Священник Филипп (Аникин)

о.Филипп с семьёй

Отец Филипп Аникин родился в Чувашии в 1878 (или 1880). Служил в Симбирской губернии (ныне Ульяновская обл.) в чувашском селе Кулатка. Это было последнее чувашское село — далее располагались уже мордовские сёла, и первое из них — Новая Лебежайка. В священный сан о.Филиппа в 1915 рукоположил Епископ Палладий Саратовский. Перед тем как стать священником неделю он был диаконом. Матушка Екатерина скончалась в 1946, когда ей было 65 лет. Последние годы (8 лет) она была слепая. У них было десять детей, из которых выжило пятеро.

Отца Филиппа арестовали в 1929 (1930). Тогда прихожане не давали закрыть храм, и его обвинили в подстрекательстве. Батюшке дали 10 лет Соловков.

Он рассказывал, что в лагере ему было легче по сравнению с другими, т.к. он был из простого сословия, привык к чёрной работе. Тяжёло было епископам, которые академию окончили и не знали чёрной работы. Они, бедные, с непривычки мучались. Однажды один заключённый упал у него на глазах, больше идти он не мог, а у него в руках пила и топор. Отец Филипп взял инструменты, помог идти. В разговоре о.Филипп узнал, что этот заключённый — епископ, и он сразу сделал ему земной поклон.

В первый день Пасхи у них произошёл такой случай. Вёл их конвой с работы. Они остановились посреди леса и стали сразу совершать пасхальную всенощную. Было много диаконов, священников, епископов. Сначала, когда священники остановились, то конвойные кричали на них, а потом замолчали, и служба прошла благополучно. В конце начали христосоваться. И даже шпана, которая обычно очень обижала заключенных, начала христосоваться со всеми и вела себя прилично.

Помнил о.Филипп и тех шамординских монахинь, которые не желали работать на безбожников в заключении. Они совсем не брали лагерной пищи. О.Филипп и другие священники приносили им пищу из своих скудных запасов. На Соловках монахини прожили лето, а потом их куда-то увезли и, говорят, убили (см. о них в книге «Новомученики Российские» о.Михаила Польского).

Перед тем, как освободиться, о.Филипп спросил благословение у одного из соловецких епископов: как быть дальше? Владыка сказал:

— Где найдёшь Господу овец, там и паси.

Когада о.Филиппа отправили в лагерь, матушка и двое сыновей поехали в село, старшая дочь, средняя и старший сын в Среднюю Азию. В селе родные, которые как будто должны были бы более всех других сострадать им, не приняли их, а приняла батюшкина сестра Наталья. Она собирала милостыню по деревням и возле церкви. Эта страдалица впоследствии ослепла. А скончалась она, замёрзнув от холода.

Из лагеря батюшка вышел только перед войной. Сначала он приехал к детям в Красноводск в Среднюю Азию. Там у детей квартира была маленькая и места на всех не хватало. Молиться же о.Филипп ходил на кладбище. Власти его заметили и хотели арестовать, поэтому он переехал в Ашхабад и там стал вести скрытный образ жизни. Но спрятаться от вездесущих органов и здесь не удалось, поэтому он переехал в Шумерлю — чувашское село, место поселения раскулаченных. Сноха сюда приехала, а потом позвала к себе и семью о.Филиппа. Пешком о.Филипп ходил по деревням. Странствовал он под видом печника, совершая тайные службы для истинно-православных христиан. К нему обращалось очень много народа. Но когда началась война и стали церкви открывать, то многие пошли в советские церкви. А так как он не пошёл, то многие от него отшатнулись, хотя у батюшки и появилась возможность служить открыто.

Сына о.Филиппа, Ивана, посадили на восемь лет и он попал в Архангельск. Он писал: «Папа, здесь у нас есть такие же, как ты, и дают они нам то же, что и ты даёшь» (т.е. причастие). Вскоре Иван скончался от голода.

Известно, что под окормлением о.Филиппа была и блаженная Варвара, которая перед тем как принять его как истинно-православного священника получила от Бога особое откровение.

о.Филипп и блаженная Варвара

В последние годы жизни у о.Филиппа уже отказывали ноги и он всё больше сидел на коечке. Известно также, что к нему приезжал на исповедь один из последних катакомбных священников — о.Гурий (Павлов) со станции Томлево в Чувашии. Скончался о.Филипп 17 апреля 1974.

Источники

  1. Архив А.М. — г.Харьков.
  2. Воспоминания катакомбников.
  3. А.В.Белгородская. «Потаённая Россия» // «Православная жизнь», № 1 (565), 1997.

Содержание

Используются технологии uCoz