Истинно-православные христиане в Нижегородском крае

Нижний Новгород

Вид на Нижний Новгород с Заречной стороны

Исторически так сложилось, что у истинно-православных христиан отсутствовал единый руководящий центр. В каждом регионе движение имело особое название: иосифлянство (Центральные области России), викторианство (Кировская область), буевцы (Тамбовская область), евлампиевцы (Брянская область), имяславцы и стефановцы (Центрально-Чернозёмные области), васильевцы и скрытники (Иваново-Вознесенская область), ерофеевцы (Вологодская область) и др.

Как нам представляется, относить появление течения ИПХ к 1918, и даже и к началу 20-х будет не логично. Лишь в 1927, когда митр.Сергий (Страгородский) принял Декларацию, в которой шёл на значительные уступки советской власти, появился реальный повод для появления ИПЦ или ИПХ. Подтверждают наши рассуждения и представители этого движения:

Патриархов устранил ещё Пётр — он на себя взял. Когда же убрали царя, выбрали патриарха Тихона, а потом власть сменилась. Тихон должен был ей подчиниться, а он не признал. Сергий (Страгородский) признал, и люди не стали ходить в церковь, а стали называть «обновлённая» церковь.1

Материалы, хранящиеся в Государственном архиве Нижегородской области (ГАНО) в фонде Совета по делам Русской Православной Церкви при Совете министров СССР дают нам информацию о существовании групп ИПХ-ИПЦ на территории Нижегородской области, начиная с 50-х гг. По «Отчётам райисполкомов о работе по контролю за соблюдением законодательства о религиозных культах» мы можем говорить о наличии общин последователей ИПЦ в следующих населённых пунктах (указывается год первого упоминания об общинах в отчётах): с.Семьяны Воротынского района с 1953,2 с.Водоватово Арзамасского района с 1960,3 с.Антоново Спасского района с 1961,4 п.Гусевский Шахунского района с 1961,5 с.Мотызлей Вознесенского района с 1972,6 г.Горький с 1972,7 г.Горбатов Павловского района с 1976,8 с.Азрапино Починковского р-на с 1976.9 Кроме этого упоминаются о выселении за пределы области руководителей «нелегальной религиозной секты ИПЦ» Шахунского и Ветлужского районов.10 Таким образом, всего по архивным источникам, начиная с 50-х гг., было выявлено 8 населённых пунктов, где проживали последователи ИПЦ, среди которых 5 общин были отнесены к течению истинно-православных христиан, а 3 — к Истинно-Православной Церкви:

ИПХИПЦ
  • с.Антоново Спасского района;
  • с.Мотызлей Вознесенского района;
  • г.Горький;
  • г.Горбатов Павловского района;
  • с.Азрапино Починковского р-на.
  • с.Семьяны Воротынского района;
  • с.Водоватово Арзамасского района;
  • п.Гусевский Шахунского района.
  • Если судить по исследованиям А.О.Дюковой, то можно предположить, что органы сов.власти подчас разделяли движение на две самостоятельные части. Но вот та же исследовательница приводит название отчёта райисполкома, где названия «ИПЦ» и «ИПХ» уже не отделяются друг от друга. 30 мая 1960 Уполномоченный Совета по делам религиозных культов Н.Шарапов даёт справку о существовании общины верующих в Арзамасском районе, озаглавленную следующим образом: «Справка о результатах ознакомления с деятельностью религиозной группы верующих «Истинно-православных христиан» (ИПЦ) в селе Водоватово Арзамасского района и группы евангельских христиан баптистов (ехб) в г.Арзамасе, 17-20 мая 1960 г.»11 Далее приведём текст А.О.Дюковой почти без изменений, стараясь всё же удалять её «лестные» характеристики по отношению к данному движению.

