Глава 2

Пламенный проповедник

о.Серафим

Публицистическая и просветительская деятельность о.Николая — важная страница в его биографии. Сохранившиеся статьи и проповеди, написанные им в разные годы и по разным вопросам, печатались на страницах журнала «Вера и Разум». Они показывают насколько многогранной и одарённой была эта личность. Его публикации по времени условно можно разделить на два периода: те, что появились до и после 1910.

Во всех выступлениях о.Николая в печати проявился, прежде всего, его яркий дар проповедника и миссионера. Но в то же время, эти публикации рассказывают и о нём самом: его раздумьях, скорбях, впечатлениях и сокровенных мыслях. В одних статьях о.Николай проявляет свой дар полемиста, в других — дар духовного наставника, наделённого к тому же литературными способностями и прекрасно владеющего оружием слова. Уже названия публикаций рассказывают о нём достаточно выразительно. Приведём лишь несколько из них:

Последние две статьи были написаны о.Николаем после его публичного выступления в зале Харьковской городской думы. В своих публикациях он не обходит вниманием ни церковные события, ни общественную жизнь города, живо откликаясь на возникающие проблемы и трудности. В одной из самых ранних своих статей, написанных ещё в 1903 о.Николай рассказал об открытии для всех прихожан воскресных чтений в церковно-приходской школе в его родном селе Малыжино. Оно состоялось 3 ноября 1902. Это было важное начинание в его деятельности священника-миссионера. Заканчивая свою заметку, о.Николай писал: «На воскресных чтениях народ будет запасаться новыми, светлыми, добрыми мыслями. Церковь, школа и книга выведут наш тёмный народ на прямую дорогу и внесут в его жизнь яркий свет истинно-христианского учения. Нива народная давно ждёт посева».

Как сельский пастырь, о.Николай выгодно отличался от остальных поиском новых форм работы со вверенной ему паствой. Он был явно озабочен проблемами духовного просвещения народа и обеспокоен его духовной леностью и невежеством.

В 1904 он поместил в журнале заметку под названием «Братский отклик», где обсуждал публикацию о том, следует ли «производить дознание и следствие над духовенством». Ни тема, ни сама постановка вопроса не позволяли ему быть равнодушным.

В преддверии Нового 1905 о.Николай выступил с раздумьями о современных событиях. Для него стало своеобразной традицией — делиться с читателем своими мыслями накануне Нового года. Первая публикация так и называлась «Новогодние думы пастыря церкви» и посвящена она была насущному вопросу о необходимости возрождения церковного прихода. Примечателен эпиграф, который предваряет эти раздумья: «Вы друзья мои, если исполняете то, что Я заповедую вам. Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает Господин…» (Ин.15:14-16). Непосредственным импульсом, результатом которого стало желание о.Николая поделиться своими мыслями и написать эту статью, послужила работа сельского священника Дмитрия Попова «Заметки приходского священника о возрождении церковного прихода». В церковно-приходской жизни первого десятилетия ХХ века, отличавшейся косностью, вопрос об оживлении и улучшении этой стороны деятельности священников, и тем более в сельском приходе, был очень актуальным. Отец Николай вопрошал: «Какое же зерно мы несём каждый на свою ниву? Чем и как засеваем её?» Свои размышления по этому поводу он заканчивал словами прямого обращения к Господу: «Помоги, Господи, пастырям Твоим в новом лете с любовью сеять слово Божие на ниве Твоей!»

В одном из последующих номеров в этом же году появилась статья о.Николая под названием: «За Веру, Царя и Отечество», с подзаголовком: «Мысли пастыря церкви по поводу войны и пагубных толков в некоторой части русского народа». Эта работа была посвящена текущим событиям русско-японской войны и в ней он проявил себя как горячий патриот своей родины. Начинается она так: «Нынешние военные события на Дальнем Востоке захватили внимание всего нашего русского общества, не только образованного, но даже и малограмотных деревенских жителей. Напряжённое внимание всех всецело приковано к интересам и заботам военного времени. Ни на чём другом не хочется серьёзно останавливаться, сосредотачиваться…» Батюшка искренне сетует на то, что ряд революционно настроенных людей, которых он называет «смутьянами и врагами отечества», стремятся «поколебать святые чувства патриотизма, повергнуть народ в малодушие и уныние». Он восклицает: «И грустно, и больно становится за Русь Святую, тоскливо сжимается сердце за русский народ, делающийся жертвою тех безбожных “лжеучителей” и “развратителей”, которые не щадят “стада Христова”». И далее о.Николай говорит: «Нам кажется, что это благодатное слово утешения и успокоения должны и нравственно обязаны принести русскому народу, мы — пастыри Церкви Христовой». И, как кульминация, звучат его заключительные слова: «Веры, веры, побольше веры и надежды на Господа Бога — именно это и должны проповедовать народу служители алтаря в настоящее время».

