(Сотрудник Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева)
Ровно 140 лет назад, в августе 1850 года жители Бахчисарая с удивлением наблюдали необычную картину. После окончания литургии в православном Бахчисарайском соборе св.Николая духовенство со всего Крыма и паломники, сопровождаемые хором певчих в парадной одежде, двинулись с хоругвями и фонарями к Успенскому пещерному монастырю. Украшением Крестного хода была святая икона Успенской Богоматери, полученная из Киево-Печерской Лавры. Так в день Успения Пресвятой Богородицы, по инициативе архиепископа Херсонско-Таврического Иннокентия, с открытия Бахчисарайского Успенского Скита началось восстановление древних святых для, христиан мест в Крыму.
Инкерманский монастырь св.Климента |
«Крым как будто создан для того, чтоб быть нашим русским Афоном, — говорил впоследствии человек необыкновенной энергии, силы и ума Иннокентий Херсонский. — Я желал бы возобновить на горах его разрушенные храмы и монастыри и поселять в них по одному или по два таких монахов... Если Афон (полуостров в Греции, центр православного монашества) обилует священными памятниками и воспоминаниями, то и русский Афон — Таврида — не уступит в этом Афону греческому».
Свято-Владимирский собор |
А возобновить действительно было что: для России это место тесно связано с истоками христианства. Здесь по церковным преданиям проходила проповедническая деятельность апостола Андрея Первозванного. В Инкерманские каменоломни, где уже было к тому времени более 2 тысяч христиан, римский император Траян сослал в I веке н.э. первого преемника апостола св.Петра — св.Климента. В Инкерманских же каменоломнях страдал другой римский епископ — св.Мартин, сосланный сюда в VII веке из Рима. Христианство в Тавриде достигло таких успехов, что в начале IV века на полуострове было уже 4 епархии: Херсонская, Босфорская, Сугдейско-Фульская и Готская. Херсонская епархия была знаменита не только тем, что просуществовала более 1000 лет, но и тем, что память семи первых херсонских святителей, замученных в начале IV века, почитается ежегодно 7 марта всеми христианами мира. Свидетели раннего христианства — развалины и следы древних храмов в Инкермане, Тепе-Кермане, Мангупе, Качи-Кальоне, Херсонесе, Пантикапее, Партените (ныне Фрунзенское) и других местах Крыма.
Христианство в Тавриде было многонациональным. В ту пору в крымских приходах были греки, готы, местные племена, несколько позже генуэзцы, армяне, грузины.
Георгиевский монастырь |
С вторжением на полуостров в XIII веке монголо-татар наступили для христиан тяжкие времена. Особенно трудно стало с конца ХV века. Турки разгромили генуэзцев Крыма, пал Константинополь — столица православной Византии. Подверглись разгрому и исчезли многие храмы и монастыри. Не случайно до нас почти не дошли документы крымских епархий, исторические реликвии.
Немногим древним святыням удалось выжить. В Крымском ханстве уцелел древний Георгиевский монастырь у мыса Фиолент. Это место, где уже в первых веках существовал христианский храм, было связано с именами многих известных крымских святителей. Как гласит легенда, в память о чудесном спасении погибавших во время кораблекрушения, греки в 891 году основали пещерный монастырь во имя св.великомученика Георгия. С XVI-XVII веков, когда мусульманство стало господствующей религией Крыма, сведения об этом монастыре становятся крайне скудными.
Косьмодемьянский монастырь |
Во времена наиболее тяжких гонений на христиан зажглась звезда и Успенского греческого монастыря у Бахчисарая. История его теряется в веках. В долине у Бахчисарая издавна жили греки, там было их поселение Мариамполь, древняя пещерная церковь. Парадоксально, но именно Успенский монастырь, расположенный рядом с Бахчисараем — сердцем мусульманского Крыма, — стал в годы гонений новым светильником, в котором еще теплился дух христианства. В монастыре тогда находилась кафедра митрополита единственной в ханстве Готфо-Кафийской епархии. В самые тяжелые времена обитель неоднократно получала денежные пожертвования из России и поддерживала многовековые традиции христианства Тавриды.
Однако в целом христианство Крыма в канун его присоединения к России находилось в жалком состоянии. Храмы были крайне бедны и убоги, не превышали размером обычное жилище. Отсутствовали христианские школы.
В 1778 году произошло драматическое переселение христиан за пределы Крыма. Из Бахчисарайского скита последним готфско-кафийским митрополитом Игнатием под охраной русских войск было выведено в Приазовье более 30 тысяч христиан, главным образом греков, русское правительство пыталось оградить единоверцев от предстоящих военных действий. В Мариуполь, основанный вскоре на Азовском море, крымские греки перевезли из Успенского монастыря свою святыню — храмовую икону Богоматери.
Понятно, что перемещение за пределы Крыма значительного числа христианского населения не могло не сказаться на судьбах монастырей и храмов. Они ветшали, пустели. Ситуация не изменилась и после присоединения Крыма к России в 1783 году, хотя в ряде городов полуострова в ту пору начали возводиться новые храмы.
Кизилташский Стефано-Сурожский мужской монастырь. Закрыт в 1923 г. и уничтожен. |
Потерял свое былое величие центр крымского христианства — Успенский монастырь. И хотя в августовский день Успения здесь ежегодно собирались тысячи паломников, в нем уже не было и священнослужителей. Правда, продолжалась жизнь в Георгиевском монастыре, где стараниями министра духовных дел и народного просвещения князя А.Н.Голицына был построен новый храм.
Лишь благодаря прибывшему в 1848 году в Крым архиепископу Иннокентию пришедшие в запустение святые места в Таврических горах стали преображаться. В 1850 году в колыбели христианства на Руси — в древнем Херсонесе — была основана киновия с небольшой каменной церковью во имя св.княгини Ольги. Тогда же, в 1852 году, была восстановлена Инкерманская киновия, где первым действующим храмом стала высеченная в скале древняя церковь во имя Климента — папы Римского.
Место третьей, устроенной заботами Иннокентия киновии тоже было связано с древними преданиями. Издавна и татары, и христиане стекались к целебному источнику в сердце крымских гор, в верховьях Альмы. Христиане называли этот источник Косьмодемьянским. Как гласит предание, святые бессребренники, врачи и чудотворцы Косьма и Дамиан, жившие в III веке, были сосланы в Крым и их молитвами был изведен из земли сей источник.