Епископ Нижнетагильский Никита (Делекторский)

Священномученик Никита (в миру Фёдор Петрович Делекторский) родился 22 декабря 1876 г. в городе Покров Владимирской губернии в семье священника. Он учился во Владимирской, а затем Холмской Духовной семинарии, по окончании которой в 1897 г. был направлен преподавателем Закона Божия в Южское училище в Вязниковском уезде. Законоучителем он служил до 1908 г.

В 1898 г. Фёдор Петрович женился на Антонине Николаевне Флоринской, дочери соборного протоиерея города Александрова. 3 августа 1898 г. он был рукоположен в священный сан ко храму Николаевского женского монастыря города Переславля.

С 1901 по 1907 г. о.Феодор состоял председателем Ревизионного комитета при Переславском духовном училище. С 1903 по 1907 г. он нёс послушание законоучителя церковной школы Николаевского женского монастыря и состоял заведующим и законоучителем Успенской церковноприходской школы города Переславля. В 1907 г. от него ушла жена, и, по-видимому, обстоятельства сложились таким образом, что семью невозможно было восстановить, но детей у них не было, не было и необходимости заботиться ему о семье. 22 августа 1909 г. о.Феодор был уволен по прошению за штат и 31 августа того же года стал вольнослушателем Московской Духовной Академии. 16 октября 1910 г. он был утверждён в звании студента. В 1915 г. о.Феодор окончил Московскую Духовную Академию со степенью кандидата богословия. Его кандидатская работа «Ветхозаветные пророки как пастыри» заслужила высокую оценку рецензентов. Кроме того, он был руководителем хора Академии и автором юбилейного гимна (к 1914 г.).

С 1 октября 1915 г. по 27 декабря 1916 г. о.Феодор был помощником секретаря Совета и Правления Московской Духовной Академии. 17 июля 1916 г. он был награждён камилавкой за особые труды по обстоятельствам военного времени. 27 декабря 1916 г. о.Феодор по приглашению еп. Пермского и Кунгурского Андроника (Никольского) был назначен настоятелем Петропавловского кафедрального собора в городе Перми и преподавателем теории словесности и истории иностранной литературы в Пермском епархиальном женском училище. В 1919 г. он был возведен в сан протоиерея и в том же году Высшим Временным Сибирским Церковным Управлением, которое возглавлял Архиеп.Сильвестр (Ольшевский) награждён золотым наперсным крестом. При отступлении Белой армии он остался в Перми.

В это время прот.Феодор решил всецело посвятить себя служению Церкви и принять монашеский постриг, о чём и сообщил еп. Пермскому Сильвестру (Братановскому), который принял соответствующее решение: «Ввиду безвестного отсутствия в течение 15-ти лет Антонины Делекторской и расторжения брака протоиерея Феодора Делекторского с нею в гражданском суде церковное благословение с нею как таинство снимается для предоставления возможности протоиерею Феодору Делекторскому всецело посвятить себя служению святой Церкви в безбрачном состоянии».

В 1922 г. прот.Феодор вернулся из Перми на родину во Владимирскую епархию и был назначен настоятелем Христорождественского собора в городе Александрове и благочинным всех городских церквей.

7 мая 1924 г. Патр.Тихон и Священный Синод постановили открыть в Самарской епархии викарную кафедру в городе Бугульме. 9 мая в храме Валаамского подворья в Москве митр. Нижегородский Сергий (Страгородский) постриг протоиерея Феодора в монашество с именем Никита и возвёл его в сан архимандрита. 12 мая архимандрит Никита был хиротонисан во епископа Бугульминского, викария Самарской епархии.

По прибытии Еп.Никиты в Бугульму ОГПУ арестовало его вместе с группой священников за «связь с белочехами» во время гражданской войны. Но это ложное обвинение следователи не сумели доказать, и после месяца, проведенного в тюрьме, он был освобождён. В 1925 г. власти снова арестовали Владыку, обвинив его в том, что он совершал богослужение «без патента», то есть без разрешения местных властей, и за «поминовение Патриарха Тихона», между тем как законной религиозной организацией они признавали лишь обновленцев. Кроме того, преосвященный Никита был обвинён в том, что за богослужением поминал Патр.Тихона. После полутора месяцев пребывания в тюрьме в городе Мелекессе Владыка был освобождён.

В 1926 г. Вл.Никита был назначен еп. Орехово-Зуевским викарием Московской епархии, и с тех пор поселился в этом городе, где у него появилось много духовных детей. 3 сентября 1927 г. он был назначен еп. Нижне-Тагильским викарием Свердловской епархии. Но вскоре, в 1927 г., был уволен на покой.

