Феодосий (Кашин Фёдор Федорович) родился в день памяти преподобного Феодосия, игумена Киево-Печерского и Киево-Печерской иконы Успения Божией Матери 3 мая 1841 г. в Пермской губ. в бедной крестьянской семье Фёдора и Екатерины Кашиных. «Будет великим священником, — сказала повивальная бабка, — в монашеской камилавке родился». Господь от чрева матернего сподобил его особенных благодатных дарований. С малых лет Фёдор воспылал пламенной любовью к Богу. Уходил в лес на молитву. Однажды, когда вся большая семья собралась на обед, то вдруг от святого угла, прямо из икон вылетел голубь и сел на руку Федора, который с любовью погладил его. Затем голубь скрылся за иконами. Спустя много лет мать его уразумела, какое это было чудное посещение. В детстве все называли Фёдора батюшкой.
Народное предание утверждает, что в совсем ещё юном возрасте, движимый Духом Святым, Федор необычным образом покинул свой дом. Он как-то увидел на берегу баржу и вошёл на неё вместе с пассажирами, забился в угол. Только через 2 дня на него обратили внимание пассажиры и стали спрашивать, где родители и куда он едет. Фёдор ответил, что у него нет родителей и что он едет на Афон, в святую обитель. Среди пассажиров были паломники, которые ехали на Афон, и так он вместе с ними добрался до Святой Горы.
Обитель Положения пояса Богоматери |
В обители Положения пояса Богоматери, Фёдор попросил игумена оставить его, сказав: «Примите меня к себе, я буду Боженьке молиться и буду вам всё делать». Так до 12 летнего возраста мальчик рос, обучался грамоте, исполнял послушания. Затем игумен взял его к себе в послушники. Разговаривал он только по необходимости. Враг, не терпя такого смирения и добродетели, восставал на него, братия его били, притесняли, но он радовался всему.
В 14 лет Фёдор совершил первое чудо — исцеление одержимой нечистым духом. Это было следующим образом. Афон посетил русский генерал. Он привёз свою больную жену для получения исцеления, так как больной было во сне сказано, что на Афоне она получит исцеление. Вход в Афон женщине воспрещается, и она находилась на пароходе, а генерал отправился в обитель к игумену, рассказал ему всё и просил у него помощи, сказав, что во сне жена видела молодого монаха, который должен исцелить её. Игумен велел всей братии, кроме Фёдора, отправиться на пароход. Но среди них женщина не нашла того, кто был показан ей в видении. Она объяснила, что видела совсем юного монаха. Игумен велел позвать Фёдора, и, когда тот подошёл, женщина увидела его и закричала бычьим голосом: «Вот этот меня изгонит». Все были очень удивлены, так как считали его последним между братии. Игумен спросил его:
— Кому ты молишься, что так сильна твоя молитва?
— Золотенькой Божией Мамочке.
Игумен велел Фёдору взять икону Божией Матери, полить на неё водичкой и принести ему эту воду.
— Отче, дай мне подержать пост три дня, — просил Фёдор.
Игумен благословил его на трёхдневный пост, а по прошествии его Фёдор взял икону Казанской Божией Матери, полил её водичкой, горячо помолился и с игуменом принёс эту воду на пароход больной женщине. Как только женщина увидела их идущих к пароходу с водой, она стала громко кричать:
— Куда ты меня гонишь?
Отслужили молебен над больной, покропили её водичкой, напоили, и она исцелилась. Генерал в благодарность за исцеление жены дал Фёдору большую сумму денег, но он их не взял, а сказал:
— Отдайте это игумену, на святую обитель, а я великий грешник, недостойный такой награды, ибо сам Целитель душ и телес наших через свою Пречистую Матерь помог больной избавиться от её недуга, их и благодарите.
После этого случая братия ещё больше возненавидела юного послушника.
Фёдор должен был принимать постриг, и игумену было открыто, что у него есть родители и он должен взять у них благословение. Игумен позвал Фёдора и сказал ему всё, что ему было открыто в видении. И отправился Фёдор в далекую Пермь на поиски своих родителей. Найдя родителей и утешив их, он получил от них благословение иконой Казанской Божией Матери, и был пострижен на Афоне с именем Феодосий.