Его новая статья под названием «Жатва и делатели на ниве Господней» появилась буквально в следующем номере журнала. Подзаголовок вносил уточнения к ряду затронутых в ней вопросов: «По поводу суждений о “свободе совести и свободе исповеданий”». В самом начале статьи он приводит слова из Священного Писания о событиях, которые происходили в жизни первых последователей Спасителя, и далее, проецируя их на современность, переходит к сегодняшним событиям. Он пишет: «Верно то, что нынешние и грядущие скорби пастырского делания нашего духовенства никак не могут быть сопоставляемы в параллель с великим скорбями св.апостолов и их ближайших преемников, тем не менее, и ныне Церковь Христова и её пастыри переживают страдную годину скорбей и тяжких испытаний… Разверните газетные листы, раскройте духовный и светский журнал, заведите разговор с людьми разного возраста, положения и состояния — и вы услышите и прочтёте скорбные ноты о Церкви и пастырях…» Отец Николай констатирует, что обсуждение проблемы свободы совести, и свободы исповеданий, несомненно, отразится на тех людях, которые по-христиански неразвиты и неграмотны. Он вопрошает: «Кто же явится защитником и спасителем сих младенцев по вере.., кто оградит их от лжепророков, которые теперь свободно могут приходить к ним с соблазнами в одежде овечьей, будучи внутри волками хищными?» И сам даёт ответ: «Одни лишь пастыри — добрые делатели на ниве Христовой, и только они одни». Важным условием для утверждения в истинной церкви и для ограждения от увлечения заблуждениями соблазнителей, по его признанию, может стать организация кружков или братств ревнителей православной веры и христианского благочестия. Заметим, на этой ниве он сам много лет самоотверженно работал, как в сельском приходе, так и в городе. Заканчивалась статья его пожеланием укреплять «пастырскую энергию». Каждая его публикация была в возвышенном духе, а слово его было доступно и понятно.

Книга под названием «Бога бойтесь — Царя чтите», которая в дальнейшем фигурирует в материалах следственных дел, к сожалению пока не найдена, но, возможно, она сохранилась в тайниках карательных органов.

В конце 1905 была опубликована статья под названием «К вопросу о чтении св.Евангелия лицом к народу». По обычаю, статья начиналась эпиграфом, взятым из Священного Писания. Был выбран стих из Евангелия от Луки: «Блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его» (Лк.11:28). Он пишет: «Поистине “блаженны” были люди того благодатного времени, когда Господь наш Иисус Христос обитал на земле пречистою Своею плотью, когда Он Сам обращался между людьми, учил их тайнам Царства Божия, открывал все пути ко спасению и делал всё, что было необходимо для возвращения роду человеческому блаженства, утраченного прародителями!.. Блаженно было время, когда Сам Бог был с человеками видимым образом, но во сто крат блаженнее были люди, удостоившиеся видеть Его лицом к лицу и слышать непосредственно из Его уст божественное учение». И далее он переходит к анализу духовных проблем современного человека. Он объясняет читателю, почему в храмах читают на службах фрагменты из св.Евангелия. Их, особенно на Божественной литургии, читают «как бы в воспоминание тех незабвенных дней земной жизни Спасителя, когда Он сам ходил и проповедовал народу Евангелие Царствия, когда народ видел Его лицом к лицу и слушал из Его уст божественное учение». Затем он, делая оговорку, что «не считает себя вполне компетентным в решении вопроса, возникшего в церковной практике», всё же высказывает собственное мнение о нарушении традиции давних дней — читать Евангелие, стоя лицом к народу. Отец Николай говорит, что если бы совершалось чтение св.Евангелия лицом к народу, то поддерживалось бы более благоговейное предстояние молящихся в храме и внимание к тому, что читается.

Став постоянным автором журнала «Вера и Разум», в 1906 о.Николай опубликовал ещё три работы:

Ряд высказанных мыслей раскрывает не только его умонастроения, но и настроения в его среде в целом. Отец Николай писал: «В наши дни Отечество наше переживает трудное, тяжёлое время, и слышен плач истинно-русских, глубоко-патриотичных, верных и любящих сынов и дочерей». Этот плач призывает русских людей «одуматься», объединиться, «спасти православную веру и дорогую Отчизну от явно угрожающей опасности». И такой опасностью ему представлялись, прежде всего, падение веры и нравственности, а также разрушительные революционные идеи, всё более набиравшие силу.

