Допросы Леонида Салькова и Ивана Остославского

Протокол допроса обвиняемого

1935 г. Января месяца «18» дня, Уполномоченный УГБ Одесского Облуправления НКВД — Поскрипка допросил в качестве обвиняемого гр. Салькова, который дал о себе такие сведения:

  1. Фамилия, имя и отчество — Сальков Леонид Васильевич.
  2. Возраст — 1886 г.
  3. Место рождения — с. Таганаш б. Таврической губернии.
  4. Социальное положение — сын б. купца.
  5. Имущественное положение —
  6. Гражданство — УССР.
  7. Образование — высшее.
  8. Национальность — русский.
  9. Семейное положение — холост.
  10. Категория воинского учета — не состоит.
  11. Профессия — физик химик.
  12. Место службы и должность или род занятий — нигде не служит — без определенных занятий.
  13. Сведения о судимости и нахождении под следствием — в 1927 г. по ст.54-10 — 3 года ссылки и в 1930 г. 3 года высылки.
  14. Партийная принадлежность — б/п.
  15. Состоит ли в Профсоюзе — не состоит.
  16. Точный адрес — с.Воинское Междуреченского р-на, Вологодской области.
  17. Социальное и политическое прошлое — сын купца.

Будучи допрошенным по существу дела обвиняемый показал следующее:

До 1912 года я проживал в семье своего отца, отец мой был купцом. Имел 40 десятин собственной земли с садом и огородом около 5 десятин, кроме того, имел соляные промыслы и собственный дом в Симферополе. До 1911 года, я учился. После того когда я окончил гимназию в г.Симферополе, я учился в Москве в университете на физико-математическом факультете, закончил университет в 1911 году.

В 1911 году я по призыву поступил на службу в старую армию вольноопределяющимся. Служил тогда в армии 1 год. Демобилизовался в 1912 г. прапорщиком запаса. До 1914 года проживал в г.Симферополе. Отец мой и мать умерли в 1913 г.

Были у меня братья и сестры. В живых сейчас из них никого нет. Один из моих братьев Михаил погиб в империалистическую войну. Два брата Николай и Владимир служили в старой армии офицерами, и где они сейчас, не знаю.

В 1914 году по мобилизации как прапорщик запаса я был призван снова в старую армию. Служил я все время в 13 (парковой-?) артиллерийской бригаде вначале прапорщиком, затем подпоручиком, а в 1917 году был произведен в поручики.

Февральская революция 1917 года меня застала на румынском фронте в названной выше части.

Пробыл я там до июля месяца 1917 г., а затем подал в отставку и был переведен в г. Одессу в резерв чинов, где и пробыл до мая месяца 1918 г. После этого оставил воинскую службу и возвратился в г.Симферополь. В этот промежуток времени я познакомился со священником Ионой Атаманским, от которого получил благословение уйти в Благовещенский монастырь. Ушел я в монастырь в феврале месяце 1918 года. В том же месяце в монастырь пришли красные части, и я был арестован домашним арестом. В апреле месяце 1918 года монастырь был захвачен немецкими войсками и из-под ареста я был освобожден. Под арестом я был в гостинице в монастыре. После этого я возвратился в г.Одессу и, пробыв недели две у священника Ионы Атаманского, уехал в Симферополь.

С приездом в г.Симферополь я свое имущество раздал: часть на церковь, часть на богадельню, а часть своим родственникам и в том же 1918 году выехал в г.Сухум. Там я посетил монастыри: Моквинский, Новый Афон, грузинские монастыри: Дранды, (Камыю-?), Бедийский монастырь. В последнем я больше всего прожил. Осенью 1919 года я решил ехать в Иерусалим и в декабре месяце 1919 года приехал в Константинополь. В Константинополе я узнал, что Иерусалим находился под властью англичан, и что они туда русских не пропускают. Прожив в г.Константинополе на Афонском подворье около двух месяцев и пароходом (английским), который шел в Новороссийск, я выехал обратно на Кавказ. Ввиду того, что Новороссийск оказался занятым красными войсками, пароход отправился в Севастополь. Прибыл в Севастополь в марте месяце 1920 года.