    В ходе комплексных археографических экспедиций Института рукописной и старопечатной книги по Нижегородский области, большинство которых были осуществлены при финансовой поддержке РГНФ12, были выявлены общины ИПХ-ИПЦ в следующих населённых пунктах: с.Каменка Пильнянского района (кол.неизвестно) (Экспедиция 1995); с.Можаров Майдан (2-3 семьи) и с.Тенекаево Пильнянского района (10 чел.) (Экспедиция 1995); пгт.Шайгино (10-12 чел.), д.Арши Тоншаевского р-на (в настоящий момент нежилая) (Экспедиция 1997-1998); д.Калиниха (15 чел.), д.Буслаево и д.Будилиха (15 чел.) Воскресенского р-на (Экспедиция 1995). Отдельные представители течения ИПХ были обнаружены в пос.Малиновский, д.Макарово, д.Бол.Музя Шахунского р-на (Экспедиция 1997-1998); д.Журавлиха и Байково, Василев-Майдан Починковского р-на (Экспедиция 2000). Последователи движения не видят принципиальной разницы между названиями «Истинно-Православное Христианство» и «Истинно-Православная Церковь». Сами себя они называют истинно-православными христианами и относят к Истинно-Православной Церкви, которую противопоставляют официальной церкви.

    Старец Матвей

    Старец Матвей (†1920-е) Похоронен на кладбище г.Яранска Кировской обл.

    В Нижегородском крае в силу целого ряда причин не было религиозного лидера, который бы возглавил течение истинно-православных. Поэтому многочисленные общины существовали разрознено и независимо друг от друга. Но, как нам представляется, можно выделить несколько очагов существования движения. Первый расположен в северных районах и включает в себя Шахунский, Тоншаевский, Ветлужский и, возможно, Воскресенский районы. Общины из этих районов имели связь с последователями ИПХ-ИПЦ Кировской области, в частности, представителями, проживающими близ г.Яранск. По воспоминаниям жительницы Шахунского района представители ИПХ в 60-х гг. получали посылки с литературой и одеждой из Каргаполя. Другим центром можно назвать расположенный на юго-западе Нижегородской области Вознесенский район, который только в 30-е гг. отошёл к Нижегородской области, а до этого входил в состав Иваново-Вознесенской. На юго-востоке области сложился ещё один центр в Починковском районе, тяготевший, по всей видимости, к Мордовской АССР, где, по мнению М.В.Шкаровского, группы ИПХ были достаточно многочисленны.13 Открытым остаётся вопрос о существовании общин ИПХ-ИПЦ в Арзамасском районе.

    Общины последователей ИПХ-ИПЦ представляли собой замкнутое общество, которое могло включать в себя жителей одной, или, скорее всего, нескольких близлежащих деревень. Отвергая иногда, подчас, все блага цивилизации (электричество, газ), они не получали пенсии и отказывались участвовать в общественной жизни (участие в выборах, получение паспортов, работа в колхозах). Так в «Справке о результатах ознакомления с деятельностью религиозной группы верующих «Истинно-православных христиан» (ИПЦ) в селе Водоватово Арзамасского района и группы евангельских христиан баптистов (ехб)» за 1960 г. уполномоченный Совета Н.Шарапов так описывает сложившуюся ситуацию:

    В селе Водоватово до настоящего времени существует небольшая религиозная группа сектантов, носящая антигосударственный характер, верующие которой считают себя членами «истинно-православной церкви». Группа состоит из 25-30 чел. Преимущественно женщины, большинство которых пожилые и престарелые. Вследствие религиозного фанатизма эти люди не участвуют в выборах в Советы и другие советские органы, не участвуют в общественной жизни села и колхоза и, как правило, не работают в колхозе. Во время выборов в Советы 1 марта 1959 г. не принимали участие в голосовании 12 человек, исключительно женщины…

    Уланова А.И. (в прошлом звеньевая колхоза). Участие в общественной жизни, в том числе и в выборах в Советы, считает большим грехом, поэтому и не принимает участие в голосовании.

    Уланова Е.И.: «Мы живём, никому не мешаем; не голосуем потому, что это богу не угодно и Вы нас не переубедите и не запугаете».

