Михаил Шкаровский. Судьбы иосифлянских пастырей

Документальные материалы

№38

Его Преосвященству Преосвященнейшему Алексию, Епископу Лужскому от приписного священника Казанской Вырицкой церкви протоиерея Алексия Кибардина.
Прошение

Ваше Преосвященство, 10-го сего сентября я был у Вас на приеме, но, к сожалению, неудачно. Вы могли уделить мне только две минуты, так были заняты. После кровоизлияния я не могу свободно говорить, поэтому по совету о.благочинного, с которым я тогда у Вас советовался и он мне рекомендовал письменно изложить свою просьбу, которую я как исповедь посылаю Вам. Прошу простить, что ею утруждаю Вас.

Я хочу рассказать, почему я, 75-летний протоиерей, может быть накануне своей смерти, настойчиво добиваюсь пострижения в монашество.

По милости Божией, я был близок к приснопамятному иеросхимонаху Серафиму, бывшему духовнику Александро-Невской Лавры, который последние дни своей жизни жил и скончался в Вырице. Я с 1945 г. до дня его кончины — 3 апреля 1949 г. — был его духовником.

Он мне дважды сказал: «Ты будешь архиереем», в первый раз при начале знакомства — в 1945 г., а вторично пред своей кончиною. Мне слова старца были очень неприятны — предсказывали смерть супруги — в 1947 г. она скончалась. В 1948 году, не знаю почему, бывший Митрополит Григорий вызывал меня для представления Патриарху Алексию. Я был на приеме у Святейшего, передал ему от старца поручение: «Иеросхимонах Серафим из Вырицы — в миру Муравьев Василий Николаевич — просит Вашего, Ваше Святейшество, благословения и земно Вам кланяется», — и при этом я земно поклонился. «Знаю, знаю его, — сказал ласково Патриарх, — как он здравствует?» Благословляя меня, Святейший сказал: «Скажите ему, что я прошу его святых молитв».

После приема у Святейшего, в митрополии я более не бывал. В 1949 году, после кончины иеросхимонаха Серафима, был в Вырице благочинный, покойный прот.Мошинский. Он передал мне благословение и привет от Митр.Григория и сказал: «Владыка меня спрашивал, что думает о.Алексий об архиерействе?» «Что вы ответили?» — спросил я. Ответил, что «о.Алексий о монашестве не помышляет и о епископстве тоже, считает себя недостойным!» «Правильно, — ответил я, — так и передайте Владыке». Как видите, Ваше Преосвященство, к монашеству я не стремился и никогда бы не поверил и не согласился бы, если бы кто стал мне говорить, что мое настроение изменится.

От Господа зависят судьбы человека! Вдруг в 1950 г. меня, совершенно для меня неожиданно, арестовывают, судят и даже Военным трибуналом, осуждают на 25 лет в Сибирские лагеря. На свидании последнем я сказал сыну: «Помнишь, в прошлом году старец Серафим, а раньше Митроп.Григорий говорили мне о монашестве? Я не послушал их, и вот теперь меня отправляют в Сибирскую лавру-монастырь учиться повиновению, терпению и послушанию. Буди воля Божия». Сын меня утешал, успокаивал: «Пройдет 3-4 года, — говорил он, — и ты вернешься».

Разве думал он в тот момент, что слова его окажутся пророческими?

Я попал в самые строгорежимные лагеря — Озерлаг около Иркутска, переписка разрешалась там один раз в году. Режим был каторжный; мы не считались людьми; каждый имел нашитый на спине и на колене номер и вызывался не пофамильно, а номер такой-то.

Действительно, Владыко Святый, Господь управляет судьбой человека! Я это испытал! Прошли пять лет. Правда, лагерный режим с 1953 г. изменился, сорвали номера со спин и коленей, разрешили писать письма ежемесячно. Стали пересматривать наши дела. Попало и мое дело на пересмотр. Новый состав трибунала не нашел в моем деле вины, за которую меня осудили на 25 л. Постановил: немедленно освободить, снять судимость и возвратить права. Когда мне объявили, я сидел и только плакал. «О чем ты плачешь?» — спрашивает удивленный начальник. «От радости», — сказал я.

Меня отправили в Ленинград. Массу переживаний не выдержал мой организм. Дорогой, в Москве, при посадке на ленинградский поезд, у меня случилось кровоизлияние в мозгу. Я упал, лишился языка, но сознания, к счастью, не потерял. Мне помогли подняться, ввели в вагон, и в таком состоянии я доехал. Сын и невестка встретили меня в Ленинграде, сняли с поезда и привезли на ст.Всеволожскую, пригласили врача. Врач констатировал у меня «паралич» и все удивлялся, как я мог доехать в таком состоянии.

