Схимонах Епифаний

Евангельское слово о пастырях ложных

(Документ Катакомбной Церкви в подсоветской России. 1959 г.)

В Церкви Божией над словесным стадом Христовым поставлены пастыри или духовные пастухи, дабы не только самим идти, но одновременно всё духовное стадо с собою вести путем истины Христовой. Об этом нам вещает голос первоверховного апостола Петра: «Пастырей ваших умоляю я, сопастырь и свидетель страданий Христовых и соучастник в славе, которая должна открыться. Пасите Божие стадо, какое у вас, надзирая за ним не принужденно, но охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия, и не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду, — и когда явится Пастыреначальник, вы получите неувядаемый венец славы» (1 Пет.5:1-4). И как бы продолжая эту речь, первоверховный святой апостол Павел, в обращении к Церкви Вселенской говорит: «Итак, внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святой поставил вас блюстителями пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрёл Себе Кровию Своею» (Деян.20:28).

Высоко стоят пастыри. Они, возвышаясь над паствою, стоят на страже Христовой истины. Поэтому и святые апостолы увещевают пасомых: «Также и младшие, повинуйтесь пастырям; все же, подчиняясь друг другу, облекитесь смиренномудрием, потому что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (1 Пет.5:5). «Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет...» (Евр.13:17).

Всё это сказано об истинных пастырях, о тех, кто жизнь свою не щадит за спасение вверенного им стада: «Пастырь добрый душу свою полагает за овцы» (Ин.10:11).

Пасомые подчиняются пастырям, — таков закон Христов. Но, однако, несмотря на всё уважение к пастырям и на подчинённость им, несмотря на общую евангельскую заповедь: «Не судите!», пасомым Самим Господом вменяется в нравственную обязанность крайняя духовная бдительность и рассудительность даже в отношении самих пастырей: по истинному ли пути они сами идут и всё стадо словесное за собой ведут?

Об этой крайней осторожности и смиренной духовной рассудительности говорит святой апостол Павел: «Смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые, дорожа временем, потому что дни лукавы. Итак, не будьте нерассудительны, но познавайте, что есть воля Божия» (Еф.5:15-17).

Заповедано: «Не судите», но одновременно с этим добавлено: «Не будьте и нерассудительны». Не осуждайте ближнего, а в нашем случае — старшего, за его слабости, ошибки, погрешности и грехи, — но о самом ошибочном пути, не осуждая, рассудите. Дабы и вам не принять за истину — ложное, так как это ложное может касаться самых основ жизни духовной: «Ибо я знаю, — говорит божественный апостол, прощаясь с Церковью земною, — что по отшествии моём войдут к вам лютые волки, не щадящие стада; и из вас самих (это говорится пастырям) восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою. Посемубодрствуйте...» (Деян.20:29-31).

Вот для такого бодрствования и нужна духовная смиренномудрая рассудительность, дабы превратное, т.е. ошибочное, неистинное понимание не признать за истинное. И тем более это опасно, когда не простые рядовые верующие ошибаются, а сами руководящие пастыри, долженствующие быть в Церкви блюстителями истины. Однако, как нет человека без греха, так нет и пастыря без слабостей, без ошибок. Но не о таких ошибках здесь идёт речь, а о глубоких искажениях Духа Церкви и духа пастырствования, которые разрушают слово учения Христова и путь святой истины.

Когда Господь говорит: «Не судите, да не судимы будете» (Мф.7:1), Он здесь же, в той же самой беседе, заповедует нам осмотрительность в отношении истинности пастыря: «Берегитесь лжепророков (лжепастырей), которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные: по плодам их узнаете их» (Мф.7:15-16).

