Будущий святитель-мученик Сергий (в миру Михаил Александрович Никольский) родился в 1891 году в с.Ново-Никольском Серпуховского уезда Московской губернии в семье протоиерея Александра Исидоровича Никольского. О его жизни до принятия священного сана известно немного.
Некая К.С., знавшая владыку Сергия во время его служения викарным епископом в городе Ефремове Тульской губернии вспоминает о своем знакомстве с ним и о жизни святителя до принятия им епископства следующее:
Мне было 12 лет, когда епископ Сергий (Никольский) появился в нашем городе Ефремове. Он был близок моим родителям и много раз бывал в нашем доме. От родителей я узнала о некоторых моментах из его биографии, но в основном мои воспоминания связаны с личными впечатлениями по церковной жизни нашего городка. Еп.Сергий (Никольский) родом из Серпухова. Отец его, протоиерей Александр, служил в этом городе… В миру еп.Сергия звали Михаилом. Это был красивый, высокий и стройный молодой человек, к тому же обладавший прекрасным тенором. У него была невеста, он должен был вступить в брак. Все приготовления к свадьбе были закончены. Будучи в офицерском звании, ему пришлось участвовать в сражениях. Однажды жизнь его едва не оборвалась. Но Бог услышал молитву его и спас тогда от смерти. Молодой человек дает обет принять монашество и всю свою жизнь посвятить Богу. И он принимает монашество.
В ставших последнее время доступными материалах следственного дела указано, что Никольский Михаил Александрович до 1914 года учился в Петербургской духовной семинарии, в период с 1914 по 1917 годы служил в селе Дмитриевском Алексеевского уезда Тульской губернии народным учителем и псаломщиком, потом до июня 1918 года служил в 30-м запасном пехотном полку в чине прапорщика (служба в запасном полку не исключает его участие в боевых действиях). После он поступил в архиерейский дом Тульской епархии, где принял монашество с наречением имени Сергий, а после был рукоположен в иеродиакона и чуть позже в иеромонаха.
5 апреля 1925 года состоялась его хиротония во епископа, которую совершил лично Св.Патриарх Тихон. Как указано в сборнике, составленном М.Е.Губониным, «Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России» – поставление во епископа состоялось во время последней литургии, совершенной Святейшим Патриархом Тихоном за два дня до его внезапной кончины, в положенное время в храме Большого Вознесения у Никитских ворот. В этом же сборнике приведено и «Слово Святейшего Патриарха Тихона при вручении архиерейского жезла новохиротонисанному епископу Ефремовскому Сергию (Никольскому)»:
– Архиерейство – великая честь, но с ним связаны и великие страдания. Чрез страдания же – к небесной славе!.. [в изложении]
К.С. в своих воспоминаниях также приводит наставление новоиспеченному епископу Ефремовскому от Первосвятителя: «Патриарх Тихон любил еп.Сергия и, посылая его на трудную кафедру в уездный городок Ефремов, говорил: “Я надеюсь на тебя!”».
И далее следуют записанные с ее слов воспоминания об архипастырском служении владыки Сергия:
В то время в Ефремове было 7 храмов (все они позже разрушены). Еп.Сергий в субботу и воскресенье служил в кафедральном (Троицком – ред.) соборе, а остальные дни недели читал акафисты попеременно в других храмах города. Он был прекрасным, красноречивым проповедником. Говорил подолгу, горячо, увлеченно. Проповедь могла длиться полтора часа, и это было обычным явлением. Своими проповедями он стремился воспитать в народе любовь к Богу. Он любил свою паству, и паства его любила. Собой являл он образ апостола и таким остался в памяти у людей.
Некоторые проповеди говорились им специально для детей. Бывало, скажет: «Дети, прошу вас подойти вперед». И когда подходили они к нему ближе, он учил их слову Божию. Эти проповеди остались в памяти навсегда.
После всенощной владыка всех благословлял в отдельности и не уходил из храма до тех пор, пока не благословит последнего.