Иногда он выезжал в Москву и тогда останавливался у неких благочестивых людей, принимавших странников. Здесь в 1930 г. он был арестован и приговорён к трём годам заключения в исправительно-трудовой лагерь и отправлен на строительство Днепрогэс, где ему пришлось работать конюхом и ночным сторожем.

В 1934 г. Владыка вернулся в Орехово-Зуево и поселился в комнате общежития, населённого в основном милиционерами кавалерийского взвода. Милиционеры знали, что это бывший епископ, но относились к нему доброжелательно, видя его совершенную нестяжательность и доброту. В 1936-1937 гг. он ночевал у милиционера Краскова в казарме, в «шорной комнате».

В последние годы жизни Владыка нёс подвиг старчества, крайнего нестяжания и юродства. Два года прожил под фамилией Макаров, чей паспорт был им «похищен» в заключении на Днепрогэсе. Духовные дети помогали Владыке материально, но всё, что ему давали, он раздавал нуждающимся, зарабатывая себе на жизнь сбором утильсырья. Он стал нищим, который благотворил нуждающимся. Среди некоторых людей, его знавших, его юродство вызывало недоумение, недоверие, и они указывали Владыке, что сам его вид располагает к пожертвованиям. Однажды он ответил на недоумение одного из жертвователей: «Вы видели и знаете, что имеете дело с человеком, который страдает за свои убеждения и не мирится с жизнью, полной обмана, предательства и пошлости. Да не подумайте вы, что моё ремесло — попрошайничанье. Ваши жертвы переданы мною неимущим бедным людям, и они всегда могут вам о том засвидетельствовать. Данное вами через нас взаим — дано Богу, Который в своё время и возвратит вам, ибо ничто у Него не пропадает».

Получив летом 1937 г. распоряжение о начале массовых гонений, власти Орехово-Зуева стали собирать сведения через служивших в орехово-зуевском соборе обновленцев обо всех проживавших в их городе духовных лицах, и в частности о преосвященном Никите.

В Таганской тюрьме (1937)

13 (или 18) октября, когда Владыка проходил мимо собора, сотрудники НКВД арестовали его (Кладбищенский проезд, 1-1). Он был обвинён в том, что «являлся нелегальным бродячим епископом, был деятелем ИПЦ, проводил антисоветскую агитацию, занимался контрреволюционной деятельностью». Владыка был перевезен в Москву и заключён в Таганскую тюрьму. Сразу же после ареста начались допросы, которые продолжались беспрерывно в течение трёх суток.

— Вы имеете определённое место жительства и место службы?

— Определённого места жительства и места службы я не имею.

— По каким документам вы проживаете, и прописаны ли вы на жительство где-либо?

— Документов я никаких не имею, и нигде на жительство я не прописан.

— В каком сане вы состояли ранее и какой имеете в данный момент?

— Ранее я состоял в сане епископа и имею этот сан епископа до настоящего времени.

Убедившись, что перед ним епископ, следователь счёл достаточным для осуждения сан Владыки и уже не стал ничего спрашивать о его антисоветской деятельности.

19 октября был допрошен один из лжесвидетелей, который сказал, что знает Владыку с 1936 г., что Владыка имеет большой круг единомышленников и почитателей во многих городах Советского Союза, что будто бы он говорил ему: «Обязанность каждого истинного пастыря — это побуждать верующих к защите Церкви, не допустить закрытия церквей, организовать верующих вокруг церкви для её защиты». В заключение лжесвидетель сказал, что Владыка юродствует и к нему обращаются как к прозорливому, который может провидеть грядущее.

17 ноября Тройка НКВД по ст.58-10 УК РСФСР приговорила Вл.Никиту к расстрелу. Обвинение звучало следующим образом: «Нелегальный епископ ИПЦ и контрреволюционер». Еп.Никита (Делекторский) был расстрелян на Бутовском полигоне под Москвой через день после приговора, 19 ноября 1937 г., и погребён в общей могиле.

Источники

  1. Владимирские епархиальные ведомости. 1907. № 42, с.254.
  2. Богословский вестник Московской Духовной Академии. 1912, т.1, ч.4, с.431-432.
  3. Журналы собраний Совета и Правления Императорской Московской Духовной Академии за 1915 год. М., 1916, с.542.
  4. Памятная книжка Московской Духовной Академии. 1916.
  5. Пермские епархиальные ведомости. 1917, №1, с.5.
  6. Голубцов С.А., протодиак. Мученики и исповедники из корпорации Московской Духовной Академии начала XX века, пострадавшие от безбожной власти в 1920-1930-х годах. Архив ПСТБИ. Машинопись.
  7. РГИА, ф.831, оп.1, ед.хр.263, л. 5, 7-9.
  8. ГАРФ, ф.10035, д.19180.
Содержание