Кому же сказаны эти слова? Кто может распознать ложного пастыря, волка хищного? Это — сами пасомые! Значит, словесному стаду даны и способность, и право рассудить о пастыре: истинный он или нет, истинным ли путём сам идёт и увлекает за собою паству Христову? Ибо, если у пасомых не было бы права ни способности распознавать пастыря, то Господь бы не сказал Своей Церкви: «По плодам их узнаете их». Следовательно, рассуждение о пастыре законно! Незаконно осуждение, т.е. превозношение над пастырем, допустившим нечто ошибочное. «Суди дело, суди грех, но не человека», — поучают святые Отцы.

Неоднократно Спаситель повторяет Своё предостережение, произнося слово: «Берегитесь!» (Мф.7:15; 16:6; 24:4; Мр.13:23; Лк.21:8 и проч.) и этим подчёркивает, что верующим дана и способность к определению опасности и средства самозащиты: «Берегитесь лжепророков (лжепастырей)... По плодам их узнаете их» (Мф.7:15), а не поодежде, не по внешности. «Берегитесь закваски фарисейской и саддукейской» (Мф.16:6). «Берегитесь, чтобы кто не прельстил вас; ибо многие придут под именем Моим и будут говорить: "я — Христос" и многих прельстят» (Мф.24:4-5). «Вы же берегитесь, вот, Я наперёд сказал вам всё» (Мр.13:23). «Итак, бодрствуйте на всякое время и молитесь...» (Лк. 21,36) «Смотрите, бодрствуйте, молитесь... Итак, бодрствуйте... А что вам говорю, говорю всем: бодрствуйте» (Мр.13:33,35,37).

Но ведь ложные приходят, как и истинные, внешне в пастырском достоинстве: одеждах овечьих, под именем Христовым. Потому-то и сказано о ложных: «Берегитесь, берегитесь» их!

В этом же смысле и с тою же целью предупреждает о ложных пастырях и святой апостол Пётр, говоря: «Были и лжепророки в народе, каки у вас будут лжеучители, которые введут пагубные ереси и, отвергаясь искупившего их Господа, навлекут сами на себя скорую погибель. И многие последуют их разврату (искажению истины), и через них путь истины будет в поношении. И из любостяжания будут уловлять вас льстивыми словами; суд им давно готов, и погибель их не дремлет» (2 Пет.2:1-3).

И всё это сказано пасомым по отношению к пастырям. Это — предупреждение на все времена и для всех отклонений, называемых общим именем ереси, т.е. отделения. Но смысл слов первоверховного в том, что паства обязана иметь духовное рассуждение об истинности пастырей.

Вот и второй из первоверховных, божественный Павел, предупреждает паству дажео ложных апостолах: «Таковые лжеапостолы, — пишет он, — лукавые делатели, принимают вид апостолов Христовых. И неудивительно: потому что сам сатана принимает вид Ангела света. А потому не великое дело, если и служители его принимают вид служителей правды» (2 Кор.11:13-15).

Ведь это сказано опять-таки пастве, дабы христиане различали истинных и ложных пастырей. Были (или только слыли) апостолами, а стали лжеапостолами. Были некоторые пастырями, а, уклонившись от истины, стали лжепастырями. Следовательно, рассуждение об истинности пастырей - вполне законно. Законно — рассуждение, но незаконно — нравственное их осуждение. И рассуждение это имеет целью только самозащиту паствы против лжепастырей. Поэтому божественный апостол, имея ввиду огромную опасность руководимых, когда они безрассудно идут за ложным пастырем, прибегает к сильным выражениям: «Берегитесь псов, берегитесь злых делателей» (Флп.3:2).

Значит, цель всех приводимых выше предупреждений сводится к заповеди: «Берегитесь».

Вот и святой апостол и евангелист Иоанн Богослов, обращаясь ко всем верующим, пишет: «Возлюбленные! Не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много появилось лжепророков в мире» (1 Ин.4:1).