Владыка Сергий (Никольский) с церковнослужителями, прихожанами и детьми
Помнится, среди прихожан был один юродивый – Егорушка Задонский (он приходил в Ефремов из Задонска). Голубоглазый, в холстинной рубахе, он всегда, и летом и зимой, ходил босым. Однажды после всенощной все прихожане подошли к владыке под благословение и только Егорушка все прикладывался к иконам. Епископ наблюдал за ним и не уходил. С любопытством наблюдали и другие, в особенности дети, – а что же будет?
Наконец, подходит юродивый к епископу. «Егорушка, ты меня испытывал?» – спросил владыка, благословляя его. Лицо епископа, как всегда, было ласковое и радостное. Егорушка кивнул головой, признаваясь, что действительно испытывал терпение владыки.
Рассказывали, что этого Егорушку по его же просьбе родные братья будто бы распинали на воротах, прибивали к ним гвоздями. Возможно, это было не так, но на руках и ногах его действительно были раны от гвоздей.
Вспоминается и другой случай, тоже связанный с этим Егорушкой. Однажды по просьбе владыки игуменья Тульского монастыря мать Митрофания привезла в Ефремов крест с частицами честных древ Животворящего Креста Господня. Крест был деревянный, не очень большой, высотой, возможно, около 30 сантиметров. На ночь его забирали в дома благочестивых семейств, побывал он и в семье К.С. Собрались там благочестивые люди, пришел и Егорушка. Все легли спать, а Егорушка всю ночь недвижимо простоял в молитве. Помнится, пол в доме был очень красивым, покрыт лаком. Когда утром все проснулись, Егорушка собрался уходить. Когда он сошел с места, все увидели на полу два белых следа от ступней – лак в этом месте полностью сошел. За всю ночь Егорушка не шелохнулся, не переступил с ноги на ногу, так что и пол под ним выцвел. Позже, вспоминает К.С., отец принес домой лак и заделал эти два пятна от ступней.
Дом, который занимали родители К.С, был добротным и просторным, но тот же Егорушка предсказал: «Будете жить в сарайчике на два окошечка». Вскоре это предсказание сбылось, семью выселили и она на некоторое время приютилась в сарае.
На всю жизнь запомнились службы с участием еп.Сергия. На Рождество Христово мальчики чудно пели по нотам тропарь и кондак. Владыка перед праздником сам проводил с ними репетиции.
В доме владыки елка зажигалась еще в сочельник, после всенощной, об этом рассказывала его няня Анна Антоновна Типцова.
Удивительной была служба Пасхальной заутрени. После крестного хода владыка стучит крестом в дверь и возглашает: «Христос Воскресе!» И в ответ троекратно доносится из храма пение жен мироносиц: «Воистину Воскресе!» Как звучал в эти дни хор! Управлял им регент из Москвы Виссонов. А каким украшением службы был великолепный голос протодиакона Михаила! Однажды в праздник жен мироносиц после обедни владыка вместе с 12-ю священниками и протодиаконом Михаилом был в доме родителей К.С. на обеде. После обеда, когда владыка собрался уходить, присутствовавшая в доме монахиня Мария хотела подать ему рясу, а К.С. по договоренности должна была подать посох. Священники было воспротивились, пожелали сами одеть владыку, но он остановил их словами: «Сегодня праздник жен мироносиц, пусть они послужат».
Наступил час, когда владыку стали часто вызывать в органы, беседовали с ним, отмечали его природные дарования, предлагали перейти на работу... в театр. Но местным властям не удалось оказать на него воздействия. И тогда вызвали его в Москву, чтобы заключить в Бутырки. Но через некоторое время выпустили его из тюрьмы, и он вернулся в Ефремов. Епископ Сергий рассказывал об этом так: «Раздался лязг ржавого замка, все насторожились. И голос тюремщика: “Никольский! Вы свободны, направляйтесь в Ефремов”. И вот я снова с вами!» Возвращение владыки вызвало у народа столько неописуемой радости! Народ, особенно дети, плакал от радости!
