Михаил Шкаровский. Судьбы иосифлянских пастырей

Документальные материалы

№27

Проект деяния собрания ссыльных архиереев, составленный архиепископом Угличским Серафимом (Самойловичем) [796]

17 декабря 1933 г.

Со скорбием мы видим, что дезорганизующая деятельность Нижегородского митр.Сергия и его так называемого Врем. Патриаршего Синода все больше и больше затемняет правильное самосознание православно верующего христианина.

Ряд увещаний архипастырей, богомудрых отцов и православных мужей Церкви Российской не привели к сознанию м[итрополита] Сергия, продолжающего пагубную деятельность потрясения всех основ Православия. Со всею снисходительностию Ярославская Церковь в лице Ея Архипастырей и митр.Иосифа дважды своим протестом от 24 янв./6 февраля 1928 г. и разъяснением от 28 апр./11 мая того же года, и лично я, неоднократно еще в 1927 г. и 27 янв./9 февр. 28, своими увещаниями призывали м[итрополита] Сергия отказаться от того рода деятельности, которая причинила такую скорбь Православной Русской Церкви. В этого рода деятельности м[итрополита] Сергия сказалось: по одним — узурпаторство (захват) власти, произведшее раскол; по другим — ересь, а по третьим и отступничество.

Лично же я считаю, что м[итрополит] Сергий узурпировал власть, учинил раскол, впал в ересь и отступил от исповедничества Православия.

Узурпаторство власти мы признаем: в организации незаконного Синода 5 мая 1927 г. протоколом № 1 на правах соуправляющего Заместителю Патриаршего Местоблюстителя и обнародованием Декларации от 16/29 июля 1927 г. без благословения на сие м[итрополита] Петра, Патриаршего Местоблюстителя, в которой явно cказывается стремление, при посредстве незаконного Собора, определить форму правления Церкви, конечно, заместить Патриаршество Коллегией.

В нарушение 34 Апост. правила и Антиохийского Собора 9-го правила, во второй половине их, митр.Сергий знал, что не все примут его Декларацию и не признают его Синода, боясь быть участниками греха, отойдут от него согласно 15-му правилу (второй половины) Двукратного Собора, и, несмотря на это, остался упорно при своем мнении и произвел раскол.

Многие архипастыри целыми областями и пастыри отдельными приходами отошли от митр.Сергия.

Своим деянием м[итрополит] Сергий исказил учение о Спасении по Церкви, находя спасение только в видимой организации Церкви, таким образом отвергая внутреннюю силу Благодати Божией, при которой Церковь может существовать и в пустыни.

Отступничество вытекает из еретического учения м[итрополита] Сергия о Спасении и о Церкви как земном учреждении, при существовании которого можно идти на все уступки, чем искажается самый призыв Христа к исповедничеству, так Господь И.Христос осудил Петра, сказав: «Отойди от меня, сатана...»

Отказавшись от призыва Христа к исповедничеству, м[итрополит] Сергий произнес хулу на Церковь, и в лице Ея, на исповедников, а в расточении Церкви и хулу на Духа Святаго (Мф. Гл.12 ст. 30, 32).

Хула на Церковь и Ея исповедников осуждается 6-м правилом 2-го Конст. Вселенск. Собора и 63-м правилом 6-го Вселенск. Конст. Собора.

Указом от 8/21 окт. 1927 г. совместно со своим так называемым Синодом м[итрополит] Сергий ввел новую формулу поминовения и этим исказил самый чин богослужения и нарушил внутренний дух его, смешав сынов человеческих с сынами Божиими.

Своими прещениями, запрещением в священнослужении без суда и следствия и лишением их кафедры м[итрополит] Сергий нарушил 14-е Апост. правило и 17-е прав. Сардик. Собора.

Все хиротонии, совершенные в период от подписания протокола об организации Синода от 5/18 мая подлежат рассмотрению Собора епископов, ввиду нарушения 30-го Апост. Правила и 3-го прав. 7-го Вселенск. Собора.

Не входя в рассмотрение остальных деяний м[итрополита] Сергия за тот же период времени, мы, по благодати, данной нам от Господа нашего И.Христа, объявляем м[итрополита] Сергия, нарушившего чистоту православной веры, исказившего догмат о Спасении и о Церкви, учинившего раскол и произнесшего хулу на Церковь Христову и на Ея исповедников, а в расточении Церкви и хулу на Духа Святаго, объявляем м[итрополита] Сергия лишенным молитвенного общения с нами и со всеми православными епископами Русской Церкви, предаем его церковному суду с запрещением в священнослужении. Епископы, единомышленные с м[итрополитом] Сергием, принимаются нами в молитвенное и каноническое общение по чиноприему из обновленчества и занимающие вдовствующие кафедры остаются на своих местах.

Настоящее деяние мы совершаем в строгом сознании нашего архипастырского долга стоять в послушании Церкви Христовой, в подчинении церковным правилам Вселенских и Поместных Соборов и Собора Российской Церкви 1917-18 гг., возглавляемой нашим Патриаршим Местоблюстителем Петром, м[итрополитом] Крутицким.

Управление Российской Церкви, за невозможностью обращаться к Первоиерарху Местоблюстителю м[итрополиту] Петру Крутицкому, переходит, до возвращения его к своему деланию, к Старейшему Иерарху Русской Церкви[797], руководствуясь на сей случай указанием Собора Русской Церкви 1917-18 гг. и актами св.Патриарха Тихона и м[итрополита] Ярославского Агафангела об автономном управлении епископами на местах в своих епархиях.

Смиренный Серафим, архиеп.Угличский.

1933 г. 4/17 декабря, г. Архангельск.

Деяние / Публ. иподиакона Николая Савченко / Православное обозрение. 1999. № 3 (16). С.3.

Документ 26СодержаниеДокумент 28