    Гордеева А.Д. Назвала себя истинно верующей христианкой.14

    Архивные материалы подтверждаются экспедиционными исследованиями. «Антигосударственный характер деятельности» общин ИПХ-ИПЦ проявлялся в первую очередь в непризнании советской власти. «Когда пришла революция, — рассказывал житель Шахунского района, — не многие понимали, что это за власть. Царская власть она от Бога. Меня спрашивали: “Признаю ли я Советскую власть?” А я отвечал: “А советская власть признает Бога?” — Нет. — Тогда и я не признаю её!»15 Или: «Правление Царя было богоугодным, правильным, — говорил житель г.Шахунья, — а власть большевиков Богом допущена. Она людям за их грехи дана».16

    Негативное отношение к существующей власти объясняется и представлениями о наступлении последнего времени и пришествии в мир антихриста.

    Ленин — антихрист, которого ждали и сейчас ждут. А как пришёл, так и настали последние времена, от самого сотворения мира не одно отступление было, но это было такое отступление, от которого ещё более неверия будет. Теперь одно — или обратиться к Богу или истреблять.17

    При этом, в среде последователей ИПХ-ИПЦ нет полного единства. Одни утверждают, что антихрист ещё не пришёл в мир:

    Все люди ждут антихриста. Сейчас только предтеча. А чего он может сделать? Всё уже сделано, веры уже нет. 1000 лет — как 1 день у Бога, 3-й день — Воскресенье, поэтому сейчас день, когда должно быть второе пришествие. Антихрист придёт через 1000 лет. Сейчас он на 1/6 части земли (это СССР), потом на весь мир.18

    По представлениям других последние времена уже наступили, поскольку антихрист уже пришёл в мир:

    Антихрист тоже человек, только со сверхчеловеческой силой. Это был Ленин. Его ссылали по реке Лене на лодке, он стал тонуть, его спасла сверхъестественная сила и в него она вселилась. Он книги читал — проглатывал и всё знал. Он зажигал людей своими речами. Сталин был его соратником. До Горбачёва было 7 голов антихриста. По писанию должно быть 10 царей. Им Господь положил на сердце разрушить всё, что сделано. Это 10 республик. Они будут выступать против агнца. Ленина не хоронят потому, что он имеет такую силу на людей. Когда его уберут, он много с собой возьмёт. Будут потрясения. Они уже назревают — будут хоронить царя. Раньше были гонения, теперь — болезни. Второе пришествие принесёт не мир, а меч и разделения.19

    Из непризнания легитимности самой советской власти, как следствие последователи истинно-православных не принимали участия и во всех политических и экономических мероприятиях государства. Повсеместно представители изучаемого нами религиозного течения отказывались идти в колхозы, или же при вступлении в общину верующие выходили из их состава. Так, в «Решении Судебной коллегии по гражданским делам Горьковского областного суда от 17 марта 1961 г. по вопросу о лишении родительских прав Воробьёва Алексея Сергеевича и Воробьёвой Екатерины Андреевны» было записано:

    Во 2-й половине 1958 г. Воробьёв ушёл из колхоза и прекратил заниматься общественно полезным трудом. Имея специальность плотника, он стал жить за счёт частных заработков. Ответчики Воробьёвы перестали принимать участие во всех общественных мероприятиях: отказались от участия в переписи населения, в выборах в Советы. Воробьёв отказался принимать извещения на уплату налогов.20

    Отказывались принимать участие последователи ИПХ-ИПЦ и в Великой отечественной войне, мотивируя свою позицию следующим образом:

    Не пошёл служить ради Бога: они (т.е. коммунисты) издевались — зачем их спасать, коммунистов отвоёвывать. Они кулачили, всё отбирали.21

    Но это не значит, что среди представителей движения истинно-православных были широко распространены идеи пацифизма, например, участие в первой мировой войне не считалось ими за грех.