Вскоре после возвращения собрал владыка детей. Угощал из самовара чаем, сам по чашкам разливал чай. И всем подарил по книжке, которая называлась «Маленький христианин». Кто-то из ефремовской паствы написал незамысловатое, но искреннее стихотворение с посвящением епископу Сергию. Оно сохранилось в памяти в такой редакции:
О, премудрый наш Владыка! Тебя Господь Сам к нам послал. О, какой подвиг превеликий Из любви ты к людям взял! Ежедневные служенья Совершаешь по церквам, Твое мудрое ученье Раздается звучно нам. Как среди полей источник, Охлаждающий сердца, Так струится медоточник Любвеобильного отца. |
И мы готовы слушать с жаром Твои пресладкие слова! Не пропали чтобы даром, Но чтобы плод дала земля. Как милосерд Ты к нам, о Боже, Что не оставил град наш пуст! Не должны молчать мы тоже – Ты, как древний Златоуст! Он светильник был великий, Во всей жизни был гоним, И был сослан в город дикий За то, что правду говорил. |
Но он изгнанья не страшился, За скорби Бога благодарил, Венца славы не лишился, Явился чистым перед Ним. |
Это стихотворение принесли К.С. Девочка решила написать музыку к нему. И однажды, когда владыка был в их доме, села за фортепьяно и под собственный аккомпанемент спела ему этот хвалебный гимн. Владыка тепло благодарил за стихи, музыку к ним и за пение К.С.
Вскоре владыка и сам написал стихотворение, а при встрече с К.С. любезно попросил ее написать к нему музыку. Стихотворение это было посвящено покойному патриарху Тихону, которого он горячо любил. Это стихотворение тоже сохранилось в памяти К.С. – вот оно:
И нет того, кто целых восемь лет Стоял на страже Церкви православной, Кто охранял ее в годину тяжких бед От смуты внутренней в борьбе неравной. Жил патриарх, и мы спокойны были, Что святость веры строго сохраним. Мы верили ему, его высоко чтили – Благословение собора было с ним. |
Но час пробил, и мы осиротели, Святейший от трудов своих почил. Уста сомкнуты, очи потускнели, И голос смолк, что правде нас учил. Рука, благословлявшая с любовью Несчетно раз нас знаменьем Креста, Лежит теперь, не греемая кровью, И скорбных чад к ней льнут горячие уста. |
Окончен славный путь Христовой жизни, Высоких подвигов, святительских трудов, – И новый сын превыспренней отчизны Вступил в ряды увенчанных борцов! |
Епископ Сергий вернулся из Бутырок в Ефремов, но местные власти не хотели больше терпеть присутствие в городе этого пламенного проповедника, чудного духовного пастыря. И вскоре епископ был сослан в Задонск.
Но народ не оставлял своего владыку, многие ездили в Задонск, чтобы увидеться с ним, получить от него святительское благословение и вместе с ним помолиться в храме. К.С. тоже вместе с родителями ездила в Задонск, где присутствовала на службе в Скорбященском женском монастыре.
В то время собор в Задонске захватили живоцерковцы. К.С. вспоминает, как владыка, проходя мимо, стал на мостовой на колени и поклонился святому храму. Но в храм не зашел.
Рад был владыка повидаться со своими ефремовскими друзьями. Опять, как в Ефремове, пригласил детей на чаепитие. В белом подряснике сам наливал чай. Уже должна была начаться служба с участием владыки, а детям надо было уже уезжать домой. Чтобы попрощаться с ними, владыка попросил задержать звон на несколько минут. К.С. уходила и, оглядываясь, видела, как владыка благословлял ее, пока она не скрылась у него из виду. И только после этого раздался колокольный звон, зовущий к службе.
Недолго пробыл еп.Сергий в Задонске, вскоре снова вызвали его в Москву. Епископ просит разрешение заехать в Ефремов, чтобы проститься со своей паствой. В храме не разрешили ему даже отслужить молебен, можно было только попрощаться с народом. Но епископу удалось побывать в одном из домов в узком кругу верующих. После чая владыка преподал всем свое последнее благословение. Для каждого нашлось у него доброе, ласковое, увещевательное слово. Нашлось оно и для К.С.: «Молись, терпи и крепись!» Эти слова врезались в память на всю жизнь.
