии. Бой на плацдарме с каждым часом усиливался. Стрелковая рота 1285-го полка, которой командовал лейтенант Ф.Д.Панченко, переправившись на западный берег, развернулась в цепь и решительно пошла на врага. Действуя на главном направлении, она отбила три контратаки. Шедший впереди роты бесстрашный лейтенант Панченко погиб геройской смертью. Он был посмертно награжден орденом Отечественной войны I степени. Под неудержимым натиском гитлеровцы были вынуждены оставлять одну позицию за другой. В течение 17 октября части дивизии во взаимодействии со 120-м полком 69-й стрелковой дивизии овладели местечком Бывалки, расположенным на господствующей над местностью высоте, километрах в шести западнее Радуля.

В боях за Бывалки проявил исключительную храбрость и умение командовать командир стрелкового взвода 1281-го полка лейтенант Б.Е.Давлетов. Во время ожесточенного боя лейтенант ловким маневром вывел взвод из-под огня немцев, неожиданно для них выдвинулся вперед и завязал бой на западной окраине села. Враг открыл по взводу ураганный огонь, но Давлетов моментально перестроил боевой порядок, и, навязав противнику гранатный бой, его взвод уничтожил одну за другой огневые точки, а затем очистил окраину деревни от врага.

Одним из стрелковых отделений 1281-го полка командовал младший сержант А.И.Владимиров. В ночь на 17 октября его отделение под сильным огнем врага переправилось через Днепр и вступило в бой в гитлеровских траншеях. В этой схватке Владимиров штыком и гранатой уничтожил семь гитлеровцев. Его отделение прогнало противника с занимаемого рубежа, пробилось на северную окраину деревни Бывалки и, закрепившись там, выдержало две яростные контратаки.

Так же успешно преодолевала сопротивление врага стрелковая рота лейтенанта Ф.А.Ермакова. Закрепившись на северной окраине деревни Бывалки, рота отбила три контратаки превосходящих сил противника и нанесла ему большой урон. В том бою лейтенант Ермаков пал смертью храбрых.

Во время одной из атак командир взвода пешей разведки 1281-го полка сержант А.М.Евдокимов вел за собой не только свой взвод, но и бойцов роты автоматчиков. Они захватили в Бывалках вражескую 57-мм пушку, склад с оружием и боеприпасами и отбили нашу 45-мм пушку.

Накал боя достиг в этот день небывалой силы: за день было уничтожено свыше 1600 солдат и офицеров противника, подбиты и сожжены 9 танков и самоходная установка, уничтожено 11 орудий, 13 минометов и 45 пулеметов, взято в плен 19 фашистов. К концу дня, подтянув резервы, гитлеровцы предприняли новую контратаку, и под давлением их превосходящих сил мы были вынуждены оставить западную часть местечка.

На следующий день бой в Бывалках и за расширение плацдарма возобновился и продолжался еще пять суток. Гитлеровцы, часто контратакуя, стремились во что бы то ни стало отбросить наши части к Днепру. Днем и ночью воины дивизии в неимоверно трудных условиях заболоченной местности дрались за каждую пядь земли.

Наконец сопротивление гитлеровцев было сломлено. В 7 часов 22 октября дивизия полностью овладела местечком Бывалки и, развивая успех, освободила деревню Городок и южную часть села Тростинец.

Так наша дивизия закончила форсирование Днепра, расширение и закрепление плацдарма на его западном берегу. Армия в целом овладела плацдармом до 20 километров по фронту и 5-10 километров в глубину. После этого 60-я дивизия трое суток прикрывала левый фланг наступавших войск 65-й армии.

При форсировании Днепра и сражаясь на плацдарме, бойцы и командиры дивизии проявили жгучую ненависть к врагу и готовность пойти на любые жертвы во имя достижения победы. Наиболее отличившимся воинам дивизии было присвоено звание Героя Советского Союза. В.А.Бердышев, А.И.Владимиров, Б.Е.Давлетов (посмертно), Г.Я.Дмитриев, Ф.А.Ермаков, А.К.Ерохин, Г.М.Ивлев, С.Д.Казанов, В.А.Карпенко, А.Г.Метяшкин, М.К.Тимошенко, К.Е.Ткабладзе, П.Н.Фомичев были первыми Героями в дивизии.

Отважный командир отделения саперов ефрейтор В.А.Бердышев при форсировании Днепра спас группу бойцов. Когда на середине Днепра пробитая осколком снаряда понтонная лодка стала заполняться водой, Бердышев бросился в холодную воду и, держась на плаву, заделал пробоину. Это был уже второй его рейс, за ним последовали многие другие, не менее опасные. Они продолжались до тех пор, пока через Днепр не переправилась вся дивизия.

Не раз в боях с честью выходил из самых трудных обстоятельств сапер младший сержант Г.М.Ивлев. При форсировании Днепра ему вместе с группой бойцов было поручено доставить на противоположный берег и закрепить там конец каната. Отчалив, лодка сразу же попала под огонь вражеских пулеметов и минометов. Ее понесло в сторону, уже размотался весь канат, а до берега было еще далеко. Схватив конец каната в руки, Ивлев бросился в воду. Плыть в намокшей одежде наперекор течению было нелегко. Но перед ним была одна цель — правый берег Днепра... Когда к нему подоспели другие саперы, он уже крепил канат на вкопанном столбе. Оставив четырех бойцов охранять канат, Ивлев возвратился на восточный берег. Трое суток, почти без сна и отдыха, он переправлял на паромах пехоту, артиллерию, боеприпасы.

