Семён (Симеон) Николаевич Самойлович родился 19 июля 1882 г. в Миргороде Полтавской губ. в семье псаломщика. В 1896 г. окончил Лубенское духовное училище. В 1902 г. — Полтавскую духовную семинарию. По окончании семинарии был направлен в Алеутско-Аляскинскую епархию, во главе которой в то время стоял Еп.Тихон (Белавин), будущий Патриарх Московский и всея России. С 1 августа 1902 г. по июнь 1905 г. Симеон служил учителем уналашкинской двухклассной русской школы на Аляске, а с 1 июля 1905 г. — ситкинской (о.Ситка). 25 сентября 1905 г. епископом Аляскинским Иннокентием (Пустынским) он пострижен в монашество. 2 октября того же года рукоположен во иеродиакона, а 25 марта 1906 г. — во иеромонаха с причислением к Ситкинскому архиерейскому дому. В 1905-1908 гг. о.Симеон был миссионером в Северной Америке. С 1 августа 1906 г. он был настоятелем Нучекского прихода и начальником Нучекской Духовной миссии. 25 марта 1908 г. за усердие и ревность по службе о.Симеон награждён набедренником и назначен преподавателем Священного Писания и основного богословия Ситкинской Духовной семинарии. В связи с ухудшением здоровья о.Симеон подал прошение об освобождении от занимаемой должности, и 4 октября 1908 г. его просьба была удовлетворена. Указом Св.Синода от 3 декабря 1908 г. ему было сохранено право ношения золотого наперсного креста из кабинета Его Императорского Величества.
Служение иеромонаха Серафима в далёкой Аляскинской епархии было непродолжительным, но плодотворным. Святитель Тихон высоко ценил ревностного миссионера за личное благочестие, за чуткое и умелое обращение с новопросвещённой светом Христовым паствой.
Миссионерские труды о.Серафима продолжились и по возвращении на родину, во Владикавказе Терской о. С 25 мая по 25 августа 1909 г. он исполнял должность помощника епархиального миссионера.
1 сентября 1909 г. о.Симеон назначен духовником Александровской Духовной Семинарии в г.Ардоне в Осетии с освобождением от должности помощника епархиального миссионера. С 16 октября по 5 декабря 1909 г. исполнял обязанности инспектора Александровской Духовной семинарии. С 13 апреля 1910 года на должности наместника Братского первоклассного монастыря в Могилеве.
С 23 июня 1910 г. о.Симеон наместник, а с 11 мая 1912 г. игумен Ярославского Толгского монастыря. В Ярославской епархии он вновь оказался под архипастырским окормлением свт.Тихона.
О.Симеон вёл при монастыре обширную благотворительную деятельность. В 1913 г. им была устроена сельскохозяйственная пчеловодческая школа с приютом для сирот, в которой за счёт монастыря и благотворителей обучалось до 25 учеников. Кроме того, благодаря щедрому пожертвованию святителя Тихона (5 тыс. рублей), он расширил и обустроил монастырский странноприимный дом, а с началом Первой мировой войны организовал лазарет для раненых.
Как наместник он в августе 1914 г. деятельно участвовал в подготовке и проведении праздника 600-летия монастыря. Руководил торжествами Архиеп. Ярославский и Ростовский Агафангел. Для устройства празднования был учреждён комитет под председательством Еп. Рыбинского Сильвестра. Обитель во главе с её наместником в дни юбилея приняла множество богомольцев. Были устроены навесы для ночлега и раздача хлеба. Паломники бесплатно получали образки, брошюры и листки духовного содержания.
5 сентября 1915 г. о.Симеон назначен настоятелем Угличского Алексеевского монастыря (подворье Покровского Быковского монастыря). 29 июня 1916 г. он возведен в сан архимандрита при том же монастыре. Деятельно он помогал в управлении епархией и Свт.Агафангелу (Преображенскому).
В 1918 г., в дни разгула красного террора по случаю «Ярославского восстания», во время жестокой расправы властей над несколькими сотнями ярославских граждан он проявлял твёрдость и мужество, сохранив обитель от разграбления.