На второй или третий день после прибытия в Ефремов он уезжал в Москву. На перроне собрались тысячи людей, чтобы попрощаться со своим владыкой. А он стоял у окна в вагоне и тоже прощался с народом. Чтобы собравшиеся не могли видеть владыку, в вагоне внезапно был погашен свет. Вскоре поезд тронулся, народ ринулся вперед, вослед ему, но что теперь можно было сделать? Непоправимое совершается быстро. Больше не суждено было людям встретиться с тем, кто отдавал им весь жар своего пастырского сердца.
В Москве еп.Сергий получает назначение в Бузулук.
К.С. в это время, уже пятнадцатилетней девочкой, уезжает в Воронеж, чтобы продолжать свое образование. Узнав об этом, владыка из Бузулука посылает ей в Воронеж свою фотографию – стоит он возле домика, где жил, а из окна выглядывает все та же его няня – Типцова Анна Антоновна. На обороте владыка начертал своей рукой: «Вот куда ты, моя ласточка, прилетела!» А через несколько дней пришла открытка от Анны Антоновны. Она спрашивает: «Узнала ли ты меня в окне домика?»
Потом связь прервалась. Чувствовалось, что с епископом Сергием что-то случилось. Много позже люди рассказывали, что в 1927 году после выхода декларации митрополита Сергия епископ Сергий в храме сам снял с себя епископское облачение и отказался следовать, как он считал, антиканоничным указаниям митрополита Сергия. Был арестован.
В июне 1928 года владыка Сергий выехал по делам в Самару, где 22 числа был арестован сотрудниками ОГПУ. Ему были предъявлены обвинения по статье 58-10 (контрреволюционная деятельность), и он внесудебным порядком, по постановлению Особого совещания коллегии ОГПУ, был лишен права проживания в Средне-Волжском округе (в состав которого входил Бузулук) и в крупных городах СССР. Владыка Сергий отбывал ссылку в Уфе.
Упоминание о епископе Сергии, как об одном из несогласных с позицией митрополита Сергия и порвавшем с ним церковное общение встречается в работе активного деятеля иосифлянского движения конца 1920-х – начала 1930-х годов Г.А.Косткевича «Обзор главнейших событий церковной жизни России за время с 1925 г. до наших дней». (Многие десятилетия считалось, что автор этого документа – католический священник А.Дейбнер, под именем которого он был опубликован в сильно искаженном виде во французской газете русских католиков в 1931 году, а также размещен в уже упоминавшемся сборнике М.Е.Губонина «Акты Святейшего Тихона…» (стр.401-411) и лишь недавно было установлено подлинное имя автора и опубликован его оригинальный текст). Датирован этот документ 10-м марта 1930 г. В нем, в частности, говорится:
Третью группу составило незначительное меньшинство Епископов – открыто и последовательно объявивших Митрополита Сергия предателем и порвавших с ним всякое общение. Последняя группа возглавлялась Митрополитом Иосифом Петербургским, Архиепископом Серафимом Угличским и Митрополитом Агафангелом. К ней примкнуло сразу немного епископов, но по мере того, как все более и более Митрополит Сергий обнаруживает существо своей работы – число епископов в этой группе возрастает. Митрополит Сергий, верный традициям обновленчества, объявил эту группу порвавших с ним связь епископов – «контрреволюционерами», чем, конечно, поспешило воспользоваться ГПУ и ныне лишь один епископ из 17 находится на свободе.
Далее идет перечисление этих 17-ти епископов и под номером 13 указан «епископ Сергий, бывший Бузулукский – в ссылке».
25 марта 1930 года он был арестован в Уфе по делу местного «филиала» ИПЦ и месяц спустя приговорен к расстрелу. 16 мая приговор был приведен в исполнение.
Сохранилось предание, что казнь епископа Сергия состоялась в Оренбурге на горе Маяк. Вместе с ним расстреляли еще несколько человек – монахов Бузулукского мужского монастыря.