После этого он был рукоположен в иеродиакона, а затем и в иеромонаха. Сохранился и документ (в переводе с греческого) о диаконской и иерейской хиротониях о.Феодосия, совершенных митрополитом Нилом:
По письменному приглашениюдостопочтенных Выборных старцевСвященного Иверского Монастыря отправившись в подведомственную монастырю келлию (Честный Пояс) почтенного Старца, русского уроженца, иеромонаха Иоанникия, двенадцатого декабря тысяча восемьсот девяносто седьмого года мы рукоположили в Св.Храме (Честный Пояс Божия Матери) благодатию Всесвятаго Духа по церковному чину, согласно Божественным и Священным правилам Матери нашей Церкви и по предварительному письменному свидетельству и одобрению на возведение на такой сан Духовного его старца Иоанникия, — в чтецы, иподиаконы, диаконы и священники, русского уроженца, послушника названного старца, преподобнейшего Феодосия, твердо держащегося православного учения и ведущего беспорочную жизнь и всеми за таково[го] признаваемого. А так как вышеназванный священник имеет все качества, требуемые для духовника, то посему даем ему позволение исповедывать помыслы желающих приступить к исповеди и как с духовным смотрением устроять покаяние и спасение их, соразмерно силе каждого; и возводимых в сан священства он обязан испытывать и исследовать обстоятельно, как того требует Апостольский и Соборный Закон. Дозволяется же ему постригать и в монахи с испытанием их и быть их восприемником. В удостоверение действительности его священства выдали мы настоящее свидетельство ему, упомянутому иеромонаху Феодосию. На Святой Афонской Горе 14 декабря 1897. Митрополит Нил, бывший Карпатский и Касский.
В 1901 году игумен Иоанникий отошел ко Господу. Особенность Афонских келлий состояла в том, что они переходили по завещанию к ученикам старцев, и о.Феодосий по преемственному праву наследует управление обителью, как сотаинник новопреставленного игумена Иоанникия, руководимый им от юности.
В путеводителе по Святой Горе от 1905 года сказано: «Нынешний настоятель иер[омонах] Феодосий уроженец Пермской губ[ернии], на Афон прибыл более двадцати лет тому назад, где и живет безвыездно в обители Положения пояса Богоматери, здесь же он принял и постриг и в настоящее время настоятельствует» (А.А.Павловский. Спутник русского паломника по Св.Горе Афону. М., 1905, с.141).
5 лет он служил в Константинополе в Русском странноприимном доме Положения пояса Богоматери. Подворье давало приют и пищу русским паломникам. По средам и пятницам о.Феодосий принимал здесь нищих, больных и всех имеющих нужду, раздавал милостыню, вразумлял. Подворье предоставляло паломникам провожатых, которые водили приезжих по городу, показывали святые места и достопримечательности. Не исключено, что такое послушание нёс иногда и о.Феодосий.
Настоятель обители Положения пояса Богоматери |
После Константинополя он направился в Святую Землю, где некоторое время служил при Храме Гроба Господня.
В 1879 г. о.Феодосий вернулся в свою афонскую обитель. Находясь в послушании у настоятеля Иоанникия, он после его кончины в 1901 г., по преемственному праву, стал настоятелем обители, чем очень тяготился. Через несколько лет (в 1907 г.) он освободился от должности настоятеля и отправился в Иерусалим, где принял схиму. По Промыслу Божию, в Иерусалим из России заехал отставной генерал, помещик из станицы Платанировка, где жили его родные, и настоятельно просил его приехать в Россию. Он взял на себя хлопоты по возвращению его на Родину и вскоре получил разрешение на выезд его в Россию. Приехав в Россию, о.Феодосий один год прожил в имении генерала в Платанировке.
