Современная Катакомбная Церковь в России является нераздельной частью исторически сложившейся Всероссийской Православной Церкви, которая в этом десятилетии, в 1988 году, отмечает своё тысячелетие. Поэтому Катакомбная Церковь Православная, стоит на тех же незыблемых догматических и канонических основах, на которых стояла Православная Церковь в России в течение своего тысячелетнего существования.
Православная Катакомбная Церковь — всероссийская, потому что охватывает все пределы бывшей России как пределы её исповеднического стояния и мученического страдания, морем крови запечатленного в ХХ веке.
Всероссийская Православная Катакомбная Церковь руководствуется, кроме прочего, ещё и всеми постановлениями Всероссийского Поместного Собора 1917-1918 года, а также всеми тайными Соборами Всероссийской Православной Катакомбной Церкви.
Катакомбный период Всероссийской Православной Церкви начался в момент, когда в Российской Православной Империи Божиим попущением был сломан сложившийся за истекшее тысячелетие политический, социальный и культурный строй. И Россия подпала в октябре 1917 года под невиданное в мире рабство интернационала, внешне прикрытого псевдонимом советской власти, строящей социалистическое государство.
Советская власть, с помощью которой оно командует, официально объявила себя и покоренную страну — атеистическими безбожниками. Но и здесь сокрыт обман. Власть выдает себя всего лишь за безбожную, т.е. безразличную к вопросам веры и безверия, но, судя по делам её, она до предела антитеистична, противобожна. Она — антихристианская по духу — антихристова власть.
Готовясь праздновать двадцатый юбилей своего властвования, советская власть декретом 15 мая 1932 года за подписью Сталина, объявила безбожную пятилетку, согласно которой узаконивалось то, что с 1 мая 1937 года на всей территории Советского Союза имя Божие должно быть забыто. Но осуществлению этого декрета помешала последняя война.
Однако с самого кровавого переворота и насильственного захвата власти в стране, самой большой по территории в мире и, соответственно, богатой ресурсами, открылось и небывалое по размаху и жестокости антихристианское гонение на Церковь Христову. Гонение это приняло чисто апокалиптический характер. Сотни епископов, многие тысячи священства и монашества, а мирян — миллионы — приняли смерть за Христа в изощренных муках, будучи растерзаны, как сказано в Апокалипсисе: зверями земными (6:8), озверевшими людьми.
По приблизительным данным большевистская власть уничтожила в стране от 50 до 65 миллионов человеческих жизней, которых посчитала лишними. И Ленин, вождь российского ужаса, неоднократно хвалился этим: «Нам, господа хорошие, на Россию наплевать!»
Власть советская объявила материалистическое марксистское миропонимание научным и единственно законным. По силе этого атеизм, точнее, антитеизм (антихристианство!) и сатанизм (последняя религия Маркса!), заняли место единственно господствующей религии в СССР. Церковь оказалась вне закона и, как «пережиток капиталистического строя», подлежала полнейшему уничтожению. Но, однако, прямые гонения не дали желанных результатов. Искоренить веру в Бога, Создателя и Промыслителя кровавым террором и уничтожить Церковь советская власть не смогла. Тогда она пошла на подмену Церкви, решила незаметно подменить её изнутри. Вместо истинной — создать ложную церковь, на истинную только похожую, которая бы делала всё, что ей прикажет руководящая ею богоборная власть.
Таким образом, появляется сперва Живая, или Обновленческая Церковь, лжецерковь номер один, а когда она провалилась, на ту заданную властью тему, явилась такая же обновленческая, но уже сергианская лжецерковь номер два. Идейным создателем её явился лично Сталин и ГПУ, а оформителем — митрополит Сергий (Страгородский), не устоявший в истине высший иерарх.
Основоположным камнем в строительстве этой лжецеркви митрополит положил документ, известный под названием Декларации, изданной по тезисам ГПУ в июле 1927 года. Подобную декларацию предлагали в своё время и Святейшему Патриарху Тихону и его преемнику, Местоблюстителю Патриаршего Престола, митрополиту Петру. Но они оба отвергли это предложение, как не подлежащее их компетенции, а митрополит Сергий — принял.
По-видимому, был опубликован только пересказ той тайной декларации, которую митрополит подал на имя Сталина. Но совершенно ясно, что Временный Заместитель Местоблюстителя пошёл на полную капитуляцию перед богоборной, антихристовой властью. Он совершил предательство по отношению к Святой Христовой Церкви и Самому Христу Богу.
Митр.Сергий признал советскую власть, — власть богоборную, законченно антихристианскую, пришедшую со всеми признаками антихристова духа, — властью богоугодной, благословенной от Бога, по благоволению Божию дарованной стране, как пред Богом законную власть.
