Истинно-Православная Церковь в Одессе

Из рассекреченных архивов Госбезопасности

Иона Атаманский

Священник Иона Атаманский

Последние четыре дела с обвинениями в принадлежности к Истинно-Православной Церкви не имеют пока дополнительных подтверждений, что упоминаемые в документах лица действительно разделяли экклезиологию ИПЦ в правильном её понимании. В то время карательные органы могли отождествлять антисоветские взгляды с принадлежностью ИПЦ даже официальной церковной структуры под руководством митр.Сергия. Определяющим мотивом для обвинения в симпатиях или взаимодействии с ИПЦ считалось следование бескомпромиссным курсом священника Ионы Атаманского, причисление себя к его последователям или просто вхождение в круг его почитателей.

Из-за трудностей со здоровьем исследование в области истории Истинно-Православное движения в Одессе и области было мной приостановлено. Предварительно можно сказать, что в Одессе ИПЦ не получила сколько-нибудь сильного развития или влияния. В августе 1927 года на собрании епархиального духовенства Декларация митр.Сергия не получила всеобщего осуждения, и, таким образом, большинство священноначалия пошло компромиссным "пространным" путём. А немногочисленная церковная оппозиция была задушена карательными органами в самом зародыше.

Катакомбная же или, как более точно высказывались некоторые оппозиционные деятели, Пустынная Церковь продолжала своё существование в том или ином виде в одесском регионе до настоящего времени всегда. Отличие Пустынной от Истинно-Православной Церкви заключается лишь в форме существования: первая была внешне сокрыта, не проявляя миссионерской и богослужебной активности, а вторая до определённого времени старалась открытым служением охватить как можно более полное число народа.

© Истина
Библиотека