    Дедушка Игнатий не велел ходить на войну — она за советскую власть, вот 1-я мировая она за царя была, воевали за Георгиевский крест. Дед Игнатий скрывался, и многие ещё скрывались в лесах; когда закончилась, тогда выходили. В колхоз тоже не велел идти, так как грешно.22

    Но как последователи ИПХ-ИПЦ не принимали все нововведения социалистического государства, так и советская власть негативно относилась к представителям движения истинно-православных. Многие наши респонденты в 40-60-х гг. были обвинены в антигосударственной деятельности и получили большие сроки.

    После смерти Сталина молиться стали, но года через три нас стали забирать. Забрали нас двоих — меня и ещё одного Андрея Ивановича (по 58 ст. сидели) групповая организация на религиозной основе. В ноябре 1957 г. выездной суд в Шахунье состоялся, получили 5 лет в лагеря. Сидели в Мордовском лагере. Андрей Иванович, тот второй срок получил. Первый раз сел в 40-м году на 10 лет за то, что не хотел брать военный билет, а с ним ещё 9-10 человек. Один он выступил против выборов.23

    Многие последователи ИПХ-ИПЦ воспринимали сложившуюся ситуацию как гонения на христиан при последних временах, которые были давно уже предсказаны:

    Все говорят, что конец света неизвестно когда будет. А антихрист то уже был — Ленин да Сталин — всё уже подготовлено. И гонения на истинных христиан, как написано, уже были: при последних днях живём.24

    Занимались последователи ИПХ-ИПЦ и активной агитацией, о чём свидетельствует следующий документ:

    Информационный доклад о работе Уполномоченного Совета по Горьковской области за II квартал 1953 г. председателю Совета по делам РПЦ при Совете министров СССР, тов.Г.Г.Карпову

    село Семьяны Воротынского района

    В районе имеются незарегистрированные молитвенные дома, в которых регулярно проводятся молитвенные собрания. Начальник райотдела МВД тов.Подъячих говорит, что в самом центре села Воротынец служба проходит у граждан Решетниковой, у Кузнецова Алексея Платоновича и Аверина Алексея, относят они себя к ИПЦ. На молитвенных собраниях в этих домах бывает молодёжь. Собрания эти в какой-то мере оказывают влияние на население, в данном случае на молодёжь. В подтверждении этого он приводит пример, что в великий пост в клуб молодёжь не ходила. Это же подтверждает и секретарь РК КПСС тов.Кульпин, который сказал, что под праздник «Вознесение» в клубе было всего 7 человек, в числе которых был сам тов.Кульпин. Несмотря на то, что вечером намечался концерт самодеятельности и всё же молодёжь не пришла. Тов.Кульпин объясняет это результатом работы незарегистрированных молитвенных домов. Богданов А.М.25

    Или как вспоминает житель д.Б.Музя Шахунского района, относящий себя к ИПХ:

    Всё говорят: «Власти надо повиноваться», а мы повинуемся: платим налоги. «А почему в колхозы на идёте и на выборы?» — спрашивают. А это уже дело добровольное. Меня посадили не за веру, а за антисоветскую пропаганду, т.к. не шёл в колхоз. Когда стали собираться молиться — «антисоветское сборище».26

    В религиозной практике последователей ИПЦ-ИПХ, как отмечают исследователи, «особое место... занимает почитание “явленных” икон и “святых мест”: деревьев, камней, водных источников».27 Именно в их среде бережно хранятся и передаются из поколения в поколение легенды и сказания о местных святынях. В южных районах Нижегородской области в XX в. активно развивается традиция почитания водных источников, которые присутствуют в изобилии (число их порой достигает до 7 ключей на один населённый пункт) в силу особых физико-географических условий, сложившихся на юге нашего края. «Святые ключики» становятся местом паломничества на время церковных праздников и отчасти заменят разрушенные в 30-е гг. храмы и церкви. Каждый такой ключик имеет свою историю, которая в той или иной мере отражена в устной народной традиции. Основными сюжетами местных легенд и преданий являются рассказы о попытках уничтожить святыню представителями советской власти, о чудесах и исцелениях больных. Особо бережно хранятся эти предания именно представителями течения истинно-православных, как правило, они более информированы, чем верующие относящиеся к официальной церкви.