Он призвал Церковь Российскую благодарить эту власть «за такое внимание к духовным нуждам православного населения» и слиться с нею и радоваться её радостям и печалиться её неудачам.
Говоря перед иностранными журналистами по поводу Декларации, митрополит идёт в своей лжи ещё дальше. Он в корне отрицает какое-либо притеснение, а тем более — гонение на Церковь Православную в СССР. Он объявляет, что Церковь в Советском Союзе пользуется такой свободой, какой она никогда и нигде до сих пор не пользовалась.
Он развенчивает и обвиняет всех священномучеников и священноисповедников, и прочих страстотерпцев во Христе Церкви Всероссийской, принявших преславную смерть ради Господа и заявляет, что они пострадали по своей глупости и упрямству, за то, что занимались политикой, то есть отвергали законность советской власти!
Понятно, что после этого заявления чекисты торжествовали и признали митрополита Сергия своим. Они выражались: «Наш митрополит Сергий...»!
Такая Декларация митрополита, как Заместителя Патриаршего Местоблюстителя, внесла не только раскол в единую Всероссийскую Церковь, но и нечто несравнимо большее, — катастрофически большее.
Вся исповедническая Церковь была глубоко потрясена и возмущена поведением того, кто считался главою этой Церкви. Протестовали и обличали митр.Сергия в малодушии, в нарушении основных законов Святой Соборной и Апостольской Церкви, ему указывали, что это — измена и предательство Христовой Церкви. Это делали — митрополиты, архиепископы, клирики всех званий, монашество и именитые миряне: писатели, академики, профессора и, даже, простецы. Направляли к нему целые делегации. Всё это делалось в надежде на то, что митр.Сергий одумается. Подал свой голос из заточения и подлинный глава Церкви, Местоблюститель митр. Петр. Он предлагал своему временному заместителю уйти с поста с тем, что другой иерарх займёт этот пост. Но митр.Сергий, сознавая, что за ним стоит советская власть, огрызнулся и ответил на все протесты репрессиями против всех несогласных с его правлением. Увы, он оказался узурпатором и диктатором Святой Соборной Церкви. Некий иерарх из единомысленных, — впрочем, с репутацией агента ГПУ, советовал ему: «Как партия раздавила свою оппозицию, так и мы должны раздавить свою!» (архиеп. Серафим Александров).
Нашлось, конечно, немало попутчиков у этого отступления (2 Фес.2:3). Но беззаконному захватчику власти церковной исповедническая Церковь ответила отходом от него и его лжецеркви. Советская власть вступилась за «своего митрополита». Начались повальные аресты непризнающих митр.Сергия и расстрелы. Всероссийская Церковь оделась в багряницу мученичества. И если Катакомбная Церковь зародилась под влиянием гонений со стороны богоборной власти сразу после переворота 1917 года, то через 10 лет, в 1927 году, начался массовый уход в катакомбы по мотивам, вызванным деятельностью митр.Сергия. С этого момента появляется легализованная, советская лжецерковь номер два, сергианская, деятельная сотрудница богоборной власти, — говоря по человечески, — против беззащитной Катакомбной Церкви, к тому же и обвиняемой митр.Сергием в контрреволюции.
Всё малодушное, приспособленческое, готовое идти на все сделки с совестью, говорящее даже и антихристу: «Ты — от Бога!» — и тем самым, оказавшись подлинным отступником от Бога — всё это вошло в сергианские храмы. И, несмотря на явное запрещение апостола молиться за совершающих грех к смерти (1 Ин.5:16), они возносят свои молитвы об антихристовой власти в храмах лжецеркви. И, таким образом, исполняется предсказание Святителя Феофана Затворника, что скоро будет время, когда в храмах (лжецеркви) будут петь и читать, как и прежде, но Православия там не будет. Потому что это — лжецерковь апостасийная, лжецерковь отступления(2 Фес.2:3). А напротив того, — продолжает Святитель Христов, — в какой-нибудь убогой крестьянской избе будет ютиться одинокий монах и здесь, в этой избе, будет подлинная Православная Церковь, — катакомбная!..
Полной противоположностью сергианской лжецеркви, признающей антихристову власть властью от Бога, и признаваемой антихристовой властью — Русской Православной Церковью, — является та исповедническая Катакомбная Церковь, которая засвидетельствовала своё правоверие миллионами мучеников, — иерархов, клириков, монахов и мирян, мужчин и женщин. Лжецерковь их отвергла, перед всем миром она заявила устами митр.Сергия, что никаких гонений нет, следовательно, не может быть и мучеников! А те, кто пострадали, — говорит он, — пострадали по глупостии за свои преступления.
Советская власть уничтожала и до сих пор уничтожает эту, тайно существующую Катакомбную Церковь. И эта Церковь — полный антипод явно существующей и явно лгущей церкви.