Герои-саперы совершили при переправе через Днепр уже не первый свой подвиг. В.А.Бердышев, Г.Я.Дмитриев, Г.М.Ивлев и М.К.Тимошенко были награждены орденами и медалями за мужественную работу еще во время форсирования Сева, Десны и Сожа.

Виктор Александрович Карпенко

Лейтенант Виктор Александрович Карпенко - командир пулеметной роты 1281-го полка

Бесстрашно и умело сражался командир пулеметной роты 1281-го полка лейтенант В.А.Карпенко. Он переправился через Днепр одним из первых. Его рота, отбив у противника на западном берегу одну из высот, обеспечила продвижение всего полка. 18 октября, отбивая очередную контратаку противника, отважный командир роты пал смертью храбрых.

В числе первых переправился через Днепр взвод противотанковых орудий младшего лейтенанта К.Е.Ткабладзе. Его орудия из боевых порядков пехоты прямой наводкой громили врага, нанося гитлеровцам тяжелые потери.

С телефонным аппаратом и катушкой кабеля на плоту переправлялся через Днепр командир отделения связи 1285-го полка А.К.Ерохин. Ему было приказано провести связь к переправившимся подразделениям полка. Когда до западного берега реки оставалось несколько метров, взрыв снаряда опрокинул плот. Вплавь достиг Ерохин берега и установил связь с командным пунктом полка на восточном берегу.

20 октября на западном берегу в районе деревни Сенская в бой с вражеской пехотой, двумя 105-мм и пятью самоходными орудиями «фердинанд» вступила артиллерийская батарея под командованием старшего лейтенанта П.Н.Фомичева. Стреляя прямой наводкой, орудия уничтожили один «фердинанд», два 105-мм орудия, 7 пулеметов, штабную повозку с документами и еще много гитлеровцев. Четыре «фердинанда» не выдержали боя и повернули назад. На другой день противник бросил в контратаку до батальона пехоты при поддержке четырех танков. Артиллеристы снова выкатили орудия в боевые порядки пехоты и огнем прямой наводки отбили контратаку, уничтожив до 60 гитлеровцев и танк.

За умелое руководство форсированием Днепра и успешное отражение неоднократных контратак противника на плацдарме командир дивизии гвардии полковник А.В.Богоявленский был награжден орденом Богдана Хмельницкого II степени. Командир 1281-го полка подполковник А.И.Острецов за быстрое форсирование Днепра и личный героизм получил орден Красного Знамени. Сотни воинов были награждены орденами и медалями.

В одном из ночных боев на западном берегу Днепра молодой боец Иван Герасименко отделился от своих и был окружен немцами. Окопавшись, он приготовился к неравному бою. У него было несколько гранат и небольшой запас патронов. Подпустив двух фашистов поближе, Герасименко удачно метнул гранату и уничтожил их. Другие гитлеровцы в свою очередь стали бросать гранаты, завязалась перестрелка. Герасименко стойко оборонялся. Более шести часов продолжалась эта схватка. Свыше 30 гранат разорвалось вблизи бойца, и он был ранен в руку. На рассвете его начал обстреливать немецкий снайпер. Однако мужественный воин выстоял. Утром к нему подоспела помощь, и он возвратился в подразделение, уничтожив за эту ночь немало гитлеровцев.

Осколком вражеского снаряда на западном берегу Днепра был убит отважный офицер-артиллерист Н.И.Полторацкий. Похоронив его с воинскими почестями, бойцы поклялись отомстить фашистам и уничтожить ту пушку и ее расчет, которые послали злополучный снаряд. Три смельчака во главе с командиром взвода Ильченко, взяв с собой рацию, близко подобрались к фашистскому орудию. Рассчитав данные, они передали их по радио батарее. Вскоре грянул ее залп, вражеское орудие и его расчет были уничтожены. Захватив немецкие карты и другие документы, отважная тройка вернулась.

Форсирование Днепра явилось суровой проверкой боеспособности 60-й Сенекой стрелковой дивизии. В этих боях ее личный состав проявил исключительную сознательность и организованность. Выполнение боевых задач проходило при тесном согласованном взаимодействии всех частей и подразделений. Действия пехоты хорошо обеспечивались саперными и понтонными подразделениями и поддержкой артиллерии. Не было перебоев в обеспечении боеприпасами и продовольствием.

Комендант дивизионной переправы майор А.И.Алексеев сумел так расставить силы и средства саперного батальона, что, несмотря на сильный обстрел, на правый берег Днепра без задержек и серьезных потерь были доставлены дивизия, а затем еще гвардейская артиллерийская бригада и артиллерийский полк. Распорядительный комендант переправы обеспечил быстрый ремонт и восстановление вышедших из строя паромов, причалов, десантных лодок.

Лучшие воины, отличившиеся в боях, вступали в партию. Перед форсированием Днепра в дивизии было 769 коммунистов, 398 кандидатов в члены партии и 398 комсомольцев. За время переправы и расширения плацдарма коммунистов стало на 250 человек больше. Заметно увеличились и комсомольские организации.

26 октября 60-я дивизия была выведена из боев в резерв 65-й армии.

От Севска до ДнепраСодержаниеМы вырвем тебя, Беларусь!