Схимонах Епифаний, в миру Чернов Александр Андреевич, родился 27 августа 1909 в ст.Бело-Калитвенская Ростовской губ. в казачьей семье. Внук русского ген. Чернова, участника русско-турецкой войны в боях за освобождение Болгарии. Отец — казачий подполковник, нёс службу при царском дворе. После октябрьского переворота его убили и осиротевшего отрока Александра определили в Новочеркасский Донской кадетский корпус на казённый счет. Судьба матери неизвестна. В 1919 эмигрировал за границу вместе с отступающей Белой Армией. На пути в Константинополь заболел тифом. Через Кипр пароходом прибыл в Александрию, где попал в госпиталь. Три года прожил в летней резиденции российского посольства, после чего переехал в Болгарию. Поступил в русскую гимназию в Варне. В 1927 сблизился со свят. Феофаном (Быстровым), бывш. Архиеп. Полтавским и Переяславским (†1940), который в летние месяцы приезжал из Софии в Варну. В 1929 Александр переезжает в Софию и становится келейником Вл.Феофана. В 1932 Архиеп.Феофан отбывает во Францию и уходит в затвор, благословив своему духовному сыну продолжать обучение в Болгарии. Там Александр заканчивает военную Академию, а также историко-филологический и богословский факультеты софийского Университета. В 1933 вступает в ряды русской эмигрантской организации НТСНП (Национально-Трудовой Союз Нового Поколения), боровшейся против Советской власти. В 1934 избирается генеральным секретарем болгарского отдела НТСНП. Работал преподавателем гимназии в Плевна. В конце 1930-х готовил покушение на первого советского полпреда в Болгарии Ф.Раскольникова, однако последний сам стал невозвращенцем, чем расстроил их планы. В 1944 женился и венчался, но после вступления советских войск в Болгарию — арестован в Плевне. Далее 4-х месячным этапом через Румынию, Югославию и Венгрию отправлен в Москву. Помещён в Лефортовскую, затем в Бутырскую тюрьму. Судьба жены неизвестна. Осужден ОСО МГБ к 10 годам лагерей, отправлен в Кировоградскую тюрьму. Далее отбывал срок в Карагандинских лагерях: 1945-1948 — Карлаг, 1949-1950 — Песчанлаг, 1950 — Степлаг, 1955 — Спассклаг IV (Инвалидное отделение Песчанлага в 60 км от Караганды). В заключении познакомился с ИПХ, написал для них свои первые сочинения, в т.ч. противосектантского содержания. Неоднократно подвергался допросам и пыткам от тюремного начальства. Ок.1952 принял подвиг молчания, после чего отправлен в психиатрическое отделение медицинского специзолятора тюремного типа, где после укола в позвоночник у него отнялись ноги. В 1953 попал под амнистию, но освободился лишь в 1955 по состоянию здоровья — с диагнозом мутизм (потеря речи) и парапарез нижних конечностей. Был отпущен на порукик Ф.И.Журбенко, которого вскоре разоблачил как лжеца и провокатора. Перешёл на нелегальное положение. Проживал в ст. Кавказская, затем в Гудаутах, откуда тайно перевезен в Чимкент. В те годы старец передвигался ползком с двумя скамеечками. Продолжал молчать, с людьми общался по фанерной дощечке с прорезанным алфавитом. Примкнул к епархии катакомбного схиархиеп. Петра (Ладыгина), после смерти которого в 1956 возглавил ряд тайных общин ИПХ в качестве духовного наставника. В нач. 1960-х принимает постриг в мантию с именем Антоний в Киеве от иеромонаха Петра (Савицкого) (†1994?) из общины катакомбного схиеп.Михаила (Костюка) Черниговского (†1944) (по др. данным принял постриг от катакомбного иером. Герасима на Кавказе), уходит в затвор. В это время из-под его пера выходит ряд сочинений против сергианства и обновленчества, в частности, правила преп. Феодора Студита, собранные применительно к условиям катакомбного существования Церкви, а также сотницы-двустишия на темы духовно-нравственной жизни и положения в Церкви. В 1966 впервые заговорил, духовные чада вылечили его травами и он постепенно начал ходить. Находился в розыске, скрывался у ИПХ в разных местах СССР, постоянно переезжал с места на место. В частности, о.Епифаний вспоминает: «Переезжать приходилось часто: при малейшем подозрении на опасность меня сразу же перебрасывали на большие расстояния, как правило, из одной республики в другую, за тысячи километров от прежнего укрытия. Меня очень берегли из-за моего духовного образования, так как таких людей Катакомбной Церкви постоянно не хватало... В Катакомбной Церкви меня скрывали совершенно, я жил буквально в четырёх стенах, под открытым небом не был, солнце на меня не светило. Внешнюю жизнь я узнавал постепенно, по рассказам других и во время переездов на новые места...» (Полвека служения России. Интервью с о.