Отец Николай пророчески восклицал: «Мы живём в многомятежное и тревожное время: на наших глазах совершается революционная борьба за верховную власть, вносящая в жизнь бесконечные смуты». Всё это, конечно, не могло не отражаться и на церковной жизни людей. И потому батюшка сокрушался: «На наших глазах святая православная вера и церковь — это незыблемое и драгоценное основание объединения русских людей в могучее царство, делаются как бы гонимыми и бесспорно утесняемыми расколо-сектантством. На наших глазах совершается неслыханное извращение нравственных понятий, грубый разврат, роскошь и расточительность, вопиющих нужд общественных и всеобщих жалоб на затруднение в средствах к жизни, полнейшее неуважение к власти, закону и чужой собственности, отсутствие истинного патриотизма к родной земле и стремление террором, кровью и бомбами ослабить и нарушить основы народной жизни».

Голос пастыря ревностно призывает: «Русь святая, Отчизна дорогая! Зачем же умаляется и омрачается слава о твёрдой и непоколебимой приверженности православной вере сынов твоих, та слава, которая ярким солнышком грела и светила всем, и когда торжественный гул колоколов церковных пел победную песнь святых в недосягаемую высь небесную… Зачем умаляется и омрачается слава о беспредельной любви сынов твоих к родной земле русской?.. Вы молитесь об избавлении земли русской от огня, меча и междоусобной брани. Всмотритесь же хорошенько в самих себя. В вашу жизнь, ваши дела: не увеличиваете ли вы сами отечественных бедствий, или тем, что сеете легкомысленно плевелы неверия, или тем, что толкаете других на путь своеволия, грубого произвола, развращения и насилия, или тем, что обращаете общественные и государственные интересы в свою личную выгоду, или тем, что проявляете преступную деятельность, заботясь больше о своём личном покое, чем о спокойствии и благополучии ближних?» Этот голос не просто вопрошает, он, в стремлении разбудить сознание и совесть, сурово обличает современное ему общество.

Нужно заметить, что в тексте автор очень часто «ключевые», основополагающие мысли выделяет курсивом, стараясь обратить на них внимание своих читателей. Вот одно из таких «выделенных» мест: «Сознаемся же и покаемся: прежде всего, мы сами виноваты в различной степени в той отечественной смуте наших дней и в тех опасностях, которые угрожают единству русского народа и его “тихому и безмолвному житию во всяком благочестии и чистоте”. В нас самих, в семье нашей, в детях наших кроется корень всего того общественного зла, которое свирепым ураганом нахлынуло на всю землю русскую».

Часто в своих статьях и публичных выступлениях о.Николай не только ставил вопросы, но и давал на них ответы. «Кто составляет всякое общество и государство?» — вопрошает он, и затем отвечает: «Наши отцы, братья, дети. А где и как образуются и воспитываются эти люди? — Преимущественно и исключительно в семье». И далее опять выделено курсивом: «Всем и каждому, прежде всего, надлежит воспитать семью свою в духе строго православной христианской веры и беззаветно искренней любви к Отечеству, — это и будет самый верный и самый надёжный залог благоденствия и счастья всего русского народа». Вот почему он так часто направлял свой пастырский голос именно к женщинам — тем, кто в первую очередь нёс бремя воспитания подрастающего поколения и хранительницам семейного очага. Отец Николай был убеждён, что «в воспитании в семье добрых христианских навыков главным деятелем является женщина…»

Отец Николай приводит и слова Достоевского, которого весьма почитал: «Люди образуются ещё в раннем детстве, чтобы и после быть во всяком звании честными не по имени только, а по житию, христианами и гражданами». Он обращается к женщинам с таким призывом: «Объясните же вашим детям, что любить Отечество — значит понимать святое призвание народа и горячо желать, чтобы это призвание скорее осуществилось, что любить Отечество — значит всегда иметь перед глазами высокие цели истины добра, Божией правды и желать, чтобы было сколько возможно больше лучших людей, кои своим словом и примером подвигали бы общество к совершенству». И заканчивает он словами молитвы: «Господи! Спаси святую веру православную и дорогую Отчизну и научи нас всех творить волю Твою!»

На молитве
НачалоСодержаниеОкончание