Михаил Шкаровский. Судьбы иосифлянских пастырей

Документальные материалы

№9

Письмо из г.Козлова по поводу отхода от митрополита Сергия архимандрита Илария, настоятеля Тихоновской пустыни Тамбовской епархии

29 мая 1928 г.

Владыко.

Ваш указ о запрещении о.Илария, а главное, выявившееся из него последствие подрывает среди верующих Ваш авторитет, как Архипастыря, но он не согласуется ни с духовными, ни с гражданскими законами: по гражданским Вы упустили из виду неоднократное разъяснение V отдела НКЮ от 25-V-28 г. № 512, что налагаемые церковной властью канонические кары за неподчинение духовной власти, вроде отлучения, запрещения и т.п. в РСФСР не имеют никакой юридической силы.

С духовной же стороны указ издан без предварительного увещания в духе кротости и любви и не установлен срок для исправления и сознания своей вины, а кроме того, он преступен, нарушая собой 3-е правило 111-го Вселенского Соб. 5 пр. I Вселен. Соб. и др.

Но по здравому смыслу — он пристрастен и бессознателен, всем понятно, что обвинение Илария в нарушении целой группы канонов, конечно, простая формальность, вся же соль приказа — «в общении с епископом Алексием Воронежским», с этим пунктом Вы сами себя поставили в неловкое положение, т.к. нет никакого основания ссылаться на него, всем детям известно, что еще от сотворения мира, Бог сначала давал заповеди, а потом уже карал за нарушение их. Так точно и люди — прежде издают законы, а потом уже наказывают.

Вы же начали с конца. Несколько месяцев Вы не осмеливаетесь объявить верующим распоряжение м.Сергия и не объясняете, с кем «православным нашего толка» нельзя иметь общения и почему именно, а налагаете кары; ну где же здесь логика?

Вы затемнили умы верующих, они не могут понять, почему Вы скрываете то, о чем в других городах говорят свободно, и какого направления Вы сами. Ваш архипастырский долг ответить на это, а тогда открыто скажут свое мнение и верующие, нужны Вы будете им или нет, после этого и издавайте Ваши указы, если они успокаивают Вас, для людей же различного духа они никакого значения не имеют.

Лично Вы о.Илария и его жизни совсем не знаете, ясно, что Ваш указ навеян злыми людьми, давно преследующими его за его примерную христианскую жизнь, один из которых 26-го сего месяца пришел к о.Иларию, якобы с увещанием (иеромонах Макарий), и с пеной у рта и со злобой начал изрыгать: «Ах ты, старичишка, ах ты, архимандритишка, ересь разводишь, в тебе бес сидит (сам беснуется, а в других беса видит), сейчас пойдем к епископу каяться (забыл, что для этого есть духовники) и т.д. в том же духе — это образом монашеского смирения перед игуменом и пример исправления в духе любви и кротости.

Кем он на это уполномочен и не подрывается ли подобным поступком авторитет Православной Церкви в лице ее архипастыря?

Вот таким образом верующим только и приходится наблюдать, как священнослужители то епископа православного распинают с поруганием и обливанием помоем, а потом братаются с его иудами; то верующих злословят, не зная, за что; то грызутся между собой из-за доходов, делая Церковь лично присвоенной собственностью, выживая других пастырей из нее, часто с большой семьей; то травят архимандрита, у которого им следовало бы поучаться христианской жизни и т.д. И все это на глазах верующих, а ведь Ап.Петр сказал: «Пастырей Ваших умоляю... пасите Божие стадо, какое у вас, надзирая за ним не принужденно, но охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия, и не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду».

Хороши же примеры! Сколько в них ненависти и злобы! А Господь сказал: «Как можете делать доброе, будучи злы, ибо от избытка сердца говорят уста». И св.отцы говорят: «Гнев, злоба, мстительность — это первые спутники заблуждения».

И при таких условиях смеют говорить, что они спасают Церковь. Может ли быть Церковь без любви? Ведь Господь сказал: «Потому узнают, что вы мои ученики, если будете иметь любовь между собой».

Насилию нет места в Христианской Церкви. Вы заботитесь о внешности, а внутреннее губите, забывая, что сила Церкви — не во внешней ее организации, а во внутреннем единении и любви чад ее.

Не мудрствуйте лукаво, не затемняйте умы верующих, идите открытым путем; тайными и скрытными путями ходят только люди, задумавшие недоброе. В угоду личным интересам не приносите в жертву духовной свободы Церкви, спасайте Церковь вместе с верующими. Соберите распуганное волками в овечьей шкуре стадо воедино, будьте верным пастырем его... Вспомните свои два падения, ведь в третий раз Вас могут не простить ни люди, ни Бог. Господь поможет встать Вам на верный путь. В противном случае помните слова Ап. Павла: «Если же друг друга угрызаете и съедаете, берегитесь, чтобы Вы не были истреблены друг другом». Спасая свою душу, Вы губите ее.

Простите, Владыко, в обыкновенное время я не посмел бы писать Вам этого, но когда свобода Церкви в опасности, верующему молчать нельзя, помня слова, «что Господь мудрых посрамляет и младенцев умудряет». И «только верующему все возможно», — сказал Господь.

1928 г. 29 мая.

Православно верующий козловец А.

Дело митрополита Сергия. С.173-174.

Ответ неразумным и осторожнымСодержаниеОтвет искушающим — Тамбовский документ