Здесь уже более определённо выражено евангельское наставление ко всем в Церкви: не доверять каждому руководящему, не доверять даже и тем, кто имеет как будто права пастыря, ибо много лжепророков появилось в мире, — пишет в первом векесвятой апостол, а тем более их появляется в наше время, — поэтому не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они. Сказано: «испытывайте», но, одновременно, и: «не судите». Обе эти заповеди не противоречат друг другу. Ибо испытывать это значит рассудить, исследовать, изучить, проверить опытом. И если окажется, что пастырь уклоняется от пути истины (2 Пет.2:2), то, не осуждая его как человека, поступить по отношению к нему по слову евангельскому. При сознании испытующих своей личной немощи и удобоподвижности к заблуждениям, доброжелательство к заблуждающемуся, если он покажет исправление, сохраняется. Но если он останется неисправим: «скажи Церкви, а если и Церковь не послушает, то да будет тебе, как язычник и мытарь» (Мф.18:17), т.е. не имей с ним никакого общения.

Заповедь «Не судите» во внутреннем благожелательстве к уклонившемуся от истины сохраняется, но заповедь о духовном рассуждении и любви ко святой истине кладёт предел к личному общению с упорствующим в заблуждении.

Об этой возрастающей строгости по отношению к упорствующим в заблуждении предельно ясно говорит всё тот же святой апостол и евангелист Иоанн Богослов: «Кто приходит к вам и не приносит сего учения (учения Святой Церкви), того не принимайте в дом и не приветствуйте его; ибо приветствующий его участвует в злых делах его» (2 Ин.1:10-11).

Конечно, не по недостатку любви Христовой пишет эти строгие слова тот, кто по исключительному праву носит имя Апостола любви. И, само собою разумеется, что в этих словах нет нарушения заповеди о неосуждении ближнего. Ибо эта заповедь должна сочетаться в неразрывное целое с заповедью: «Не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они».

И вот при сохранении заповеди о неосуждении и при соблюдении заповеди о рассуждении, в истинном ли духе действует пастырь, — во имя любви ко святой истине, к великому единству Церкви, иногда прекращается общение с ложным пастырем. И, однако, в такой строгости действует всё та же любовь Христова. Ибо прекращение общения, с одной стороны, оберегает истину, а с другой, обличает заблуждение уклонившегося и призывает его к исправлению, к покаянию.

Точно так же говорит и другой апостол Христов, святой апостол Павел: «Завещаем вам, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, удаляться от всякого брата, поступающего бесчинно, а не по преданию, которое приняли от нас» (2 Фес.3:6).

Не от своего имени, а от имени Господа нашего Иисуса Христа повелевает святой апостол удалиться от всякого брата, поступающего не по преданию, не по закону Церкви, писанному и неписанному, но сохраняемому в виде предания Святой Церкви, т.е. закона, но не записанного, а передаваемого из уст в уста.

Но, может быть, иной лжепастырь, нарушая закон, будет себя оправдывать тем, что «я, мол, не брат, я - отец, поэтому ко мне слова апостола не имеют отношения. Даже если я поступаю бесчинно, не по закону Церкви, это не ваше дело. Вы пасомые. Вы не имеете права удаляться от меня, прекращать со мною общение. Ибо я — пастырь, а вы — овцы! И я отвечаю за вас, а не вы за меня... Почему бежите от меня?..»

На подобного рода утверждения лжепастырей следует, прежде всего, заметить, что святой апостол называет братьями всех без различия, поскольку имеет основание в словах Христа Спасителя, который говорит: «А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас учитель — Христос, все же вы — братия; и отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, который на небесах...» (Мф.23:8-9).

Поэтому и сказанное о брате нарушающем закон Церкви, имеет непосредственное отношение к пастырю-нарушителю. И даже имеет отношение не в меньшей, а несравненно в большей степени, ибо «от всякого, кому дано много, много и потребуется; и кому много вверено, с того больше взыщут» (Лк.12:48).