Севастополь был тогда занят белыми войсками. При проверке документов меня как офицера хотели мобилизовать в белую армию, но я отказался служить и был арестован и отправлен в г. Джанкой в штаб (Слащева-?). Оттуда меня отпустили. После этого я ушел в Херсонесский монастырь, где и прожил до 1923 года. В этот же промежуток времени я периодически проживал в Георгиевском монастыре возле гор.Севастополя.

С приходом Врангеля я снова был мобилизован в белую армию, но также отказался служить.

В мае месяце 1923 г. я из Крыма снова выехал на Кавказ в Кетийский монастырь. В монастыре я пробыл до 1925 года, а затем после смерти настоятеля монастыря Алексия (Гнуташ-?) я ушел из монастыря и проживал на квартире у Константина (Илиате-?) в 3-х километрах от г.Сухума. Помогал ему в хозяйстве, а он за это меня содержал.

У него я пробыл до 1927 года. В 1927 году я с группой других лиц был арестован Абхазским ГПУ и выслан в Соловки на 3 года. Фамилий арестованных со мной лиц не помню.

В Соловках я пробыл до сентября месяца 1930 года и после этого отправлен был на высылку сроком на 3 года в Междуреченский р-н Вологодской области.

Пробыл я там до сентября месяца 1933 года. В сентябре месяце 1933 года, после окончания срока высылки, я выехал в г.Сухум. По пути заехал в г.Одессу с тем, чтобы встретиться со священником Димитрием Лавровым. В г.Одессе Лаврова не было. Не помню, кого я посетил на квартире в г.Одессе, и поехал к Лаврову в г.Тирасполь. Там я пробыл несколько дней и возвратился в г.Одессу. К кому я заходил в этот раз, также не помню.

Из Одессы я выехал в г.Сухум. В г.Сухуме меня милиция не прописала, и я остановился на жительство в с.Дранды у Параскевы — отчество и фамилию не знаю. Пробыл там недели две и поехал в Севастополь. В г.Севастополе я не жил и сразу после приезда в Севастополь выехал в г.Симферополь. В г.Симферополе я пробыл дня два у Василия Андреевича (Лакоты-?), а оттуда через Севастополь выехал в г.Одессу. В г.Одессе я пробыл один день и выехал в г.Тирасполь к Лаврову Димитрию.

У Лаврова я пробыл дня три и через г.Одессу снова выехал в г.Сухум. В Сухуме пробыл месяца 2-3 на даче Авксентия (Лазария-?).

После этого я выехал в г.Одессу. Пробыл тут одни сутки. Ночевал на бульваре и выехал в Тирасполь к Лаврову Димитрию, пробыв у него дня три и выехал в Междуреченск Вологодской губернии. Пробыл там месяца 2 с половиной и через г.Одессу поехал в г.Тирасполь к Лаврову Димитрию. Пробыв у него дня 2-3, приехал в Одессу. В Одессе пробыл дня 2-3. Ни у кого не останавливался.

Это было в конце октября 1934 г. Из г.Одессы я выехал в Междуреченское. Прибыл туда в середине ноября 1934 года и проживал там до 12 января 1935 г. — был арестован и направлен в г.Одессу.

Показание с моих слов записано правильно. Мне зачитано, в чем и расписываюсь. Показание буду продолжать.

Л.Сальков

Допросил Поскрипка

Протокол допроса Леонида Салькова от 21 января 1935 г.

Вопрос: В то время, когда вы были в Одессе в 1918 г. — в резерве чинов была ли белая армия в Одессе?

Ответ: Тогда была белая армия, я же хотя и состоял в резерве чинов в г.Одессе, но фактически никакого участия в боях не принимал, проживал на частной квартире.

Вопрос: Кого из близких знакомых имеете в г.Тирасполе.

Ответ: Близкие знакомые у меня в г.Тирасполе: Лавров Димитрий священник, который является моим единомышленником — последователем истинно-православной церкви, и окружающие его почитатели — Елизавета Степановна (Скольницевич-?), хозяйка квартиры, где жил Лавров. Кроме этих знаю по именам также: Елену, Лена — племянница Лаврова, Маша, которые являются церковными сестрами. Приходил на квартиру к Лаврову диакон собора. Фамилии его не знаю; он маленького роста.

