Итак, когда увидите мерзость запустения, реченную чрез пророка Даниила, стоящую на святом месте, — читающий да разумеет, — тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы... (Мф. 24:15) |
— Читающий да разумеет — Этими словами Господь наш Иисус Христос подчёркивает как важность приведенного пророчества, так и наличие в нём сокрытого таинственного смысла. Святые отцы Церкви рассматривают три исторических периода, на которые могут распространяться эти слова: римо-иудейская война I-II веков, время пред концом мира и период духовно-нравственной борьбы отдельной личности. Первый случай достаточно понятен и не требует особого истолкования для знакомых с историей. Третий вариант широко освещён в святоотеческой литературе. Поэтому обратимся ко второму случаю, особенно важному для нас в настоящее время.
Начнём с того, что цитируемые слова также разделяются на три самостоятельные части, требующие отдельного изучения и истолкования: 1) что подразумевается под “мерзостью запустения, стоящей на святом месте”? 2) кто — под “находящимися в Иудее”? 3) и как понимать слово “горы” в духовном смысле, ведь понятно, что прямое значение этого слова не вполне подходит, например, для людей, живущих в странах или регионах, удалённых от горной местности?
Некоторые толкователи под мерзостью запустения разумеют антихриста, который явится ко времени опустошения вселенной, разрушения церквей и к тому же сядет в храме; а сообразно этому и заповедь о бегстве понимают так: “восшедшие наверх дома, то есть на высоту добродетелей, да не сходят с этой высоты взять телесное (ибо тело — дом души)”.
В этих словах Феофилакта Болгарского даются ответы сразу на все поставленные нами вопросы. Но сей богослов жил в удалённые от нас времена, и, следовательно, не может нарисовать нам достаточно подробной картины происходящего именно теперь. Поэтому, следуя совету богомудрых мужей, обратимся к источникам более близким к нам по времени.
Лев Александрович Тихомиров в своей статье «Апокалиптическое учение о судьбах и конце мира» приводит слова современного ему духовного лица, понимающего слова о “мерзости запустения на месте святом” как павшее, недостойное и неверующее священство. Необходимо заметить, что не все перечисленные характеристики должны обязательно присутствовать одновременно. Следует также обратить внимание и на то, что в этих словах абсолютно не упоминается о еретичестве либо раскольничестве сего священства, и поэтому для бегства в горы совсем не обязательно наличие этих причин — в подобных обстоятельствах такие действия были бы естественны и понятны для всякого грамотного христианина.
Один из авторитетнейших представителей Катакомбной Церкви Епископ Дамаскин, прошедший через горнило духовных и физических страданий, обрушившихся на нас в XX веке, высказывает такую мысль:
Может быть, настало время, когда Господь не хочет, чтобы между Ним и верующими стояла Церковь как посредник, а каждый человек призван стать непосредственно перед Господом и отвечать Ему за себя сам, как это было при праотцах! (Е.Л. Епископы-Исповедники. Сан-Франциско, 1971, с.92).
Схимонах Епифаний (Чернов) приводит следующий эпизод из нашего недалёкого прошлого. Когда верующие прощались со своим пастырем, отправлявшимся в тюрьму, он им говорил:
После нас никого не ищите. Истинные вам не откроются. А тот, кого вы найдёте или он вас найдёт, будет или прелестник, или провокатор-агент. Поэтому, умоляю вас, после нас уже никого не ищите. Лучше вам быть без пастыря и хранить то, что я вам заповедую, чем попасть в страшный обман. Господь-то вас не оставит, если вы смиренно будете нести заповеданное вам истинными пастырями... Никого не ищите, чтобы не было большей беды... Молитесь дома. Если не будет книг, чтобы молиться по ним, в крайнем случае, читайте малое правило преподобного Серафима Саровского — Отче наш (трижды), Богородице Дево (трижды), Верую (единожды)... Несите смиренно епитимию Божию, если придётся быть без пастыря. Эта епитимия не от человека, а свыше от Господа.
Такое состояние церковной жизни евангелист Лука изобразил следующими словами Спасителя: «И скажут вам: вот, здесь, или: вот, там, — не ходите и не гоняйтесь...» (Лк.17:23)
В одном из правил, принятых Усть-Кутским Собором Катакомбной Церкви, состоявшимся в страшном 1937 году, есть такие слова:
Освящённый Собор запрещает в священнослужении всех, мнящих себя не ветвью, а самостоятельным древом церковным. Освящённый Собор не находит необходимым административное единство ветвей Церкви, но единомыслие о Церкви вменяет в обязанность всем.
Итак, мерзость запустения — это реальность нашего бытия, иудеи — это все истинно-верующие, а горы — это жизнь не от мира.