15 февраля 1920 г. о.Симеон хиротонисан во епископа Угличского вик. Ярославской епархии. В июле 1922 г. теперь уже Владыка Серафим арестован за распространение послания Патр.Тихона и за сопротивление изъятию церковных ценностей. Рыбинским губернским Ревтрибуналом он по ст.58-10 УК РСФСР осуждён на 3 года лишения свободы. Заключение отбывал в Ярославской тюрьме, и освобождён по амнистии. 2 октября 1923 г. Вл.Серафим вновь арестован. С 15 января 1924 г. он исполнял обязанности временно управляющего Ярославской епархией. До этого Владыка временно управлял Харьковской епархией. 18 мая 1924 г. — снова арест. В этом же году Патр.Тихоном возведен в сан архиепископа. 12 апреля 1925 г. подписал акт о передаче высшей церковной власти Митр. Крутицкому Петру.
В 1925-1926 гг. в связи с пребыванием Преосвященнейшего Агафангела в Нарымской ссылке Архиеп.Серафим несколько месяцев руководил Ярославской епархией. Сохранился документ от 9 (22) марта 1926 г.: «Ответы управляющего Ярославской епархией, архиепископа Угличского Серафима (Самойловича) на три вопроса Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Нижегородского Сергия (Страгородского) по поводу григорианского раскола и его деятелей». Вл.Серафим говорил об отсутствии у архиеп.Григория (Яцковского) и его единомышленников канонических прав возглавить Церковь: «В итоге получается явный раскол...»
Конец 1925 г. в архипастырстве Серафима был особенно значимым. Промыслом Божиим он был поставлен во главе всей Русской Церкви. Произошло это в сложнейший и напряженный период борьбы за сохранение преемственности руководства высшей церковной властью. Патриарший Местоблюститель Митр.Пётр 23 ноября (6 декабря) 1925 г. за четыре дня до своего ареста сделал завещательное распоряжение, что в случае невозможности ему исполнять должность Заместителя Патриаршего Местоблюстителя его должен заменить один из трёх иерархов: митр. Нижегородский Сергий (Страгородский), митр. Киевский Михаил (Ермаков) либо Архиеп. Ростовский (будущий митрополит) Иосиф (Петровых). Но митр.Михаил «совершенно отклонил от себя Наше поручение». В день ареста Митр.Петра 27 ноября (10 декабря) 1925 г. митр.Сергий был на свободе и как первый кандидат принял на себя управление церковными делами. 25 ноября (8 декабря) 1926 г. он был арестован. В исполнение обязанностей Заместителя Патриаршего Местоблюстителя вступил Митр.Иосиф, и в тот же день подписал Завещательное распоряжение, в котором на случай своего и обоих его предшественников устранения от управления церковными делами назначил трёх временных Заместителей:
Тогда же, в декабре 1926 г., Вл.Серафим был арестован, но через 3 дня освобождён.
После ареста Митр.Иосифа Архиеп.Серафим 16 (29) декабря 1926 г. обратился из Углича с Посланием к архипастырям, пастырям и пасомым Русской Церкви, в котором сообщил о принятии обязанностей Заместителя Патриаршего Местоблюстителя, и призвал всех хранить преданность Святой Церкви:
Подчиняясь воле Божией и принимая на свои слабые рамена возлагаемый на меня тяжёлый Крест, считаю долгом обратиться к собратиям — епископам, пастырям и православно-верующим, умоляя их хранить преданность и послушание Св. Православной Церкви, подчиняясь только законным представителям Патриаршей Православной Церкви.
Далее в своём Послании Архиеп.Серафим просит собратьев епископов до минимума сократить переписку и возможные отношения с главой Церкви и предоставляет все дела, кроме принципиальных и общецерковных, как, например, избрание и рукоположения епископов, решать самостоятельно на местах.
27 марта 1927 г. был освобождён из тюрьмы митр.Сергий и 30 марта (12 апреля) Архиеп.Серафим передал ему свои местоблюстительские полномочия.
