О модернизированной церкви или о сергиевском православии

Дорогой брат во Христе. Отовсюду идут все нехорошие вести, что церковные деятели, разделяющие заблуждение митр.Сергия, уже отчасти сознают, что все они сидят в обновленческом болоте, но, чтобы успокоить свою совесть и других, они уверяют себя и пасомых, что декларация и церковная деятельность митр.Сергия касается лишь внешней организационной стороны Церкви Христовой, что митр.Сергий в своей декларации и последующей деятельности не нарушил ни канонов, ни догматов церковных, — что всё им сделанное касается земных внешних интересов Царства Божия, что они, единомышленники митр.Сергия, презрели внешнюю сторону ради сохранения сущности и порядка церковной жизни, — что они решили временно игнорировать, чтобы получить возможность блюсти в чистоте сущность Церкви, как Божию закваску и энергию в жизни людей, а посему не стоит, мол, из-за пустяков смущаться, а тем более отмежеваться от митр.Сергия и осуждать его «многополезную» для Церкви работу. Так ли это? Действительно ли сергиевская декларация и деятельность не затрагивает сути православно-церковнаго вероучения?

Господь наш Иисус Христос, сказавший: «воздадим кесарево Кесареви», и тем определивый отношения Церкви Своей к власти земной, сказал также, в другое время (беззаконному сборищу богоубийц): «но теперь ваше время и власть тьмы» (Лк.22:53). Соответственно этому в пророческих поучительных книгах Ветхаго и Нового Заветов точно различаются времена обычныя, и времена необычныя, ненормальныя, эсхатологическия. О тех и других наиболее подробно говорится у пророка Даниила и в Откровении святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Точно также и святой апостол Павел различает времена нормальныя и последния (1 Тим.4:1-2; 2 Тим.3:1-5)[1] — эпоху великого отступления и явления человека греха, который своей боговраждебной деятельностью погубит вселенную и весь род человеческий. Между тем митр.Сергий в своей декларации и знаменитом указе[2] выставляя себя великим знатоком знамений времени, совершенно игнорирует учение Слова Божия, смешивает времена нормальныя с апокалиптическими, относя к последним завещание апостола Павла (Рим.13:1-7; 1 Тим.2:1-7),[3] сказанное к временам обычным и нормальным.

Св. пророк Даниил (см. главы 7-9, 11-12) точно различает нормальную государственность и боговраждебную, а потому и беззаконное государство последних времен. С особенными подробностями говорит о боговраждебной государственности св. апостол Иоанн Богослов, свидетельствующий о том, что Церковь Христова не поклонится Зверю — человеко-богу, говорящему гордо и богохульно, и предпочтёт жить в пустыне, а поклонятся человеко-богу лишь те, имена которых не написаны в книге жизни (Апок.12 и 13 главы). Хотя, конечно, не исключается возможность того, что в печальныя времена многие церковные вожди поклонятся человеко-богу, его боговраждебной деятельности и растлевающему душу учению, а самих себя и пасомых станут успокаивать и говорить всем, что они не нарушили ни догматов, ни канонов, остаются, как и прежде, православными, не замечая того, что их преступление грешнее и тяжелее, чем ересь и раскол. А когда им возразят и скажут: «Ведь вы же поклонились Зверю и нас ведёте на погибель», они без всякого смущения им ответят: «До Зверя ещё далеко, зачем вы напрасно омрачаете свою душу».

Нечто подобное наблюдается и сейчас. Верующие в Грядущаго судить живых и мертвых отчетливо сознают ту безспорную истину, что Русская Православная Церковь в данную историческую эпоху, либо вступила в период великаго отступления рода человеческаго от веры в Бога, о котором неоднократно говорил ап.Павел (2 Сол.2:3),[4] и который предшествует временам Презреннаго (Дан. 11 глава),[5] либо переживает «годину области темныя» (Лк.22:53) — апокалиптический эпизод, глубоко насыщенный эсхатологическим содержанием — промыслительный намёк Божий на необходимость покаяния и нравственнаго исправления. В том и другом случае Церковь Христова, по примеру святого своего Основоположника и Главы, Господа Иисуса Христа, не должна покланяться боговраждебному институту. Сатана обещал Спасителю все царства мира и славу их, безпрепятственное распространение Христианства без крови и мученичества, без Голгофы и Креста, все блага и удобства вкупе с легализацией проповеди о Царстве Божием в царстве диавола, только при одном условии: «аще пад поклониши ми ся». Но Иисус Христос сказал ему в ответ: «Отыди от Меня, сатана, ибо написано: Господу Богу твоему покланяйся, и Ему Одному служи» (Мф.4:9-10). Однако митр.Сергий поступил иначе. Исходя из ложных понятий о толкованиях пророческих книг слова Божия, игнорируя знамения времени, церковное предание и святоотеческое учение (см. молитву свят.Василия Великаго о Юлиане Отступнике, житие вел.муч.Меркурия), митр.Сергий не лично от себя и своего Синода, но от имени всей Православной Кафолической Церкви поклонился человеко-богу, говорящему гордо и богохульно. Не только справедливость беззакония и богоотступничества, но и, как всем известно, ввёл в церковно-богослужебную практику Православной Церкви петь «осанна» хулящим Господа, Промыслителя и Вседержителя вселенной.[6]

«Отыди от Меня, сатано, ибо написано: Господу Богу твоему покланяйся, и Ему Одному служи» (Мф.4:9-10). Однако митр.Сергий поступил иначе».