Это те лица, которые приходили к Лаврову во время моих посещений его. При этих посещениях иногда служил Лавров панихиды, иногда читались акафисты, или же просто вели беседы духовного порядка.

Вопрос: Кого из близких знакомых вы имеете в Одессе.

Ответ: Посещал я г.Одессу в те дни, о которых я указывал на предыдущих допросах. При посещениях г.Одессы я навещал ряд лиц, проживающих в г.Одессе. Эти лица относятся к числу последователей истинно-православной церкви. Называть персонально этих лиц я сейчас не буду, не хочу никого предавать, но когда об этих лицах будет подтверждено на следствии кем-либо другим, то я тогда не откажусь.

Вопрос: Какие беседы вы проводили с последователями истинно-православной церкви при посещениях г.Одессы.

Ответ: Приходилось вести разговоры религиозного характера в разрезе учений истинно-православной церкви.

Вопрос: Знаете ли вы священника Георгия.

Ответ: Священника Георгия Балухатина знаю. Служит он в с.Анастасьевке. Он сторонник истинно-православной церкви. Посещал я его приблизительно в мае или июне месяце 1934 г. Встречался с ним в Одессе, но когда, не помню.

Вопрос: Знаете ли вы священника Владимира.

Ответ: Священника Владимира Иванова я знаю. Он является сторонником истинно-православной церкви. Посещал его при приездах в г.Одессу в церкви и у него на дому. Содержание бесед с Балухатиным и Ивановым я сейчас не помню.

Вопрос: Какое у вас отношение к Соввласти.

Ответ: По моему убеждению, Советская власть послана Богом в наказание человечеству, поэтому я, как и всякий христианин, не должен радоваться существованию Советской власти, а наоборот это является скорбью. К мировоззрениям Советской власти я и отношусь как к заблуждению людей. Советская власть существовать не будет.

Вопрос: Кого из родственников и знакомых имеете в г.Москве.

Ответ: В г.Москве проживает моя тетка Елизавета Алексеевна (Зилич-?), ее сын Владимир Александрович (Зилич-?), который работает профессором консерватории по классу фортепиано.

Знакомых по г.Москве называть не буду.

Вопрос: По вашим показаниям, вы нигде не работаете. Какие у вас средства к существованию.

Ответ: Когда я был в ссылке, мне мои знакомые присылали деньги, в частности присылал священник Димитрий Лавров. После освобождения из ссылки средствами меня снабжали мои знакомые в г.г.Сухуме, Одессе и Тирасполе. На эти средства я и разъезжал в указанные мной на предыдущих допросах места.

Показание с моих слов записано правильно, мне зачитано. Показание буду продолжать.

Л.Сальков

Допросил Поскрипка

Протокол допроса Леонида Салькова от 28 января 1935 г.

Вопрос: У кого вы останавливались на квартире при посещении вами г.Одессы.

Ответ: Один раз ночевал у священника Владимира Иванова, ночевал у Кох Семена Яковлевича, у Ивана Ивановича Остославского, Виктора Карповича Маркушевского, Константина Петровича, прожив. на Ближних мельницах по Смирновской ул. в д. № 26.

Вопрос: Кого из знакомых, кроме указанных лиц, вы имеете из числа ваших единомышленников и почитателей.

Ответ: В г.Одессе есть некоторое количество лиц последователей истинно-православной церкви. В кругу этих лиц я являлся старшим братом, и давал наставления духовного порядка, один из них по имени Сергий называл меня учителем. Мои беседы носили индивидуальный характер, а также были случаи, когда собирались и по несколько человек, которым читал духовную литературу, разъясняя ее или просто была беседа на тему об истинно-православной церкви.

Из числа своих слушателей, как знакомых мне с которыми приходилось беседовать, я кроме указанных мною лиц помню: Федора Степановича, сестра Мещанской церкви Елизавета Ивановна, сестра Антония, Сычевская Екатерина Павловна, Сычевский Леонид Валерьянович, Маркушевская Пелагея Михайловна, Дария Михайловна — фамилии не знаю, Остославская Евгения Леопольдовна, Клеопатра Густавовна её мать. Это лица из числа последователей истинно-православной церкви, которых я сейчас помню.