Молва о необыкновенном старце мгновенно распространилась среди окрестных жителей. К нему стал стекаться народ, и многие видели в нём истинного служителя Божия и молитвенника к Богу о людских нуждах. Обладая даром духовного прозрения, он многих исцелял от болезней, иных врачевал словом. Ко всем относился чутко и с участием, направляя на путь спасения.
С 1906 г. о.Феодосий служил в Челябинском Богородицком Одигитриевском женском монастыре при настоятельстве 75-летней старицы игуменьи Рафаиле. Главной святыней обители была копия с чудотворной иконы Иверской Божией Матери, под покровом которой много лет подвизался о.Феодосий. Написанная на Святой Горе, она в 1881 г. была перенесена сюда. Из Киево-Печерской Лавры в монастырь доставили копию иконы Успения Божией Матери, что празднуется в день рождения о.Феодосия. Оба образа были местночтимые. Возможно, что в Челябинск о.Феодосий приезжал по делам Палестинского общества или Союза русского народа, к которому принадлежал. Сохранилось выданное ему удостоверение от 15 декабря 1915 года, № 183, подписанное самим А.Дубровиным:
Старец Феодосий высоко ценил значение Царской власти для России. В крушении монархии он видел причину российской трагедии:
«Торжественная и вместе страшная грамота, — говорил преподобный Феодосий (Кашин) Кавказский о грамоте Земско-Поместного собора от 1613 года. — Ею клятвенно связаны с царями Дома Романовых не только сами предки, составители ее, но и все мы, потомки их, до скончания века. Многие угодники Божии, не только новозаветные, но и ветхозаветные, хранили обеты, данные за них прежде рождения родителями их; это обязывает и нас к тому же. Соблюдение сего обета, данного за нас клятвенно нашими предками, — залог нашего благополучия, как временного — на земле, так и вечного — на небесах — по слову Божию; и наоборот: несоблюдение его есть великий грех перед Богом, влекущий за собою наказание, как и показала революция» (Н.Рендаков. Благословляющая на царство // Православный Владикавказ. 1999. № 28, с.5).
С 1912 г. иеромонах Феодосий служит на Кубани, на ст.Кавказская, хутор Романовский (ныне г.Кропоткин).
Камень, на котором молился о.Феодосий |
С 1912 г. по 1925 г. он подвизается в пустыни вблизи Горненской обители «Тёмные Буки» Краснодарского края в 27 км от г.Крымска, недалеко от теперешнего посёлка Горного. Обитель располагалась на скалах в несколько ярусов: сад, домики сестёр. Перебравшись сюда, о.Феодосий семь дней и ночей не сходил с камня, молился, чтобы Господь вразумил его, где возводить церковь. После чего ему явилась Божия Матерь и указала место, где должен быть храм. На этом месте, зеленел барвинок, о.Феодосий и построил небольшую церковь и просфорню. До сего дня из всех окрестных мест это единственные два, которые покрыты барвинком. Кельи из жердей и соломы были сооружены в виде куреней. Здесь же по молитвам о.Феодосия забил из-под земли целебный источник.
Он принимал иногда до пятисот человек в день. Много случаев прозорливости и чудес известно об о.Феодосии, многократно ему являлась Богородица и святые угодники. По молитве о.Феодосия открылся источник, который и до сего времени не оскудевает. Народное название его — Кашкина щель. В Горнюю обитель приезжали многие люди — и те, кто нуждался в духовном окормлении, и просто ради жизненного совета.
В Горненской обители с духовными чадами (Троица 1924 г.)
О.Феодосий обладал даром духовного прозрения. Одних он обличал, других исцелял от болезней, иных врачевал словом. Ко всем относился с участием, направляя на путь спасения. Он заранее знал, кто и с какой просьбой к нему обратится, предвидел будущую жизнь и смерть своих собеседников.