За короткий срок своего первосвятительства Архиеп.Серафим проявил себя стойким исповедником и мужественным хранителем интересов Церкви от посягательств безбожной власти. Из воспоминаний бывшего иподиакона Вл.Серафима Михаила Николаевича Ярославского, с которым они в дальнейшем отбывали заключение в одном лагере, известно, что Архиеп.Серафим отверг всяческие попытки вмешательства властей в церковные дела и отклонил предложенный ими состав Синода [Воспоминания М.Н.Ярославского — «Надежда». Душеполезное чтение. Базель, 1994, вып.18, с.164-181].
В марте 1927 г. он был вызван Е.А.Тучковым в Москву. Тогда он находился в заключении во Внутренней тюрьме ОГПУ в течение трёх дней. На предложение Тучкова принять продиктованные Советской властью условия легализации Церкви Архиеп.Серафим ответил отказом, мотивируя это тем, что не считает себя в праве решать основные вопросы принципиального характера без находящихся в заключении старших иерархов. После освобождения он выслан обратно в Углич.
С конца 1927 г. Архиеп.Серафим находился в оппозиции митр.Сергию, отделившись от него окончательно 6 февраля 1928 г. в составе ярославской группы. В тот день он направил митр.Сергию личное письмо. Сохранившийся текст является драгоценным документом, свидетельствующем о высоких христианских добродетелях Вл.Серафима.
Четыре дня спустя митр.Сергий направил в Ярославль письмо на имя Митр.Агафангела, умоляя в нём «сохранить общение с нами, потерпев ещё немного нашим немощам». Хотя послание было адресовано правящему архиерею, косвенно оно, несомненно, было обращено и к Архиеп.Серафиму и другим подписавшим «Обращение».
17 февраля 1928 г. он арестован и сослан в Буйнический Свято-Духов монастырь в 6 верстах от Могилёва. Там он поселяется с 22 февраля. 29 марта (11 апреля) 1928 г. митр.Сергий и Временный при нём Синод в «Постановлении № 76» объявили прещения непринявшим Декларацию архиереям. Четвёртый пункт касался Архиеп.Серафима: «Уволить от управления Угличским викариатством». 17 (30) мая 1928 г. выходит новое т.н. Постановление № 110, которое усиливает прещения в отношении Вл.Серафима и бывшего Пермского Архиеп.Варлаама (Ряшенцева):
Передать их каноническому суду православных архиереев, запретить им временно священнослужение в Ярославской и Московской епархиях и потребовать от них в месячный срок подать письменное отречение от поданного ими заявления 24 января (6 февраля) с.г. и выразить послушание Заместителю Патриаршего Местоблюстителя и Временному при нём Патриаршему Священному Синоду.
Из Буйничского Свято-Духова монастыря Вл.Серафим направил со своей стороны очередное увещательное послание митр.Сергию, которое до нас не дошло. Оно, по мнению современников, развивает высказанные ранее мысли и убеждения.
7/20 января 1929 г. из Буйничского Свято-Духова монастыря под Могилёвом, где находился в ссылке, Архиеп.Серафим написал яркое антисергианское «Послание ко всей Церкви», в котором, обличив митр.Сергия в тяжком грехе «увлечения малодушных и немощных братий наших в новообновленчество», писал также, что все прещения, наложенные и налагаемые митр.Сергием и т.н. Временным Патриаршим Синодом, незаконны и неканоничны, ибо митр.Сергий и его сторонники попрали внутреннюю свободу Церкви и принесли ей много страданий. Начиналось послание таким образом: «Возлюбленным о Господе архипастырям, пастырям и пасомым Православной Российской Церкви». В этом послании говорилось:
В части административной, по управлению церковными делами мы рекомендовали бы всем верным о Господе принять к руководству воззвание почившего Высокопреосвященнейшего Агафангела, Митрополита Ярославского, от мая 1922 года (о переходе на автокефальное самоуправление — прим. ред.) и наш циркуляр от 16/29 декабря 1926 года, обращаясь в крайней нужде к Высокопреосвященнейшему Митрополиту Иосифу (Ленинградскому), от которого мы восприяли 16/29 декабря 1926 года права Заместителя Патриаршего Местоблюстителя и с которым мы находимся в одинаковом ссыльном положении...