Показание с моих слов записано правильно. Мне зачитано. Показание буду продолжать.

Л.Сальков

Допросил Поскрипка

Протокол допроса Леонида Салькова от 29 января 1935 г.

Вопрос: Кого, кроме перечисленных вами на предыдущих допросах, из духовенства и последователей Истинно-православной церкви вы ещё знаете.

Ответ: Кроме указанных мной больше никого по г.Одессе не знаю. Помню я беседовал с Владимиром Ивановым, с которым условился пригласить митрополита Анатолия для беседы по вопросам истинно-православной церкви, однако в условленный день м.Анатолий не пришел, а затем я выехал, и встреча с м.Анатолием не состоялась.

Вопрос: Какие беседы вы проводили среди последователей истинно-православной церкви.

Ответ: Проводил беседы по вопросам сохранения устоев истинно-православной церкви. В своих беседах я призывал их к сохранению чистоты истинного православия, говорил о том, что христиане, как и всему человеческому, Соввласти верить не могут, что следовать за ней также не должны, т.к. все мероприятия ее как продукт человеческого ума рухнут, разъяснял, что Соввласть, разрушая божье, творит волю сатаны.

Вопрос: С кем вы вели переписку после Вашего освобождения из высылки.

Ответ: Переписывался с Лавровым Димитрием, (Салевскими-?), Кох Семеном и его женой.

Вопрос: Знаете ли вы Лаврову Татьяну.

Ответ: Татьяну Лаврову я знаю еще с того времени, когда она была уборщицей в портовой церкви в г.Одессе, когда там были диаконами Лавров Димитрий и Григорий Балухатин. В прошлом году встречался с ней несколько раз на квартире Ивана Ивановича Остославского, присутствовала при моих беседах

Вопрос: Кого вы еще посещали в г.Одессе кроме перечисленных вами выше лиц.

Ответ: Раза два я был у профессора Владимира Петровича Филатова. Он меня приглашал как человека с высшим образованием для беседы по вопросу спиритизма. Он меня спрашивал о сути спиритизма, имея в виду получить от меня разъяснение, как религиозного человека, т.к. ему не могут его дать по этому вопросу монахи, не имеющие образования. Я ему по этому вопросу говорил, что спиритизмом христиане заниматься не могут, так как это проявление злой силы.

Филатов подарил мне шляпу, которая и послужила поворотом к тому, что он меня перестал принимать, так как ему кто-то сказал, что меня в Одессе кто-то увидел в его шляпе, и он может иметь неприятности за связи со мной.

Показание с моих слов записано правильно, мне зачитано, в чем и расписываюсь. Показание буду продолжать.

Л.Сальков

Допросил Поскрипка

Протокол допроса Леонида Салькова от 13 февраля 1935 г.

Вопрос: Скажите причины ваших выездов в Вологду и на Кавказ.

Ответ: В г.Вологду я выезжал с тем, чтобы там прожить некоторое время в с.Шуйск. В Шуйске я за отсутствием квартиры не мог остаться и остановился на квартире в с.Воинском у Дубова Ильи Ивановича.

На Кавказ я выезжал только в г.Сухум, также имея в виду где-нибудь пристроиться на жительство.

Вопрос: Сколько раз вы выезжали в г.Сухум.

Ответ: Выезжал в ноябре месяце 1933 г. и в начале января 1934 года. В последний раз я там пробыл до марта месяца 1934 г.

Вопрос: На какие средства вы жили в Сухуме эти три месяца.

Ответ: Мне высылал денежную помощь Димитрий Лавров, а также мне помогали на месте верующие. Из них я помню в с.Дранды одну женщину по имени Параскеву — фамилию не помню, Евлампия Бойчевская и друг., которых я сейчас не припоминаю.

Припоминаю ещё (Ладакино-?), который возле Сухума имеет свою дачу.

Вопрос: Что представляет собой круг ваших знакомых в г.Одессе и Тирасполе.

Ответ: С теми лицами, которых я называл меня познакомил Димитрий Лавров, с ними я проводил беседы религиозного характера.