Как-то к старцу обратилась одна монахиня, жалуясь на тяжёлую жизнь и множество скорбей. О.Феодосий ответил ей: «Ты больше работай, и так пройдёт твоя жизнь». Привезли как-то в пустыньку человека на костылях, много лет страдавшего тяжёлым недугом — у него отнялись ноги. Долго исповедовал его батюшка, обличал в грехах, о которых больной давно и помнить перестал. Однако он во всём с батюшкой согласился и горько заплакал покаянными слезами. Старец вышел, принес ему кружку мутной воды и говорит: «Крестись истинно и пей до дна — здесь все твои грехи». После этого осенил его крестом и дал ему крест поцеловать. И свершилось чудо: мужчина встал и, отбросив костыли, сделал несколько неуверенных шагов — он был совершенно здоров! Бросился он на колени и возблагодарил Бога. Батюшка же поднял его и сказал: «Иди в мир и не греши!»
Случалось, что в батюшкину пустыньку приезжало начальство, вереница чёрных машин. Выходили люди, давали старцу деньги, чтобы он молился за них. Некоторое время о.Феодосия не притесняли, поскольку супруга М.И.Калинина была его духовной дочерью. Сам Калинин приезжал в пустыньку, осмотрел всё и дал о.Феодосию документ, что у него здесь приют. Ведь после гражданской войны было много беспризорных детей, одиноких стариков, многие родители не могли прокормить своих детей, а старец всех собирал. Лишние рты были не в тягость — паломники всегда с продуктами приезжали. Однако потом власти уже не смотрели на документ, выданный Калининым, говорили, что здесь церковь, совершаются богослужения, детей учат Закону Божию.
О.Феодосий предсказывал и время гонений. Однажды развалилась построенная келья и о.Феодосий сказал: «Вот подходит время, когда также будут падать столпы веры, не смогут устоять».
О.Феодосия несколько раз забирали в милицию, но всегда отпускали. На Крещение в 1925 г., когда батюшка освящал воду, все явственно видели в крещенских струях множество чудесных рыбок и дивились тому. Старец горько заплакал и сказал: «Сколько много здесь рыбок, и все разбредутся, и останется только четыре рыбки». Этим он предсказывал разгон пустыньки. За две недели до Пасхи о.Феодосий благословил матушек печь куличи и красить яйца. Они удивились, но ослушаться не посмели. Старец освятил в Великую Пятницу пасху, яички и сказал: «Будете разговляться, а меня с вами не будет. Поезжайте в Минводы, живите там». В этот миг в дверь постучали. Вошли трое военных из Новороссийска и сказали, чтобы о.Феодосий собирался. Когда матушки заплакали, он сказал им: «Не скорбеть, а благодарить Бога надо, Спаситель в эти дни страдал, а вы молитесь». После ареста батюшки все разошлись, кто куда, и осталось в пустыньке четверо матушек, как и предсказывал о.Феодосий. Он был увезен в тюрьму г.Новороссийска. По другим данным [4] о.Феодосий был арестован не в 1925 г., а в марте 1927 г. и находился в Новороссийском следственном изоляторе до января 1929 г.
После окончания следствия о.Феодосий по этапу был отправлен в ссылку. Его везли через Новороссийск, Краснодар, Ростов. Это время остаётся почти неисследованным. По некоторым сведениям, он попал на Соловки — что, впрочем, маловероятно, так как среди узников Соловецкого лагеря особого назначения имени его не встречается.
Когда по окончании ссылки в 1931 г. о.Феодосия определили на поселение в Северный край, к нему поехала его духовная дочь Любовь. Увидев её, батюшка обрадовался, как ребенок. «Он был совсем заброшен, маленький, худенький», — вспоминает Люба. Она поселилась вблизи места, где томились изгнанники, и служила батюшке.
По возвращении из ссылки |
6 лет пробыл о.Феодосий в ссылке. Когда срок кончился, они с Любой поехали в Минводы Ставропольского края, где по благословению старца жили его духовные чада матушка Тавифа и Наталия, которые с Божией помощью приобрели хатку, ожидая возвращения батюшки.
По прибытии в Минеральные Воды благодатный старец принял на себя подвиг юродства. Он ходил по улицам в цветной рубашке, играл с детьми, и дети называли его «дедушка Кузюка», много говорил притчами, не всегда понятными для людей. Часто поучал, чтобы читали молитву Иисусову, и говорил, если бы люди знали, что ожидает их после смерти, то день и ночь молились бы Богу.