    Старец Игнатий

    Старец Игнатий

    Старец Василий

    Старец Василий

    Кроме почитания источников, особое значение для религиозной практики последователей ИПХ-ИПЦ имело почитание могил местных святых, которые прославились как в дореволюционный период, так уже и при советской власти. Например, представители течения истинно-православных в северных районах Нижегородского края использовали канонизацию для идеологического оформления своего течения. Идеологом последователи течения ИПХ (они сами себя так и называют) в северных районах считают «старца Игнатия», впоследствии почитаемого как святого, который и сформулировал основные положения учения. Но приверженцы учения ИПХ говорят, что заветы, по которым они сейчас живут, получены были «старцем Игнатием» от «деда Василия» и «деда Герасима». Старец Игнатий был руководитель общин ИПХ Шахунского р-на. Он скончался в 1950-е и похоронен на ст.Тоншаево. Дед Василий, похоронен в д.Извал Шахунского р-на, а дед Герасим, похоронен в д.Чертиха Ветлужского р-на.

    «Дед Василий к деду Герасиму на Ветлугу ходил и через порог с его Духом разговаривал. Тот и сказал, как жить надо, а к деду Василию дед Игнатий ходил, и тоже с его Духом разговаривал. Они все учителя славянские».28 Надо заметить, что и дед Герасим по преданию умер ещё в кон.XIX в., а дед Василий скончался в 10-х гг. XX века, и, следовательно, не застали ни произошедшего в 20-х гг. раскола в Русской Православной Церкви, ни установления Советской власти. Таким образом, с помощью причисления к лику святых этих подвижников, последователи ИПХ-ИПЦ стремились подтвердить истинность своих воззрений и их преемственность с древними традициями.

    Злободневным для представителей ИПХ-ИПЦ на протяжении многих десятилетий остаётся вопрос об отношении к официальной церкви. С 30-х гг., когда большинство храмов были закрыты и разрушены, верующие были поставлены в трудное положение. «В советское время в церковь не ходили, — рассказывал последователь ИПХ, — так как батюшку забрали в тюрьму, церкви ломали, смеялись, в колхоз загоняли силой».29 Или: «Как церкви позакрывали, в церкви не ходят. Молятся дома. Д.Игнатий говорил: Уйди в лес, раскинься около ёлки, Бог услышит».30 Но даже когда власть была вынуждена открыть некоторые церкви, особенно в военные и послевоенные годы, последователи ИПХ-ИПЦ отказывались их посещать, считая их лишёнными благодати. Не принимали и рукоположенных при советской власти священников.

    Люди в церковь не ходили, он (т.е. тайный священник) приезжал и проводил службу. Они же (власть, церковь) наше старчество не признавали, так как он не рукоположен. Но дело-то не в букве, а в духе.31

    Домашний иконостас

    Домашний иконостас (д.Большая Музя, Шахунский р-н)

    Чётко представляют последователи ИПХ-ИПЦ, в чём состоит отличие их от Московской Патриархии.

    От (официальной) православной церкви мы отличаемся следующим. Раньше удавившихся не хоронил поп, а теперь отпевают, крест ставят: церковь-то неправильная советская, власть до того довела. Потом, молились бы за царя, а его откинули. Теперь не поют тропарь царю, поэтому пренебрегаем церковью, не по Божьему указу делают. Мы то везде царя помянем. А ещё ждут антихриста, а он уже был — Ленин да Сталин. Вот паспорта — советский гражданин — это и есть печать, клеймо. Везде твоя роспись — клеймо на руку.32

    Изучение религиозного подполья в Нижегородском крае, построенное на сопоставлении архивных и экспедиционных материалов, представляется актуальным и злободневным. Религиозная деятельность представителей движения истинно-православных отложила большой отпечаток на жизнь многих районов Нижегородского края. Изучение фольклора, традиции почитания местных святынь не будет полноценным, если не представлять, какую роль играла в религиозной жизни района деятельность общины ИПХ-ИПЦ.