Антонием (Черновым) // «Посев». 1979, № 10, с.43-44). Очевидцы свидетельствуют: «Зная, как этот человек может влиять на других, власти охотились за ним, врывались в дома, где старец прятался: «Землю перевернём, а найдём; это заклятый враг советской власти!» Однажды, когда нагрянули с обыском, Дедушка вышел в огород, лёг между грядок. — Прошли мимо и не заметили. В другой раз осматривали чердак. О.Епифаний прикрылся сеном, и опять его не нашли. Таких случаев было много — Господь хранил раба Своего. Даже соседи не подозревали, что рядом с ними живёт посторонний, великий старец и исповедник Катакомбной Церкви» (Ильинская А. Житие схимонаха Епифания. Машинопись. 1995, с.5). О.Антоний вёл борьбу против самозванцев и агентов КГБ, засланных в Катакомбную Церковь под видом священников и епископов. В 1975 арестован в Киеве за самиздат. Новый срок отбывал в мордовском Дубровлаге, в тюрьме для иностранцев. В 1978, как иностранный подданный, ибо за всё время пребывания в СССР советского гражданства не принимал, через правозащитные инстанции добивается разрешения покинуть пределы СССР и эмигрирует в Швейцарию по подставному вызову «племянницы». Оттуда направляется во Францию на поиски архива своего духовного отца Архиеп. Феофана Полтавского. Найдя архив, делает из него копии важнейших документов и сочинений Свят.Феофана. Работает над составлением его подробного жизнеописания. По прибытии за границу сразу же вошёл в состав РПЦЗ, с которой был связан ещё до II Мировой войны, но после встреч с её духовенством и архиереями прервал с нею общение, обличив её в ряде догматических заблуждений. Вскрыл связи руководства РПЦЗ с масонством и ЦРУ, за что заграничный Синод в 1981 опубликовал (со слов Ф.И.Журбенко) компромат на о.Антония с вымышленными в его адрес обвинениями. Так, о.Антоний обвинялся в хлыстовстве, прелюбодеянии, беспоповстве и, что «вёл непримиримую злобную позицию по отношению к священникам, монахам и мiрянам, принадлежащим к официальной Церкви» («Примечательная биография» // «Оповещение ОВЦС Арх. Синода РПЦЗ». Апрель-Июнь 1981. № 37). По поводу отступничества РПЦЗ он пишет ряд статей и начинает работу над своим главным сочинением «Церковь Катакомбная на земле Российской». Некоторое время проживал в румынском монастыре Лавардак на юге Франции, затем вошёл в общение с Синодом ИПЦ Греции юрисдикции архиеп. Хризостома Афинского, но вскоре прервал контакты с ним, сознавая его неканоничность. С мая 1980 — в юрисдикции матфеевского Синода старостильной Церкви ИПХ Эллады. Переезжает в Великобританию и поселяется сначала в Свято-Михайловском приходе в Лондоне у англичанина, принявшего Православие, Владимира Мосса, а затем на о.Мэн в Ирландском море, в приходе иером.Симона (Йенсена). В нач. 1980-х принимает схиму с именем Епифаний. В 1990 посещает СССР, но за нарушение визового режима его высылают из страны. Окончательно возвращается на родину осенью 1991 Много ездит по стране с греческим Митр. Фессалоникийским Хризостомом (Митропулосом) и о.Симоном (Йенсеном), объединяя известные ему катакомбные общины под омофором Греческой Старостильной Церкви, которая открывает в России свой Экзархат. Отец Епифаний ищет возможности восстановления законной иерархии ИПЦ, результатом чего стало рукоположение в 1991 митр.Хризостомом для общин на Сев.Кавказе иерея Иоанна (Попова) и иерея Василия. Также был рукоположен в иеромонаха Феодосий (или Феодор?). В 1990-1993 о.Епифаний часто встречается с общественностью, выступает с проповедями на Съезде Союза Православных Братств и других мероприятиях, ведёт широкую миссионерскую работу. Предостерегает от присоединения к РПЦЗ и Лазарю (Журбенко), изобличив канонические и нравственные преступления последнего. Под конец своей жизни проживал в Пятигорске и Железноводске — в катакомбной общине известного старца Феодосия (Кашина) (†1948). Скончался 2/15 ноября 1994 в Железноводске. Бывшая паства схим. Епифания весьма многочисленна и составляет ок. 20 000 чел. Эти общины, в том числе и монашеские, находятся в Сибири, на Урале, Кавказе (Железноводск, Пятигорск, Минводы и др.), Украине (Харьков, Киев, Закарпатье), в Центральной России (Воронеж, Белгород, Калуга) и в других местах.