Михаил Шкаровский. Судьбы иосифлянских пастырей

Документальные материалы

№8

«Ответ неразумным и осторожным» — документ одного из иосифлянских архиереев

13 апреля 1928 г.

В отношении некоторых к Митрополиту Сергию и его присным замечается какая-то недоговоренность и неустойчивость. О Даниловом м[онасты]ре мы уже не говорим, так как там хуже, чем лукавство, но многие, хорошие и добрые пастыри, вроде о.о. С.Мечева, Вл.Страхова, П.Поспелова, С.Битюкова, С.Успенского, И.Кедрова, архим.Вениамина и др., «непоминающие» и признающие действия М[итрополита] Сергия и его присных неправильными, неканоническими и даже предательскими, тем не менее поддерживают какое-то, «фиговым листиком» прикрытое, «каноническое общение», параллельно не признавая ни одного его действия, ни распоряжения, ни указа, мало того, явно против них упорствуя и им противодействуя. С одной стороны, они в важном деле вменяют в ничто все распоряжения М[итрополита] Сергия, Арх.Филиппа и др., с ними не служат и в свои храмы их не допускают, отрицаясь молитвенного с ними общения, с другой — они являются по их вызову для объяснений, противоречат им, но, придя, приемлют от них благословение, тем самым входя в молитвенное общение с ними через благословение.

С одной стороны, они, например, не приемлют запрещения 10-ти епископам от М[итрополита] Сергия (и это правильно), имеют самое тесное общение с «запрещенными», а с другой — они, по крайней мере, некоторые, готовы признать Тучковско-Сергиевское «запрещение», аще оно будет на них наложено, и признают, например, «запрещение» прот.о.Валентина Свенцицкого и др.

Они говорят, что будем ждать «Собора», зная наперед, что совершенного Собора быть не может, и они, и наше поколение едва ли его дождутся... Говорят они, что ради смирения они должны быть тем, что они есть, и что история оценит их путь и действия, забывая, что и смирение бывает паче гордости (по выражению одного мудреца, «смирение волчие»). А как оценит их путь история — этого нам не видно, а может статься, что она оценит их действия как вероломство, коварство, хитрость, лицемерие и стремление «невинность соблюсти и капитал приобрести», как и оценивают их многие современники. Да дело не в истории (Господь с ней, с историей), а дело в совести их (не лукавят ли они), а более сего, дело в правде Божией, которую не обманешь и перед Правосудием коей лукавством и изворотливостью не оправдаешься, ибо там могут сказать таковым: «Лукавый раб и неверный... иди от Меня в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его»...

Говорят они: мы сего не имеем права сделать канонически, т.к. у М[итрополита] Сергия нет ереси. Это неверно.

1. Он вошел в унию с безбожием. А коль скоро Церковью осуждена уния с католичеством (христианской деноминацией), то насколько же преступнее и ужаснее уния с безбожием. Как может православный архиерей, проповедуя Христа, исполнить директивы безбожника, гонящего Церковь и все направляющего к ее разрушению.

Нам говорят: дайте факты. Но теперь факты у каждого перед глазами: история еп.Никона Енисейского, запрещение высланных безбожниками архиереев, история еп.Гавриила Клинского, беседы в известном учреждении и предложения, сделанные там епископу Серафиму Дмитровскому, Арсению Таганрогскому и др. в течение минувшего поста, история любого архиерейского назначения, история Московского Златоустовского м[онасты]ря и др... Это все факты, факты и факты.

2. Теперь процитируем 30-е правило св.Апостола: «Аще, который епископ, мирских начальников употребив, через них получит епископскую в Церкви власть (М[итрополит] Сергий по освобождении от уз постом 1927 г.), да будет извержен и отлучен и все сообщающиеся с ним». Как видите, правило это ограждено не только извержением, но и отлучением от Церкви, и оно всей тяжестью лежит на Митрополите Сергии...

Теперь ряд вопросов...

1. При обновленчестве и Ж[ивой] Ц[еркви] за противодействие еп.Антонину, Евдокиму, Красницкому и др. заключали в тюрьмы и ссылали, и это всеми осуждалось, и общение с ними прерывалось — отчего, когда то же самое делают за М[итрополита] Сергия, об этом умалчивают и стараются найти оправдание и общения с М[итрополитом] Сергием не порывают, хотя каноничность его рухнула после нарушения им 30 пр. св.апост., да и до того она была весьма условная, ибо он всего лишь Заместитель Заместителя М[итрополита] Петра, который и сам при всем нашем послушании и преданности ему, лишь Местоблюститель — Заместитель Патриарха, а потому не вполне полноправен — его миссия созвать собор для выборов Патриарха, а тем более неправомочен М[итрополит] Сергий.

2. Запрещения обновленцев, столь обильные, как и сергиево-тучковские, вменялись в ничто, и никто ими не смущался, — почему же запрещениями М.Сергия и его клики смущаются, когда они сами по 30 пр. св.ап. подлежат извержению и отлучению и потому канонически неправомочны...

3. Чем хуже их преосвященный Борис, фиктивно, как и они (М[итрополит] Сергий), признающий М[итрополита] Петра и поминающий его, и почему его отрицаются, а М[итрополита] Сергия опекают и пригревают, давая ему возможность творить бесчиние за бесчинием и продавать св.Церковь и лучших пастырей и архипастырей. Мы не настаиваем, что он лично доносчик, но важно, что за него и за несогласие с ним гонят и что около него есть заведомые предатели, как Серафим Тверской, Алексий Симанский и др. от «синодальных членов».

4. Наконец, можно ли, не признавая запрещенными М[итрополита] Иосифа, Арх.Серафима Угличского и др., быть одновременно в общении и с М[итрополитом] Сергием, и наоборот, признав эти запрещения, можно ли пребывать в общении с запрещенными?

Противоречие и каноническая нелепость. Проще говоря, лукавство, т.к. о.о. Мечевы и др. не могут этого не понимать...

Отцы святые: станьте верными и правдивыми и не смущайте верующих. Им тяжело расстаться с вами, и они ждут от вас правды и страданий. Не дождутся — уйдут от вас, ибо дальше терпеть становится невозможным. На свой авторитет не надейтесь, т.к. теперь мы чуть не на каждом шагу видим падение авторитетов; на подвиги ваши взирайте со смирением — от подвига недалеко до прелести, а от прелести — до полного падения. Станьте твердой ногой на сторону Православия и, перестав лукавить, бояться и смущаться, «ищите прежде всего Царствия Божия и Правды его и сия вся приложится Вам». Жаль вас, жаль трудов ваших.

Да укрепит и да поможет вам Господь Бог своею благодатью. Аминь.

Дело митрополита Сергия. С.151-152.

Ответ еп.Димитрия (Любимова) митр.СергиюСодержаниеОтход от митр.Сергия архимандрита Илария