Уклонение паствы от пастыря, уклонившегося от закона пастырского служения — вполне законно, как основанное на евангельском слове. И не только законно, но является даже нравственной обязанностью паствы. Паства не осуждает, ибо сказано: «Не судите». Паства прощает, если это не превышает её возможности, ибо сказано Спасителем: «Если не будете прощать, то Отец ваш Небесный не простит вам согрешений ваших» (Мф.6:15). Но и при неосуждении и при прощении паства сторонится пастыря, уклонившегося от закона евангельского. Ибо евангельский закон повелевает это сделать (2 Фес.3:6), как было указано выше. И такое уклонение или отход паствы от пастыря, уклонившегося от пути истины, может даже не иметь явно выраженной формулировки: вот, мол, на каком основании мы удаляемся от тебя... Ибо Господь Иисус Христос заповедует не то, что не идти за таковым, но и бежать от него, как это и изъяснено Спасителем в притче о пастыре добром и лжепастырях, которых Он называет наемниками, ворами, убийцами.

О том, как истинный пастырь входит во двор овчий и как проникает туда ложный, об этом говорит Спаситель Христос: «Аминь, аминь, глаголю вам: не входяй во двор овчий, но прелазя инуде, той тать есть и разбойник: а входяй дверьми, пастырь есть овцам...» (Ин.10:1-2).

Сам Господь поясняет: входящий в истинную Церковь, в подлинное священство с ней, только Он Сам, Вседеятельный Спаситель и Господь: «Аз есмь дверь» (Ин.10:9 и 7). Нельзя истинно войти в Церковь Христову, иначе как только Им Самим. А кто проник помимо Его, тот воровски перелез через ограду, а не вошел этой единственной Дверью. Поэтому входить пастырям во Христе во двор овчий иначе нельзя как хождением жизнью во Христе или, иными словами, как Он Сам изрек: «Никтоже может приити ко Мне, аще не Отец, пославый Мя, привлечет его... Есть писано во пророцех: и будут вси научени Богом» (Ин.6:44-45).

Нельзя во Христе пастырствовать в Церкви, не войдя в неё Дверью — Христом. И такое вхождение и хождение во дворе овчем есть, увы, не только редкий, но и редчайший отличительный признак истинного пастырствования. Поэтому и сказано Господом: «Входяй дверьми, пастырь есть овцам; сему дверник отверзает, и овцы глас его слышат, и своя овцы глашает по имени... И егда своя овцы ижденет (выведет), пред ними ходит (идет): и овцы по нем идут, яко ведят глас его...» (Ин.10:2-4).

Но если пастырь действует не во Христе, не в духе Евангелия Христова, то, прежде всего, он не истинной дверью вошёл во двор овчий. И он неминуемо покажет, что он — ложный, что он — лжепастырь, что он — вор и разбойник (Ин.10:1), потому что похитил то, что ему по праву не принадлежит. «Вор приходит только для того, чтобы украсть, убить и погубить...» (Ин.10:10) И каждый лжепастырь духовно убивает тех, кто безрассудно за ним следует. Да он и не может не убивать и не губить, потому что в нём нет подлинной жизни во Христе... И некто изрек страшное слово: «Редкие пастыри в наше время спасаются!» (И.Зл.).

Истинные овцы стада Христова чувствуют сердцем, что слово из уст их пастыря, не его личное слово, а слово Христа Спасителя. Они слышат в голосе пастыря голос Христов. И поэтому «овцы по нем идут, яко ведят глас его» (Ин.10:4).

Пастыря же ложного, не ходящего во Христе, уклоняющегося от евангельского пути, Сам Господь Иисус Христос именует чужим голосом,незнакомым для слуха овец его стада... И как же поступают истинствующие овцы, когда услышат из уст "пастыря" совсем чужой голос? Господь говорит: «По чуждем же не идут, но бежат от него, яко не знают чуждаго гласа» (за чужим же не идут, но бегут от него, потому что не знают чужого голоса) (Ин.10:5).

Следовательно, вполне законно и евангельски обоснованно поступают овцы словесного стада Христова, когда, услышав в голосе пастыря чужое, — будет ли это слово учения или поведения, — сперва «по чуждем не идут», а потом и бегут — «бежат от него».