Существеннейшим признаком Катакомбной Церкви является то, что она, существуя под советской властью, живет ощущением наступившего конца времён. Это ощущение привито благодатным воспитанием Святого Духа через Слово Божие, с одной стороны, а с другой, — живым словом избранных сосудов благодати, возвещающих скорое наступление последних времен с явлением антихриста. Такими избранниками Божиими были всероссийские старцы ХIX-XX века: преподобный Серафим Саровский, блаженной памяти митрополиты Гавриил Петербургский и Филарет Московский, старцы Оптинские (иеросхимонахи Антоний, Амвросий и др.), старцы Глинские (иеросхимонахи Илиодор и Порфирий), старцы Подмосковные (иеросхимонахи Исидор и Варнава), старцы Валаамские (игумен Назарий и ангелоподобный иеросхимонах Алексий), епископы — Игнатий Брянчанинов и Феофан Затворник, св. Иоанн Кронштадтский и многие другие.
И когда наступило ХХ столетие то, о чём говорил, обливаясь слезами, преподобный Серафим Саровский: «Скоро антихрист будет кресты с церквей снимать, Божии храмы в вертепы обращать... Столько погибнет крещёного народа, что Ангелы Божии не будут успевать принимать души убиваемых... Великая скорбь будет, такая великая, какой не было от начала мира и впредь не будет», то Божии люди поняли, что это время уже наступило при большевизме. Тем более что и великий Оптинский старец, иеросхимонах Амвросий, изъясняя в 1866 году одно знаменательное явление духовного лица, предуказал, что в это время, как время антихриста, « верные чада Святой Апостольской Церкви должны будут укрываться в пещерах», то есть в катакомбах.
Но началовождь советско-сергианской лжецеркви, пытаясь оправдать самого себя, силится отрицать извещение Святого Духа. Он гневно отрицает то, что утверждают благодатные старцы России, что в лице советской власти действует уже противник Христов — антихрист. Об этом митр.Сергий заявил в разговоре с делегацией из Петрограда, возглавляемой епископом Гдовским Дмитрием, на слова Владыки Димитрия: «Молиться за антихристову власть невозможно!», митр.Сергий в раздражении его оборвал: «Ну, какой тут антихрист?!»
Профессор Андреев, член делегации, на это возразил митрополиту: «Но ведь дух-то антихристов!..»
А против возможности Церкви стать тайной, катакомбной, митрополит высказался в своей Декларации, назвав кабинетными мечтателями всех допускающих эту возможность. При этом он не заметил, в какое противоречие впадает не только со Святейшим патриархом Тихоном, что «катакомбы — единственный путь для Церкви Христовой», и с российской иерархией, думающей иначе, но и со всей первенствующей Церковью первых трех веков катакомбного бытия. Больше, с апостольской практикой, насаждавших христианство по методу домашних церквей (Рим.16:4; 1 Кор.16:19; Кол.4:15). Но митр.Сергий попал в роковое противоречие с Самим Господом Иисусом Христом. Спаситель и Своим личным примером и евангельским учением благословил существование сокрытой, тайной, Катакомбной Церкви: «Когда будут гнать вас в одном городе, бегите в другой» (Мф.10:23). А, предвещая немирный конец Своей земной Церкви, Господь в Откровении о мире и Церкви в нём, говорит: «А жена убежала (от змия) в пустыню, где приготовлено было для Неё место от Бога...» (Откр.12:6). И далее: «И даны были жене два крыла большого орла, чтоб она летела в пустыню в своё место от лица змия...» (12:14).
Таким образом, митр.Сергий, как и его последователи, в вопросе о возможности катакомбного существования Церкви, а, одновременно, и по вопросу об антихристе, выражает мнение противоположное как учению Святой Церкви Христовой, так и благодатному руководству святых угодников Божиих. А всё это открывает, что митр.Сергий и иже с ним уклоняются от учения Святой Церкви не в иную степень инакомыслия, а в крайне еретическую.
Величайшая ложь, на какую способен только сам сатана, отец лжи (Ин.8:44) и слуги его, как бесплотные, так и во плоти человеческой, — это ложь, что Бога нет! Большей лжи, чем эта, не может быть во вселенной. И только человек, вполне сдерживаемый злом, способен на такую ложь. И Святое Писание говорит, что в таком человеке — дух антихриста (1 Ин.4:3). «Такой человекесть обольститель и антихрист» (2 Ин.1:7). А советская власть, с тех пор как существует, утверждает эту сатанинскую ложь, что Бога нет! И страну Российскую и мир человеческий силится оторвать от Бога и сделать Его противником. И вот такую-то власть митр.Сергий и те, что с ним, выдают человечеству за власть от Бога!