    Составлено по: Дюкова А.О. Истинно-Православная Церковь и истинно-православные христиане в Нижегородском крае: irisk.vvnb.ru

    Источники

    1. Экспедиционные материалы ИРиСК, д.Б.Музя Шахунского р-на, 1998, записано А.О.Дюковой.
    2. ГАНО, ф.5899, оп.3, ед.хр.11, л.101.
    3. ГАНО, ф.5899, оп.2 ед.хр.1, л.34.
    4. ГАНО, ф.5899, оп.2, ед.хр.7, л.3.
    5. ГАНО, ф.5899, оп.2, ед.хр.7, л.5.
    6. ГАНО, ф.5899, оп.1, ед.хр.34, л.76-77.
    7. ГАНО, ф.5899, оп.1, ед.хр.34, л.140.
    8. ГАНО, ф.5899, оп.1, ед.хр.52, л.58-59.
    9. ГАНО, ф.5899, оп.1, ед.хр.52, л.64.
    10. ГАНО, ф.5899, оп.2, ед.хр.5, л.34.
    11. ГАНО, Ф.5899, оп.2, ед.хр.1, л.34.
    12. Проект № 00-01-00307а.
    13. Шкаровский М.В. Русская Православная Церковь при Сталине и Хрущеве. М., 1999.
    14. ГАНО, ф.5899, оп.2, д.1, л.34.
    15. Экспедиционные материалы ИРиСК, д.Б.Музя Шахунского р-на, 1997, зап. А.О.Дюковой.
    16. Экспедиционные материалы ИРиСК, д.Макарово Шахунского р-на, 1998, зап. А.О.Дюковой.
    17. Экспедиционные материалы ИРиСК, д.Б.Музя Шахунского р-на, 1997, зап. А.О.Дюковой.
    18. Экспедиционные материалы, д.Б.Музя Шахунского р-на, 1998, зап. А.О.Дюковой.
    19. Экспедиционные материалы, д.Б.Музя Шахунского р-на, 1998, зап. А.О.Дюковой.
    20. ГАНО. Ф.5899, оп.2, ед.хр.5, л.17.
    21. Экспедиционные материалы ИРиСК, д.Б.Извал Шахунского р-на, 1998, зап. А.О.Дюковой.
    22. Экспедиционные материалы ИРиСК, пос.Малиновский Шахунского р-на, 1998, зап. А.О.Дюковой.
    23. Экспедиционные материалы ИРиСК, д.Б.Музя Шахунского р-на, 1998, зап. А.О.Дюковой.
    24. Экспедиционные материалы ИРиСК, д.Макарово Шахунского р-на, 1998, зап. А.О.Дюковой.
    25. ГАНО, ф.5899, оп.3, ед.хр.11, л.101.
    26. Экспедиционные материалы ИРиСК, д.Б.Музя Шахунского р-на, 1998, зап. А.О.Дюковой.
    27. Демьянов А.И. Истинно Православное Христианство. Воронеж, 1977, с.106.
    28. Экспедиционные материалы ИРиСК, пос.Малиновский Шахунского р-на, 1998, зап. А.О.Дюковой.
    29. Экспедиционные материалы ИРиСК, д.Б.Музя Шахунского р-на, 1998, зап. А.О.Дюковой.
    30. Экспедиционные материалы ИРиСК, пос.Малиновский Шахунского р-на, 1998, зап. А.О.Дюковой.
    31. Экспедиционные материалы ИРиСК, д.Б.Музя Шахунского р-на, 1998, зап. А.О.Дюковой.
    32. Экспедиционные материалы ИРиСК, пос.Малиновский Шахунского р-на, 1998, зап. А.О.Дюковой.
    Содержание
    Используются технологии uCoz