Быстро я стал оправляться. 15 августа я смог быть на приеме у Митрополита Григория, ныне покойного. Вечная Ему память! Владыка принял меня, как отец родной. Узнав, что у меня все имущество при аресте было конфисковано, и я ничего не имею, он дал мне единовременное пособие — 2000 руб.; назначил меня, согласно моему заявлению, на прежнее место, к Казанской Вырицкой церкви приписным священником.

В августе месяце 1955 г. я попросил, чтобы меня пособоровали. После совершения таинства Елеосвящения я переживал такое дивное, радостное состояние, что я словами не могу его передать. Я ярко вспомнил все, мною пережитое и переживаемое, и от избытка чувств благодарных все повторял слова Псалмопевца: «Что воздам Господеви моему, яже воздаде ми!» Все повторяю эти слова, а сам плачу. И вдруг, внутри себя, я слышу как будто ясный ответ: «Вот теперь тебе и надо принять монашество!» Утром я сообщил свои переживания сыну и невестке и заявил о своем решении принять монашество.

Через немного времени ко мне приехал навестить меня епископ Михаил Смоленский, бывший по Детскому Селу — Пушкину мой духовный сын. Я ему чрезвычайно обрадовался и рассказал ему свои душевные переживания и о своем намерении принять монашество. Просил его благословения, как православного Архипастыря. Никаких честолюбивых целей и намерений у меня нет, говорил я ему. Одного только хочу: оставшиеся дни моей жизни закончить иноком. Владыка Михаил меня благословил.

В прошлом году — 1956 — он был у Святейшего и доложил о моем возвращении из лагерей и о желании принять монашество. Святейший сказал, что он меня не знает. Когда епископ сказал, что я был духовником иеросхим.Серафима и что даже был на приеме у Святейшего, тогда Патриарх сказал: «Помню, помню», — и послал чрез еп.Михаила благословение на келейное пострижение.

Еп.Михаил приезжал ко мне в Вырицу, передал Патриаршее благословение, обещал после Пасхи совершить мое пострижение и занялся подготовлением необходимого для меня монашеского одеяния.

По совету еп.Михаила я написал Святейшему благодарность за присланное мне благословение на келейное пострижение в мантию. Я сделал письменное заявление о принятии монашества.

Вскоре из Патриархии на имя Его Высокопреосвященства было прислано мое заявление о принятии монашества с резолюцией от 18 марта 1956 г.: «На усмотрение Преосвященного Митрополита Ленинградского. Патриарх Алексий».

На этом я заканчиваю свою исповедь о желании быть монахом, о чем прежде никогда и не помышлял, а теперь хочу принять пострижение. С прошлого года я стараюсь выполнять монашеское послушание, указанное мне еп.Михаилом, так как я, согласно своему желанию и полученному Архиерейскому благословению, по его словам — еп.Михаила — являюсь монахом, хотя и без пострига. Но я желаю пострижения, ибо верую, что чрез это священнодействие я получу Божественную Благодать, необходимую иноку для успешного монашеского делания. Вся беда моя в том, что я не имею сил поехать в монастырь — в иную епархию. Я едва передвигаюсь, помогая отцу настоятелю в служении, насколько могу. Но чувствую, силы мои слабеют, и я скоро не смогу дойти и до храма Божия.

Ваше Преосвященство, ведь можно совершить келейный постриг и в Вырицком Казанском храме, даже в той комнате-келии, где я живу? Ради Господа, устройте, разрешите этот вопрос! Я был бы Вам бесконечно признателен и благодарен, если бы Вы, Ваше Преосвященство, приняли на себя труд совершить мое пострижение!

В прошлом епископ Михаил обещал совершить мой постриг. Не знаю я, возможно ли это и как устроить? Нет у меня и знакомых из монашествующего духовенства, кто бы мне помог в этом деле. Никаких паломничеств ко мне «почитателей», я уверяю Вас, не было и не будет. Прошу Вашего благословения и прощения в том, что отнял у Вас много труда и времени для прочтения моей исповеди-прошения.

Вашего Преосвященства нижайший послушник и богомолец

недостойный протоиерей Алексий Кибардин.

21 сентября 1957 года.

Резолюция Митрополита Ленинградского Елевферия от 30 сентября 1957 г.: «От Преосв. еп.Михаила мы не имеем заявлений, что о.Кибардину разрешено Свят.Патриархом принять келейное пострижение. Имеются разнообразные соображения, что лучше бы этого не делать, а поступить по первому совету Свят.Патриарха, т.е. принять ему постриг в Псково-Печерском монастыре и после некоторое время пробыть [там]»[809].

Архив С.-Петербургской епархии. Ф.1, оп.3, д.124, лл.82-84.Подлинник.

Документ 37СодержаниеДокумент 39