Письмо к Епископу Димитрию

Его преосвященству Преосвященнейшему ДИМИТРИЮ Епископу Гдовскому
от Настоятеля Крестовоздвиженского храма, что в г. Москве на Воздвиженке,
свящ. Александра Сидорова

Со стороны митр.Сергия по распоряжению архиеп.Филиппа* меня дважды посещали уполномоченные им иереи с предупреждением о решении снять с меня иерейский сан.

Мною было сообщено, что, прервав каноническое общение с митр.Сергием, я нахожусь в каноническом общении с митр.Иосифом и Вашим Преосвященством.

Об изложенном считаю своим долгом довести до Вашего сведения и испрашивать Ваших архипастырских указаний.

Нижайший послушник Вашего Преосвященства

священ. А.Сидоров

г.Москва
День Знамения Пр.Богородицы
Ноября 27 дня 1928 г.


* Архиепископ Звенигородский, управляющий Московской епархией с 1927. С 18 мая 1927 постоянный член «Временного Патриаршего Св.Синода».

Вл.Димитрий

Ответное послание Вл.Димитрия московским иосифлянам

Благодать Господа нашего Иисуса Христа и любы Бога и Отца да будет с вами, возлюбленные о Господе о.Александр Сидоров, о.Сергий Голощапов, о.Никодим и все священнослужители церквей Крестовоздвиженской, Грузинской Б.М. и Николо-б.Крест, — да поможет Вам Господь пребывать в мире, единодушии и единомыслии в твёрдом исповедании чистоты и истины православной веры, с любовию во всём помогая друг другу. Не смущайтесь никакими прещениями, кот. готовят вам отступники от веры Христовой. Никакое запрещение или извержение из сана м.Сергием, его синодом или епископами для Вас недействительно. Доколе останется хоть один твёрдо православный епископ, имейте общение с таковым. Если же Господь попустит, и Вы останетесь без Епископата, — да будет Дух Истины, Дух Святый со всеми Вами, Который научит Вас решать все вопросы, могущие встретиться по Вашему пути, в духе Истинного Православия.

Где бы я ни был, моя любовь и моё благословение будет с Вами и с нашей паствой.

ДИМИТРИЙ, ЕПИСКОП ГДОВСКИЙ

г.Петроград
День св.муч.Парамона
29 ноября [12 декабря] 1928 г.

Письмо Еп.Димитрия к духовенству ст.Сиверской

Вас смущает прежде всего то, что мы так долго не порывали канонического общения с митр.Сергием, хотя и послание его, и дело Митр.Иосифа давно уже были перед нашими глазами. На сие ответствую так:

Последнее представлялось нам первоначально одним из обычных даже для Патриарха подтверждений о невмешательстве Церкви в дела гражданские. И нам пришлось изменить своё отношение к нему лишь тогда, когда обнаружилось, что послание начинает оказывать сильное влияние и на дела чисто церковные и искажать не только канонически, но даже и догматически лицо Церкви. Плоды его выявились не сразу, а самые крупные из них, по крайней мере, до сего времени, отразившиеся и в нашей епархии, следующие:

  1. Закрепление временного Синода, который, в сущности, не Синод, т.к. не представительствует совершенного лица Русской Церкви, а простая канцелярия, каковой первоначально представил её митр.Сергий, закрепление его в качестве соуправляющего органа, без которого уже ни одно решение не исходит от митр.Сергия, что является незаконным и самочинным действием. Искажён самый патриарший образ управления Церковью.
  2. Одновременно с таким самоограничением митрополита в своих правах является требование возносить имя его вместе с Местоблюстителем Митр.Петром, что еще больше искажает единоличную форму правления Церковью, установленную Собором 1917-1918 гг., да и вообще противно духу Св.Церкви, никогда не допускавшей на одно епископское место двух соуправителей или хотя бы именования двух имён с одинаковым значением.
  3. Также незаконно и объясняемое, по словам митр.Сергия, лишь гражданскими причинами массовое (до 40 случаев) перемещение епархиальных епископов.
  4. Такую же цель принизить значение епископа для епархии имеют и учреждённые ныне епархиальные советы, под надзор которых будет попадать каждый вновь назначенный на епархию епископ.
  5. Незаконно и требование, обращённое митр.Сергием к русским православным людям, помимо отношения внешней подчиненности к гражданской власти, которую они доблестно являли в течение десяти лет, не нарушая гражданского мира и не восставая против законов страны, не противоречащих христианской совести, — незаконное требование от них и внутреннего признания существующего строя и общности в радости и печали с людьми, совершенно чуждыми и враждебными Церкви.

Таковы первые плоды, возросшие на почве послания; другие подрастают ещё, и о них говорить преждевременно, но и явившихся оказалось достаточно для того, чтобы поставить перед совестью вопрос о дальнейшем отношении к митр.Сергию и его делу.

Петроградская контрреволюцияСодержаниеМитр.Иосиф