Показание с моих слов записано правильно. Мне зачитано, в чем и расписываюсь.

Л.Сальков

Допросил Поскрипка

Допрос Ивана Остославского

Протокол допроса обвиняемого

1935 г. Февраля месяца «21» дня, Уполномоченный УГБ Одесского Облуправления НКВД — Поскрипка допросил в качестве обвиняемого гр. Остославского, который дал о себе такие сведения:

  1. Фамилия, имя и отчество — Остославский Иван Иванович.
  2. Возраст — 1869 г.
  3. Место рождения — г. Херсон.
  4. Социальное положение —
  5. Имущественное положение — не имеет.
  6. Гражданство — УССР.
  7. Образование — среднее.
  8. Национальность — русск.
  9. Семейное положение — женат.
  10. Профессия — не имеет (быв. офицер).
  11. Место службы и должность или род занятий — без определенных занятий.
  12. Сведения о судимости и нахождении под следствием — нет.
  13. Партийная принадлежность — б/п.
  14. Состоит ли в Профсоюзе — не состоит.
  15. Точный адрес — ул. 10-летия Красной Армии, 21, кв.21.
  16. Социальное и политическое прошлое — бывший офицер старой армии.

Будучи допрошенным по существу дела обвиняемый показал следующее:

В г.Одессе я проживаю с 1916 года. До этого времени я служил в старой армии с 1894 г. и до 1916 г. беспрерывно. Последний чин в старой армии — полковник.

С 1916 г. и по 1918 г. я нигде не работал в виду болезни. С 1918 г. и по 1920 г. работал в г.Одессе в экспедиции по изготовлению государственных бумаг. В экспедиции работал беспрерывно при разных правительствах: при петлюровщине, белогвардейцах, некоторое время работал и при Соввласти.

В экспедиции я служил в должности контролёра.

Затем до 1922 г. служил в (неразборчивое слово). После этого нигде не работаю. Состою на иждивении своей жены.

Вопрос: Знаете ли вы Салькова Леонида Васильевича.

Ответ: Салькова Леонида Васильевича я знаю. Лет 6 тому назад мне приходилось видеть его в церкви, но тогда я с ним ещё не был знаком. О нём тогда я слышал, что он странник. Затем был слух, что Сальков находится в ссылке. Около двух лет тому назад Сальков Леонид Васильевич снова появился в г.Одессе.

Не помню, при каких обстоятельствах я с ним по возвращении из ссылки познакомился и он периодически посещал меня на квартире — был у меня несколько раз.

Насколько мне лично известно, Сальков нигде не работает.

Приходилось слышать, не помню от кого, что Сальков Леонид Васильевич принял на себя подвиг странничества.

Средством к существованию у Салькова являлись пожертвования от почитателей, однако учитывая его разъезды, что сопряжено с большими расходами, получение им средств для этого является загадочным — неизвестным. Из его поездок мне известны поездки в Крым, в Москву. О целях его поездки мне ничего не известно.

Из его почитателей мне известны священники Лавров Димитрий, Балухатин Георгий. Других не знаю.

При посещении им моей квартиры приходили к Салькову Леониду Балухатин Георгий и Лавров Димитрий. Другие лица ко мне на квартиру не приходили.

Содержание разговоров Салькова Леонида Васильевича я не помню — были разговоры религиозного и частного порядка.

Больше по этому делу ничего показать не могу. Показание с моих слов записано правильно и мне зачитано, в чем и расписываюсь.

И.Остославский

Допросил Поскрипка

Протокол допроса Леонида Салькова от 25 февраля 1935 г.

Вопрос: Какое у вас основное занятие.

Ответ: Являясь последователем истинно-православной церкви, я принял на себя подвиг странничества. На странничество я получил благословение от священника Ионы Атаманского. Средствами к существованию у меня были пожертвования от верующих и изредка частные работы у верующих по хозяйству у верующих, с кем мне приходилось сталкиваться. Только такие работы я и могу выполнять, работа же на советских предприятиях или служба в советских учреждениях является противной моей совести.

Вопрос: Какое у вас отношение к Соввласти.

Ответ: Как последователь истинно-православной церкви я являюсь противником Соввласти.

