Современные технологии летописания или канонизация по-сергиански

На официальном сайте УПЦ МП уже долгое время размещена статья прот.Василия Пасенко, посвящённая намечаемой канонизации о.Варсонофия Юрченко (см.здесь). Заниматься подробным критическим разбором этой статьи мы в настоящее время, конечно же, не будем. И дело не только в том, что, как и все подобные «документы», она переполнена противоречиями и умолчаниями, а в том, что мы не имеем доступа к соответствующим архивам, без чего тяжело прояснить ситуацию. Но поскольку личность о.Варсонофия в Катакомбах очень известна, хранить полное молчание в данном случае мы тоже не можем. Поэтому выскажем несколько соображений по этому поводу.

  1. Полная и безусловная переориентация одного из руководителей Истинно-Православной Церкви не возможна на наш взгляд даже в состоянии какой-то психической невменяемости или подавленности. Поэтому, если о.Варсонофий действительно присоединился к МП, то, скорее всего, это было сделано на каких-то особых условиях или договорённостях. Если предположить, что изложенные факты относительно послевоенного служения о.Варсонофия действительно имели место, а не сфабрикованы, то, скорее всего общение с руководством и клириками МП было ограничено определёнными рамками и не носило характер безусловного подчинения.
  2. Умалчивание общеизвестных фактов о принадлежности о.Варсонофия в довоенный период к ИПЦ свидетельствует о наличии в недрах МП прежнего патологического лукавства. Следовательно, о благодатности и спасительности её обрядов и таинств говорить не приходится. Здесь действует известный принцип: уличённому во лжи не доверяют и во всём остальном.
  3. Василий Пасенко при описании разновременных событий дважды употребляет одну и ту же фразу. Сначала в рассказе о возвращении о.Варсонофия из Саровского концлагеря в середине 30-х годов, а затем — при его возвращении из дальневосточного заключения. И в том, и в другом случае, по его словам, харьковские верующие отмечают, что «внешне он изменился, но внутренне остался тем же». Здесь, прежде всего, на память приходит чекистская изуверская изобретательность на зло. А не могли ли они подменить о.Варсонофия каким-нибудь двойником? Это конечно маловероятно, но всё же вполне возможно, если учесть, что таким способом они могли бы или раскрыть сеть подпольных общин, или как-то дезорганизующе подействовать на верующих.

Но предположим, что эти «документы» подлинны, а все наши подозрения излишни и напрасны. Что тогда? Тогда получается, что, с одной стороны, известный своим исповедничеством пастырь отходит от истинного пути, и теперь уже не может считаться принадлежащим к Истинно-Православной Церкви. С другой стороны получается, что фактически за это своё отступление он прославляется нашими противниками в чине преподобных. Противоречивость позиции Московской Патриархии заключается в том, что все те страдания и мучения, за которые о.Варсонофий якобы и прославляется, понесены им непосредственно за деятельность в окормлении истинно-православных общин. И это пастыри бессмысленные... (Ис.56:11) Ибо от малого до большого, каждый из них предан корысти, и от пророка до священника — все действуют лживо... (Иер.6:13)

Статьи
Используются технологии uCoz