В первом каноническом правиле святого Василия Великого дано определение понятия ереси с точки зрения Святых Отцов: «Еретиками назвали они совершенно отторгшихся и в самой вере отчуждившихся...» Кто может возражать, кроме Сергия и его последователей, что советская власть, как никакая иная в мире человеческом, совершенно отторглась и в самой вере (своей) отчуждилась от веры в Бога и доказала, что она по духу власть антихриста?!
Божественное Писание ясно говорит об антихристе, что «егоже пришествие по действу сатанину» — в греческом оригинале, «по действию сатаны» — в русском переводе (2 Сол.2:9). Таким образом, святой апостол Павел пишет: «Пришествие (антихриста будет) по действию сатаны!» А святой апостол и евангелист Иоанн Богослов в полученном Откровении Господа Иисуса Христа выражается ещё более ясно: «Зверь (антихрист), которого я видел, был подобен барсу; ноги у него — как у медведя, а пасть у него — как пасть у льва; и дал ему дракон (сатана) силу свою и престол свой и великую власть» (13:2). «И дивилась вся земля, следя за зверем; и поклонились дракону, который дал власть зверю» (13:3).
Следовательно, на основании Божественных Писаний, учение Святой Соборной и Апостольской Церкви об антихристе могло бы быть выражено приблизительно следующими словами:
Когда человечество в своём подавляющем большинстве изберёт путь зла и греха и окончательно уклонится в опустошительное нечестие (Дан.8:13), в отступление от Всевышнего Бога, в апостасию (2 Фес.2:3), тогда Господь отстранится своею предохраняющею благодатию от неблагодарного человечества, предизбравшего путь уклонения от Бога, путь всякого беззакония, послушания и служения диаволу. Господь попустит совершиться до конца тому, что предизбрало само человечество через свободное волеизъявление. И тогда диавол обретёт в лице антихриста, — сперва коллективного, только в совокупности многих осуществляющего программу противника Христова, а затем и возглавленного в едином лице, — своё послушное орудие. Он воцарит его, этого сверх-тирана, которого Писание называет человеком греха и сыном погибели (2 Фес.2:3), а поскольку человечество не одумается, Господь допустит распространиться его тиранической власти и над всею землею... И примут его, выходца из тайны беззакония (2 Фес.2:7), как желанного царя, все живущие на земле, которых имена не написаны в книге жизни у Агнца (Откр.13:8).
А обольщающее лжеучение митр.Сергия и его лжецеркви сводится к тому, что: антихриста, воцарившегося над четвертою частью земли (Откр.6:8), где сатана, по Писанию, дал ему... силу свою и престол свой и великую власть, они, прежде всего, не считают тем, чем эта власть является перед Богом — властью антихриста. А, напротив того, эту богопротивную власть над страною Российской, а теперь уже распространившуюся почти на пол мира, власть антихристианскую и антихристову, в целях обмана только именуемую советской властью, лжеиерарх, не устоявший в истине и послушная ему лжецерковь принимает за пришедшую от Бога, по благоволению и благословению Божию!
На основании всего сказанного прежде, Катакомбная Всероссийская Православная Церковь считает советскую власть — властью коллективного антихриста. А лжецерковь сергианскую, признавшую законной властью, от Бога данной, богоборнейшую, антихристову власть. Катакомбная Церковь считает заражённой ересью из ересей, имеющих быть на земле, ересью антихристовою и призывает всех православных христиан соблюдать анафему всех прежде бывших Соборов Православной Церкви против этой лжецеркви, которая искусственно насаждает во всём мире скрытую в ней последнюю ересь на земле!
И этот вывод делается не случайно и самочинно, а к этому выводу нас подводят постановления:
«Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне» (Мф.6:24). «Что общего у света со тьмою? Какое согласие между Христом и Велиаром?» (2 Кор.6:14-15).
«Верен Бог, что слово наше к вам не было то да, то нет. Ибо Сын Божий Иисус Христос, проповеданный у вас нами, мною и Силуаном и Тимофеем, не был да и нет, но в Нём было да, — ибо все обетования Божии в Нём да и в Нём аминь, — в славу Божию через нас» (2 Кор.1:18-20).
«Но знаю вас: вы не имеете в себе любви к Богу. Я пришел во имя Отца Моего и не принимаете Меня; а если иной придёт во имя свое, его примите» (Ин.5:42-43).
«Кто приходит к вам и не приносит сего учения (что Иисус Христос есть Бог!), того не принимайте в дом и не приветствуйте его. Ибо приветствующий его участвует в злых делах его» (2 Ин.1:10-11).
«Если бы даже мы, или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема» (Гал.1:8).
«Кто не любит Господа Иисуса Христа, анафема, маранафа» (1 Кор.16:22).