ЦДНИ ВО, ф.9323, оп.2, д.П-24705, т.6, л.83.
Послание имело для иосифлян очень большое значение, так как в нём один из самых авторитетных иерархов фактически признал Митр.Иосифа главой Церкви. Оно широко разошлось по стране, его копии в качестве вещественного доказательства антисоветской агитации хранятся в архивно-следственных делах украинских, воронежских и ленинградских иосифлян. Попал этот документ и за границу. Он был опубликован в газете «Царский Вестник», выходившей в Белграде.
Архиеп.Серафим пытался из ссылки оказывать влияние на положение в Ярославской епархии. Так, в феврале 1929 г. Владыка отправил ярославскому викарию еп. Романово-Борисоглебскому Вениамину открытку, в которой сообщал, что окончательно отделился от митр.Сергия, выступил вновь Заместителем Патриаршего Местоблюстителя и даже передал заместительство Митр. Ленинградскому Иосифу, от которого в своё время его и принял (Письмо еп.Вениамина епископу Иннокентию (Тихонову) от 18/31 марта 1929 г. Частный архив).
За «Послание ко всей Церкви» Архиеп.Серафим, находившийся тогда — 2 марта 1929 г. — в Могилёве, был арестован, и 14 марта ему было предъявлено обвинение в том, что он выпускал антисоветские документы. 17 мая по пост. КОГПУ Вл.Серафим за «распространение антисоветских документов» — ст.58-10 УК РСФСР — осуждён на 3 года.
Отбывая заключение на Соловках, он находился на общих работах. На строительных работах во время постройки двухэтажного здания и подъёма кирпичей Вл.Серафим упал с лесов и сломал рёбра. При отсутствии квалифицированного лечения, рёбра неправильно срослись, отчего Вл.Серафим остался инвалидом. Осенью 1931 г. он был переведен на материк — командировка «Новая биржа» (близ Май-Губы) — на инвалидные работы.
Протопресвитер М.Польский приводит рассказ узника, отбывавшего с ним заключение.
Тут я впервые увидел... работая лекпомом при приёмке этапа, Архиепископа Серафима — высокого согбенного старца, с уже остриженными под машинку №1 головой и лицом... мы, лекпомы, старались помочь Владыке, страдавшему двухсторонним хроническим плевритом при декомпенсированном миокардите и общем артериосклерозе. Раз, в конце октября, в сырой ненастный день, проходя мимо землянки — дезокамеры, где производилась дезинфекция вещей при герметически закрытой двери, а заключенный-инвалид караулил снаружи камеру..., я услышал, что зовут меня по имени. Подойдя, я увидел продрогшего Архиепископа Серафима, — «На эти посты ставят на 2 часа по очереди нас, инвалидов; я стою с 12 дня и меня не сменяют (было около 6-ти часов вечера)».
М.Польский, протопресвитер, Новомученики российские, с.12-13.
Во время отбытия Вл.Серафимом заключения ярославских иосифлян окормлял живший в Ленинграде Еп. Копорский Сергий (Дружинин). В 1930 г. он рукоположил иеродиакона Алексеевского монастыря Углича Геннадия (Крылова) в иеромонаха (Журнал Московской Патриархии. 1935, № 23-24, с.3). Иеромон.Геннадий и другие насельники монастыря 22 февраля 1931 г. были арестованы. В обвинительном заключении говорилось, что монастырь играл роль иосифлянского центра в городе и что:
Антисоветская группа церковников в г.Угличе сформировалась в конце 1927 года после опубликования митр.Сергием декларации о лояльности к советской власти. Инициатором её создания был архиеп.Серафим (Самойлович), убывший в 1928 году в ссылку. Группа установила нелегальные связи с Ленинградским центром истинно-православной церкви.