Итак, лествица духовного рассуждения о ложных пастырях и правильного отношения к ним на основании евангельского учения может быть выражена в следующих кратких словах: «Не судите (Мф.7:1), но рассудите (1 Кор.10:15)!»

Не судите пастыря легкомысленно, поспешно, легковерно, быть может, он ещё не лжепастырь...

Не судите... Но, однако, Писание говорит: «Не будьте нерассудительны» (Еф.5:17). Не будьте безразличны к добру и злу.

Не судите, не осуждайте, «поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые..., потому что дни лукавы» (Еф.5:15-16).

Не судите, но, однако, «не будьте нерассудительны, но познавайте, что есть воля Божия» (Еф.5:17). А рассудительность или мудростьсостоит в том, чтобы всегда исходить из воли Божией.

Не судите, но помните Господни слова: «Будьте мудры, как змии, и просты, как голуби» (Мф.10:16). Мудрость имейте змеиную, а чистоту голубиную.

Не судите, — говорит Господь, — но через несколько слов Он предупреждает: «Берегитесь лжепророков (лжепастырей), которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные...» (Мф.7:15). Страшное слово: под видом пастырейвойдут в стадо Христово — хищные волки!

Не судите по внешности, но — по делам, — по плодам их узнаете их (Мф.7:16). Ибо дела говорят яснее, чем слова.

Не судите — нельзя понимать однобоко, ведь Сам Господь нам говорит: «Горе вам..., лицемеры, что оставили важнейшее в законе: суд (рассудительность), милость и веру» (Мф.23:23; Лк.11:42).

Не судите, а если судите, — говорит Господь, — то судите судом праведным, — и поясняет: «Не судите по наружности» (Ин.7:24). Нельзя судить об истинности или ложности пастыря по лицу, по одежде, по наружности.

Не судите... Вот апостол Христов предупреждает: «Были и лжепророки в народе, как и у вас будут лжеучители (лжепастыри)» (2 Пет.2:1). И это пророчество сбылось и сбывается на каждом шагу... И апостол продолжает: «Суд им давно готов, и погибель их не дремлет» (2 Пет.2:3).

Не судите... «Не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире» (1 Ин.4:1). Это говорит св. апостол и евангелист Иоанн Богослов и к сказанному выше, он поясняет, что это дух антихриста (1 Ин.4:3).

Не судите, но рассудите... «Итак внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрёл Себе Кровию Своею. Ибо я знаю, что, по отшествии моём, войдут к вам лютые волки, не щадящие стада; и из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою. Посему бодрствуйте, памятуя, что я три года день и ночь непрестанно со слезами учил каждого из вас» (Деян.20:28-31). «Кто приходит к вам и не приносит сего учения (учения Святой Церкви), того не принимайте в дом и не приветствуйте его; ибо приветствующий его участвует в злых делах его» (2 Ин.1:10-11).

Не судите. Говорит Христос: «Аминь, аминь глаголю вам: не входяй дверьми во двор овчий, но прелазя инуде, той тать есть и разбойник...» (Ин.10:1). И поясняет: «Аз есмь дверь» (Ин.10:9 и 7).

Не судите, но рассудите: «Входяй дверьми, пастырь есть овцам. Сему дверник отверзает, и овцы глас его слышат, и своя овцы глашает по имени... и егда своя овцы ижденет, пред ними ходит...» (Ин.10:2-4).

Не судите, а рассудите: «По чуждем же не идут, но бежат от него, яко не знают чуждаго гласа» (Ин.10:5). О пастырях судят по их голосу. И если голоса их чужие, то это те, кого Господь Иисус Христос и Его святые апостолы назвали волками хищными, волками лютыми, не щадящими стада.

Не судите, и, если можно, молитесь за них (1 Ин.5:16), но сами бегите от них (Ин.10:57).

СергианствоСодержаниеАпостасийная Лжецеркви
Используются технологии uCoz