Михаил Шкаровский. Судьбы иосифлянских пастырей

Документальные материалы

№20

Из протокола допроса епископа Сергия (Дружинина) от 17 февраля 1931 г.

[...] Причинами, побудившими меня примкнуть к организации «истинно-православных», возглавляемой митроп.Иосифом Петровых, явились мои взгляды в оценке политики сов.власти по церковному вопросу. Оговариваюсь, что «истинно-православными», или «защитниками истинного Православия», называют сами себя лица, примкнувшие к этой наиболее непримиримой церковной группировке. Я считал, что Церковь советская власть стремится уничтожить, разрушает и издевается над святынями и что сама Православная Церковь не может оставаться безучастным зрителем всех этих мероприятий со стороны сов.власти, а скорбит и должна бороться за свое существование. Однако сразу же после выступления группы иерархов Церкви против митрополита Сергия Нижегородского я не примкнул к ним, так как смалодушествовал. После этого некоторые лица, как, например, св.Федор Андреев, св.Василий Верюжский, архиеп.Дмитрий (Любимов), зная мое прошлое, мои взгляды, твердость в вере и православии, уговорили меня примкнуть к этой новой оппозиции. В этих беседах со мной означенные лица высказывали мне точку зрения «истинно-православных» на положение Церкви, взаимоотношение Церкви и сов.власти и перспективы развития Православия. Помню, что св.Федор Андреев, отличавшийся большими познаниями в богословских науках и своим непримиримым отношением к сов.власти, говорил, что «Сов.власть является властью безбожной, разрушающей храмы и оскверняющей святыни, что Церковь не может стоять в стороне от политики, а должна бороться с Сов.властью». Законной властью, по словам Ф.Андреева, является та власть, которая стояла на защите Православия, т.е. царская власть. Преосв.Дмитрий (Любимов) внушал мне мысль «стоять в правоте Православной Церкви», отвергал Сов.власть, как власть безбожную, сатанинскую, с которой необходимо Православной Церкви бороться, и придерживался тех же взглядов, что и св.Ф.Андреев в вопросе о законной власти, т.е. считал, что понятия «Православие и Русь» неотделимы, и законной властью может быть только царская власть. Аналогичных взглядов придерживался и св.В.Верюжский, который со мной еще беседовал о «неканоничности» поведения митроп.Сергия. В результате этих уговоров и по собственному убеждению я примкнул к организации «истинно-православных» в конце 1927 года.

[..] После ареста епископа Любимова Дмитрия я вступил в управление и стал продолжать руководить организацией т.н. «иосифлян» совместно с епископом Докторовым Василием. В управление и руководители я вступил по указанию митрополита Иосифа (Петровых). От митр.Петровых я получал все указания и инструкции. Ко мне со всего СССР приезжали члены нашей организации с просьбой посвящения их в сан священника или архимандрита, для того, чтобы они на месте могли, будучи священником, создавать и укреплять наши церковные ячейки.

Епископ Василий (Докторов) управлял Каргопольской епархией, в его задачи входило насаждение в Каргопольской епархии ячеек нашей организации. Оттуда приезжало духовенство, которое информировало меня и Василия (Докторова) о состоянии там ячеек нашей организации.

Здесь, в Ленинграде, я, с целью увеличения нашего актива, производил посвящения В священники, чтобы они, посвятившись в священники, могли в церквах нашей организации вести работу нашей организации. Сколько, кого посвящал — не помню.

Записано с моих слов правильно.

Е[пископ]Дружинин.

Уполномоченный А.Макаров.

АУФСБ СПб. ЛО, ф. арх.-след. дел, д.П-83017, т.1, лл. 11, 13-14. Подлинник

Документ 19СодержаниеДокумент 21