Архив УФСБ РФ по Ярославской обл., ф.арх.-след.дел, д.С-10706.
Постановлением КОГПУ от 6 июня 1931 г. угличские иосифляне были приговорены к 5 годам лагерей или ссылке в Северный край.
В январе 1932 года преосвященный Серафим был освобождён из Соловецкого лагеря и выслан. С 19 января 1932 г. он проживал в г.Козьмодемьянске (Республика Марий-Эл, Горномарийский р-н). 29 декабря 1932 г. — очередной арест. 8 июня 1933 г. Особым совещанием при Коллегии ОГПУ СССР по ст.58-10,11 УК РСФСР Владыка приговорён к ссылке в Севкрай. Всё это время он находился в Доме предварительного заключения. С июня 1933 г. по 21 мая 1934 г. Вл.Серафим отправлен в Архангельскую ссылку.
Вышеупомянутый очевидец этого периода жизни Владыки вспоминает:
Он слабел телесно, но духом был твёрд. Он считал, что в эпоху гонений не должно быть централизованного Церковного Управления. Епископ должен управлять сам своей епархией; в ссылке он возглавляет тайную Церковь, где проживает, ставит тайных священников, совершает тайные постриги...
Больной — Владыка Серафим часто вспоминался мне в скитаниях по тюрьмам и ссылкам, когда лишённый физического общения с верующими, я мысленно в молитве поминал его; мне представлялось его кротко улыбающееся измождённое лицо и, склонив в молитве голову, я словно чувствовал на ней его исхудалую, огрубевшую, покрытую ссадинами архипастырскую руку.
М.Польский, протопресвитер, Новомученики российские, с.16.
Регельсон Л. Трагедия Русской церкви 1917-1945, с.585.
Владыка писал из ссылки своим бывшим прихожанам, два года фактически окормляя не только свою паству, но и истинно-православных Вятской епархии. 19 или 21 мая 1934 г. в Архангельске Архиеп.Серафим был вновь арестован по обвинению в создании новой «контрреволюционной организации сторонников истинно-православной церкви» на территории Ярославской области (Архив УФСБ РФ ЯО, ф.арх.-след.дел, д.С-12005).
По этому т.н. групповому делу — «делу архиепископа Угличского Серафима (Самойловича). 1934 г.» — проходила большая группа людей, в том числе известный свящ.Евлампий Едемский-Своеземцев, освобождённый в сентябре 1933 г. из лагеря. В октябре он ездил в Красноярск, встречался там с Митр. Казанским Кириллом (Смирновым), а затем посетил Павлов Посад, Рыбинск, Ярославль. 3 мая о.Евлампий был арестован в Ярославле, обвинён в том, что «будучи связан с лидерами всесоюзной контрреволюционной церковно-монархической организации ИПЦ, выдвинул перед членами организации задачу созыва церковного собора и перехода на служение в нелегальных церквах». Особым Совещанием при Коллегии ОГПУ от 1 июня 1934 г. Архиеп.Серафим по ст.58-10,11 УК РСФСР был приговорён к 5 годам заключения в лагере, а о.Евлампий — к 3 годам лишения свободы (там же, т.1, л.1-20).
Отбывая наказание в Сусловском отделении Сиблага НКВД (Новосибирская о., Красноярская ж.д., ст.Суслово), Архиеп.Серафим был 15 сентября 1937 г. вновь арестован. Было составлено новое групповое дело «дело архиепископа Серафима (Самойловича). 1937 г.» Во время следствия Владыка содержался в арестном помещении Сусловского ОЛП. Его обвинили в том, что он «организовал и возглавил контрреволюционную группу в лагере, проводя систематически контрреволюционную агитацию». По пост. Ос.Тр.УНКВД по Новосибирской обл. от 28 октября 1937 г. (ст.58-10,11 УК РСФСР) Вл.Серафим приговорён к высшей мере наказания. Он виновным себя не признал, но, всё равно, 4 либо, по другим сведениям, 9 ноября 1937 г. был расстрелян.