Протоиерей Никифор Стрельников

Протоиерей Никифор Стрельников

О.Никифор родился 13 октября 1891 г. в семье священника Иверского монастыря близ с.Выксы, Ардатовского уезда Нижегородской губернии – о.Никифора Петровича Стрельникова. Он поступил в Духовную семинарию в Самаре, кончил ее с отличием и был поэтому рекомендован в Петербургскую духовную академию, которую закончил в апреле 1916 г. Его кандидатское сочинение было написано по литургике у проф.И.А.Карабинова на тему «Афонский устав. Характерные черты и особенности древнего Афонского Типика сравнительно с уставами студийскими, Великой Константинопольской Церкви и иерусалимским».

По словам самого батюшки, «обучаясь на 4-м курсе, с разрешения Синода 28 февраля 1916 г. был рукоположен в академическом храме 12-ти Апостолов в сан диакона ректором епископом Ямбургским Анастасием (Александровым), а 13 марта – священником с оставлением при этом храме». В день рукоположения во иерея о.Никифор получил и свою первую награду – набедренник, что выглядело необычным для начинающего священника.

Всего через 4 месяца последовала вторая награда – скуфья за работу в городских лазаретах по духовному окормлению раненых. Столь быстрые награждения связаны, вероятно, не только с заслугами молодого батюшки, но и с его близостью к архиепископу Финляндскому и Выборгскому Сергию (Страгородскому), который 6 августа 1916 г. взял его к себе в Выборг личным секретарем. Правда, на этом месте о.Никифор задержался всего 2 месяца.

Он уехал из Выборга, и 27 октября был назначен законоучителем и настоятелем домовой церкви в Институте св.Елены на Петроградской стороне, неподалеку от Владимирского собора. На этом месте ему довелось оставаться тоже недолго – до марта 1918 г., когда «Закон Божий изъяли из школ». Затем, заменяя заболевших или отсутствовавших священников, о.Никифор служил в разных храмах: Екатерининском на 1-й линии Васильевского острова, Борисоглебском на Калашниковской набережной, Петра Митрополита в Ульянке и т.д.

Свою дальнейшую судьбу батюшка описывает в следующих словах:

11 октября 1918 г. был взят советской властью на принудительные работы и с партией петроградских граждан отправлен в г.Вологду, где в деревне Семенкове (что в 8 верстах от города) по принуждению исполнял черные работы в течение полутора месяцев.

Советская власть сразу принялась притеснять духовенство, но пока о.Никифору повезло – его только мобилизовали на принудительные работы. Голгофа ждала его впереди…

Когда он вернулся в Петроград, местом служения была назначена Георгиевская церковь в селе Ратчине Ямбургского уезда, в котором проживало 300 человек, не считая окрестных деревень. В этом старинном селе батюшка прослужил до декабря 1923 г., перейдя затем в Петроград, в деревянную церковь преп.Сергия Радонежского, стоявшую до своего разрушения на пролетарской Нарвской стороне. В следующем году о.Никифор был назначен в собор Воскресения Христова, выстроенный на месте злодейского убийства Александра II и получивший в народе название «Спас на крови».

После обнародования митр.Сергием своей декларации, положившей начало подчинения его Синода безбожной власти, «Спас на крови» сделался центром вокруг которого объединилось петроградское духовенство, несогласное с действиями Сергия. Объединилось оно вокруг настоятеля храма – протоиерея Василия Верюжского, помощника викарного епископа Димитрия (Любимова), по благословению ссыльного митрополита Иосифа возглавившего церковную оппозицию в городе. По словам прот.Василия: «Своей декларацией митрополит Сергий Церковь Христову подчиняет советской власти, материалистической, не признающей Бога, разрушающей Церковь…» О.Никифор, который к тому времени стал протоиереем и ключарем собора, поддержал позицию настоятеля (которому, по некоторым данным, он приходился родственником). В его обязанности, помимо прочего, входило исповедовать приезжих священнослужителей, желающих присоединиться к иосифлянам.

О.Никифора первый раз арестовали еще до появления декларации. Это произошло 15 июня 1927 г. по делу Пастырского училища, по которому проходили епископы Григорий (Лебедев) и Гавриил (Воеводин), о.Феодор Андреев, известные братья-иеромонахи Лев и Гурий (Егоровы). В обвинительном заключении по делу говорилось:

Лебедев и Воеводин, состоя епископами в Ленинграде, через совет Богословско-пастырского училища... и слушателей Пастырского училища, в количестве 70 человек, состоящих преимущественно из дворянского сословия, организовали кружок «Ревнителей истинного Православия», на которых была возложена обязанность массового выступления при закрытии по требованию рабочих церквей.

Дело обстояло, однако иначе. Просто на квартире одной из студенток, училища Е.И.Терпигоревой 5-6 раз «были собрания слушателей курсов, где обсуждались богословские и церковные вопросы», делались доклады, читался, например, «знаменитый» ответ С.Есенина Д.Бедному и, конечно, не «вырабатывались способы борьбы с мероприятиями советской власти», как утверждало обвинение. На собраниях бывало 10-12 слушательниц и «по текущему моменту ничего не говорили». Дополнительно выяснилось, что Л.М.Сципион Де-Кампо, секретарша училища перепечатала на своей машинке несколько лекций, раздав их знакомым старушкам. Посему, как ни старались чекисты «раскрутить» это дело (№ 481-27 по ст. 58/10 и 59/7), это им не удалось и 10 ноября 1928 г. оно было прекращено «за недостаточностью компрометирующего материала». В те годы такое еще бывало!

О.Никифора, который входил в совет училища, выпустили 18 ноября 1927 г., взяв с него подписку о невыезде. Он вернулся в свой собор и училище, но в 1928 г. ОГПУ его все-таки посадило на 9 месяцев за «дачу взятки». Вопреки сообщению протопресвитера М.Польского в его книге о «Новомучениках российских», о.Никифор не был арестован и приговорен в августе 1930 г. по делу архиеп.Димитрия и др. «иосифлян». Во всяком случае, в деле его фамилии нет, хотя, будучи ключарем «Спаса на крови» он неизбежно должен был разделить их общую судьбу, т.е. попасть в один из северных лагерей.

Недолго пришлось ждать о.Никифору своего ареста. Уже в декабре того же года он попал на Шпалерку. 25 февраля 1931 г. он давал следующие показания: «я примкнул к группе истинно православных из церкви Воскресения на Крови и помогал завладеть ею (в январе 1928 г.)». Батюшка получил 10 лет принудительных работ, которые отбывал на угольных шахтах в Осинниках, в Кузбассе. Выпустили о.Никифора из лагеря раньше срока, в 1934 г. (по другим данным – в июне 1933 г.), и когда он вернулся на время домой, в Ленинград, в семье его не узнали – так сильно он изменился. В Ленинграде жить осужденному не было разрешено и на оставшийся срок он был выслан в Алма-Ату, где преподавал латынь в местном медицинском институте. Там же он был арестован 26 октября 1937 года и 15 ноября приговорен тройкой при УНКВД к расстрелу. Приговор был приведен в исполнение 16 ноября того же года.


Составлено о.Харлампием на основе статьи Антонова В.В. «Священномученик о.Никифор Стрельников» (Православная жизнь. 1995. № 2. С.5-8). Добавлены сведения из книги Сикорской Л.Е.«Священноисповедник Димитрий, архиепископ Гдовский. Сподвижники его и сострадальцы». (Братонеж. М., 2008 г.) и базы данных Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета.

© Истина, 2015 г.
Содержание