Неся подвиг юродства, он дерзновенно проповедовал, назидая людей и совершая необыкновенной силы чудеса.
Через несколько дворов от Батюшки, на улице Озёрной, жила женщина. Она несколько лет отбывала тюремное наказание, а её дочь была в приюте. Возвратившись из заключения, она забрала дочь, но жить было не на что. Через несколько дворов на квартире стояли военные, и вот она замыслила свести туда свою дочь, чтобы та блудом добывала себе пропитание. Поздно вечером эта женщина брала воду из колодца и видит, что о.Феодосий бросил ей в дверь какой—то узелок. Она подошла, взяла узелок, а там много денег, одни тридцатки. Она подумала, что старик выжил из ума (он ведь юродствовал), спутал её двор со своим и по ошибке бросил деньги, как бы спрятал их... Утром она пошла к нему с этим узелком и говорит: «Дедушка, вы вчера по ошибке принесли мне узелок с деньгами, вот возьмите». «Когда диавол вложит в ум нехорошие мысли, то Господь говорит моему дяденьке (так он всегда говорил о себе) и посылает в тот дом отвратить зло и погибель души», — ответил ей батюшка. Она не поняла, что он говорит о себе, и говорит ему: «А я никакого дяденьку не видела, а вас, дедушка, видела, как вы в мои сенцы бросили этот узелок». «Бери эти деньги, Господь послал тебе помощь, чтобы ты дочь не ввергла в зло», — сказал ей батюшка. Поняла тогда женщина, что ведомы ему её мысли, упала на колени, со слезами благодаря его. Он же поднял её и сказал: «Благодари Господа и Его Пречистую Мамочку за Их бесконечное милосердие к нам, грешным, молись Богу и расти свою дочь в благочестии». Дочь этой женщины действительно выросла благочестивой и смиренной, вышла замуж за хорошего человека, родились у них трое детей, которых она воспитала честными, добропорядочными людьми. Одному Господу ведомо, откуда Батюшка взял такую большую сумму денег, ведь юродствовал, сам жил бедно, ничего не имел, иногда за целый день не было у него куска хлеба, а тут вдруг такое богатство...
Ночью как-то пришел батюшка к железнодорожнику Петру и говорит: «Пойдём скорее на угольный склад». Дочь их Люба поднялась и пошла за батюшкой, но дорогой вспомнила и говорит:
— Я книжку угольную не взяла.
— Сегодня она не нужна, иди быстрее, — ответил батюшка.
Подходят к воротам склада, а у ворот стоит молодой человек. Батюшка говорит ему: «Что же ты хочешь делать с собой, подумал ли ты, куда пойдёт твоя душа! Воспитывай детей своих и молись Богу. У тебя ведь жена и двое детей, а ты собрался душу свою отдать диаволу». Люба осмотрелась и видит: над его головой на воротах — верёвочная петля. Человек собирался повеситься, но Господь не допустил погибели, ожидая покаяния.
За год до войны раба Божия Александра приехала к о.Феодосию, а он ей говорит: «Будет война, такая страшная, как Страшный Суд: люди будут гибнуть, они отошли от Господа, забыли Бога, и разнесёт их ветер войны, как пепел, и признака не останется, а кто будет призывать Бога, того Господь спасёт от бедствия».
В годы войны в Минводах рядом с железнодорожными путями находилась больница. На рельсах стояла огромная цистерна с бензином. Однажды стрелочники заметили быстро бегущего дедушку Кузюку. В одной руке — крест, другой — силится столкнуть вагоны с места. «Ну и дед чудной, ему ли сдвинуть такую тяжесть?» Только это подумали, глянули — и глазам своим не верят. Вагоны потихоньку сдвинулись с места и покатились по путям. И только они успели откатиться — мощный взрыв потряс воздух. На место, где стояли вагоны, упала бомба, не причинив большого вреда ни больнице, ни людям, работавшим неподалёку. Когда немцы подступали к Минводам, произошёл ещё такой случай. Быстро-быстро, совсем не по-стариковски, подбегает он к детскому саду и говорит гулявшим на улице детям: «Гулю-гулю! За мной, деточки! Бегите за мной!» Забавы ради дети побежали за дедом Кузюкой, воспитатели — за детьми. А в это время снаряд угодил прямо в здание детского сада и разрушил его. Но никто не погиб — всех вывел прозорливый старец.