Вопрос: Какие вопросы вы предполагали рассмотреть на совещании у Иванова Владимира с участием м.Анатолия.

Ответ: Приблизительно в мае или июне месяце 1934 г. по предложению Димитрия Лаврова, он, Иванов Владимир и я должны были собраться у Иванова Владимира и пригласить м.Анатолия. Там мы имели в виду обсудить создавшееся положение истинно-православной церкви и выяснить у м.Анатолия, какие причины побудили подписаться под декларацией м.Сергия и какой смысл был у него в этом его поступке.

Тут же предполагали обсудить вопрос, как относиться к м.Анатолию как к правящему митрополиту. Других вопросов не намечали, так как это был первый шаг к обсуждению этих вопросов с участием митрополита.

Вопрос: Знакомы ли вы со священником Владимиром Здетовецким.

Ответ: Здетовецкого я встречал на квартире Кох Семена. Со Здетовецким беседовать мне не приходилось.

К данным выше показаниям об отношении к Соввласти вношу добавление: «Врагом Советской власти я являюсь за её безумное восстание против бога».

Показание с моих слов записано правильно. Мне зачитано, в чем и расписываюсь.

Л.Сальков

Допросил Поскрипка

Протокол допроса Леонида Салькова от 27 февраля 1935 г.

Вопрос: На предыдущем допросе вы показали, что являетесь противником Соввласти. Какую антисоветскую деятельность вы проводили.

Ответ: Антисоветской деятельности с моей стороны не было. Советской же власти я не подчиняюсь по мотивам указанным мной на предыдущих допросах.

Вопрос: Какое влияние должны были оказывать ваши беседы с последователями истинно-православной церкви.

Ответ: Те из них, которые последовали моим убеждениям также по этим мотивам должны были бы быть противниками Соввласти.

Вопрос: Какой характер имели ваши беседы с последователями истинно-православной церкви на квартирах Кох, Остославского и других.

Ответ: С верующими на квартирах Кох, Остославского и других мои беседы преимущественно носили религиозный характер.

Вопрос: Какую конечную цель вы преследовали в ваших беседах.

Ответ: Беседы я проводил в духе священного писания, так как я его понимал с тем, чтобы разъяснить слушателям его вернее. Конечной целью у меня было внедрить в сознание слушающих меня мои убеждения последователя истинно-православной церкви.

Как воспринимались мои беседы, точно сказать не могу.

Вопрос: Не являются ли эти обстоятельства вашей антисоветской деятельностью.

Ответ: Это относится к моей антисоветской деятельности.

Показание с моих слов записано правильно, мне зачитано, в чем и расписываюсь. Показание буду продолжать.

Л.Сальков

Допросил Поскрипка

Протокол допроса Л.В.Салькова от 28 февраля 1935 г.

Вопрос: На предыдущем допросе вы показали об отдельных моментах вашей антисоветской деятельности.

Ответ: Этим я преследовал (цель) сохранить чистоту веры лично в себе и помочь другому путем соответствующих убеждений.

Будучи несогласным с политикой Соввласти, основываясь на свои религиозные убеждения, я и проводил борьбу с мероприятиями Соввласти.

Я считаю, что социалистическое строительство ведет к нарушению чистоты истинного православия, поэтому я сам не только не мог принимать участия в нем, но являясь противником его, в частности, по этим мотивам, как я показывал и ранее, я считаю противным своей совести работать в советских предприятиях и учреждениях.

К этому я также призывал и других путем соответствующих бесед с верующими.

Всё это, в конечном счёте, должно вызвать неподчинение и непризнание Соввласти.

В части мероприятий Соввласти мои убеждения и разъяснения сводились к тому, что они направляются к гибели мира, следовательно у верующих истинно-православной церкви должны вызвать скорбь и сожаление.

Показание с моих слов записано правильно, мной зачитано, в чем и расписываюсь.

Л.Сальков

Допросил Поскрипка

Приписка снизу: Указанные мной беседы носили случайный характер в данном случае в г.Одессе при моих посещениях указанных выше лиц.

ГАОО. Ф. «П». Д. 11066 (Дело Салькова Л.В. и др.), лл. 37-57

СодержаниеПротоколы допросов С.Я.Коха