Теперь разсуди сам, как назвать таких церковных вождей, которые от имени Православной Церкви поучают о том, что в христианском храме или молитвенном доме, должен петь «осанна» каждый не только Сыну Божию, но и сынам беззакония, хулящим крестную силу Божию и поставивши своей первейшей и ближайшей задачей не только уничтожение христианской религии, но и истребление в человеческой психике инстинкта богоощущения. А как, разсуди, назвать то место, где взамен христианизации душ человеческих и христианского учения о спасении, совершается одна из тайн беззакония — модернизированная, хорошо замаскированная сатанизация «малых сих», плохо или с трудом разбирающихся в вопросах православно-христианского благочестия, и слепо следующих за авторитетными церковными заправилами.

Я, грешник, думаю, что таких церковных деятелей нужно назвать не только еретиками и раскольниками, но и богоотступниками. Ведь митр.Сергий вводит в церковное богослужение неслыханную в истории Церкви ересь модернизированного богоотступничества, естественным последствием которой явилась церковная смута и раскол. Можно ли после этого утверждать, что декларация и деятельность митр.Сергия касается только внешней стороны церковной жизни, нисколько не затрагивая сущности церковнаго Православия? Ни в коем случае сказать этого нельзя. Митрополит Сергий своей суемудренной и злочестивой декларацией, и последующей антицерковной работой, создал новый обновленческий раскол, или сергиевское обновление, которое, сохраняя для «малых сих» фикцию Православия и каноничности, гораздо преступнее первых двух обновлений (1922 г. и 1925 г.).

Итак, митр.Сергий попрал не внешнюю сторону, а самое внутреннее существо церковнаго Православия. Ведь «осанна» Христу и Антихристу, исполняемая сейчас в христианских храмах, касается самой сущности христианской веры и представляет собою явную апостасию — отпадение от веры, богоотступление. Поэтому придерживающийся сергиевского суемудрия, а тем паче разделяющий его, не может быть наставником и хранителем благочестия, т.к. неизбежно помимо его воли, христианская закваска и соль, носителем которых он является, преподаются жаждущему истины спасения вместе с бесовской прелестью и диавольским заблуждением. Всякий внимающий таким церковным учителям, вместо благочестия поучается злочестию, вместо истины — ея фальсификации, вместо отрады и духовнаго утешения испытывает горечь и теряет надежду спасения. Поэтому, умоляю тебя, брате, не успокаивай себя ложными мыслями о том, что внешнее можно игнорировать, чтобы сохранить внутреннюю чистоту и порядок церковной жизни, ибо митр.Сергий ниспровергает самую сущность церковнаго Православия. Тем, кто поплёлся за митр.Сергием, возвращение на путь истины — задача трудная, сопряжённая с немалыми скорбями и лишениями. Но я, грешный, вижу всё, и живу надеждой на Бога, Милующаго, Умудряющаго и Укрепляющаго немощных. Ему же подобает всегда и во всём честь, слава и поклонение.

Спасайся, брате, остался ты один только. С братскою о Христе Иисусе любовью, твой брат из Церкви «лягальной» (от слова «лягать»), пребывающий в пустыни по случаю гнева Божия, чающий спасения не от врагов Божиих и князей бесовских, но от Бога Иаковля, Сотворившаго небо и землю. Аминь.

Май, 1928 г.

Примечания

  1. «Дух же ясно говорит, что в последния времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским, чрез лицемерие лжесловесников, сожженных в совести своей» (1 Тим.4:1-2).
  2. Указ № 549 митр.Сергия от 8/21 октября 1927 г. о поминовении властей за богослужением и об отмене поминовения епархиальных архиереев, находящихся в ссылке (Л.Регельсон, с.439).
  3. Слова апостола о повиновении властям и о молитве за них.
  4. 2 Сол.2:3: «Да не обольстит вас никто никак: ибо день тот не придёт доколе не придёт прежде отступление (апостасия) и не откроется человек греха, сын погибели».
  5. Видение пророка Даниила о царе, который как противник еврейского народа и прообразует Антихриста. «И возстанет на место его презренный, и не воздадут ему царских почестей, но он придёт без шума и лестью овладеет царством» (Дан.11:21). «И озлобится на святый завет и исполнит своё намерение и опять войдёт в соглашение с отступниками от святого завета» (Дан.11:30). «И поставлена будет им часть войска, которая осквернит святилище могущества и прекратит ежедневную жертву и поставит мерзость запустения» (Дан.11:31).
  6. Поминовение властей — безбожных гонителей Церкви, за богослужением.
Первое письмо епископаСодержаниеХарьковский Серафим