В последние годы жизни |
В последние годы о.Феодосий жил с послушницами в небольшой хатке. Он почти всё время лежал, а вставал по верёвочке, привязанной над кроватью. Почти всё время молчал. Учил своих духовных детей: «Скажешь не больше семи слов в сутки — спасён будешь». Креститься учил не одним только крестом, а с умной молитвой на устах. Евангелие знал наизусть. Порой без всяких книг читал вслух без перерыва, лампадка и свечи в его комнате сутками не потухали... Советовал своим чадам почаще читать Откровение Иоанна Богослова: «Тогда страх Божий у вас будет».
В Минеральных Водах о.Феодосий продолжал духовно наставлять и спасать людей. Он принадлежал к Катакомбной Церкви — тайно служил, совершал требы и постригал в монашество. Советскую церковь о.Феодосий не признавал и не ходил в неё. Когда-то с ним произошёл такой случай. Он решил пойти на службу в сергианский храм. Была зима. Везя за собой саночки, он с трудом добирался, но уже у самого храма поскользнулся, упал и сильно разбился... Так Господь вразумил его, что даже и заходить в их храмы нельзя.
Скончался о.Феодосий в Минводах 8 августа 1948 г. За несколько дней до этого батюшка заболел. Он лежал больной и говорил: «Через три дня конец света». Люди думали, что он говорит о конце земного мира, но он говорил о своей кончине. На шестой день болезни о.Феодосий поднялся, вышел на улицу, собрал детей. Он их любил и играл с ними. Все удивлялись, такой больной, а бегает, как здоровый. На седьмой день он снова слег и больше не поднимался. Послушница Антонина рассказывала: «Перед смертью, видя нашу растерянность и наше горе, о.Феодосий утешал нас словами: «Обо мне не беспокойтесь. Бог всё устроит». Перед самой кончиной он попросил святой водой обтереть его руки и всех благословил. Одна послушница видела, как Спаситель стоял над батюшкой, держал, как младенца, его душу, а другая видела, как Архистратиг Михаил благославлял батюшку. Когда старец преставился, в святом углу, как на Пасху, зазвонили колокола».
Справка о смерти
Среди почитателей старца были и такие, кто не понимал разницы между истинно-православными и сергианами. Они побежали к патриархийному священнику, а тот на время куда-то уехал. Но неожиданно для них в доме появился незнакомый странник. Всю ночь он читал псалмы и Святое Евангелие наизусть, без книг. Он отпел батюшку — всё по памяти — и после этого бесследно исчез. Так неизвестным катакомбным священником был совершён чин погребения.
Когда выносили гроб, то от него было такое сияние, что фотограф не смог фотографировать. Тогда фотограф сказал:
— Кто был этот человек? Такое сияние вокруг него!
Гроб вызвались нести четверо незнакомых юношей. Они подняли гроб и несли его на руках до старого кладбища. Когда же их хотели пригласить на поминальный обед, юноши исчезли. Некоторые простые люди, не имеющие понятия о существовании Катакомбной Церкви, даже приняли их за ангелов.
После смерти старца многие люди, почитавшие его память получали чудесные исцеления по его молитвам. Люди рассказывали о чудесных явлениях на его могилке. 11 апреля 1995 г. Московская Патриархия перенесла мощи старца в Свято-Михайловский храм пос.Красный Узел, а в августе 1998 г. — в собор Покрова Божией Матери. В Краснодарском крае на месте пустыньки старца Феодосия стоит часовня, в которой собирается много людей.